RU74
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Челябинске

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

0 м/c,

746мм 61%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Экономика Факторинг: после кризиса все начнется с «чистого листа»

Факторинг: после кризиса все начнется с «чистого листа»

Стремительный рост факторингового рынка с ежегодным удвоением показателей в течение последних трех лет во время кризиса сменился «глубокой заморозкой». Факторинговые компании оказались в ситуации, когда стоимость финансирования серьезно возросла, а доступ

" src=

Стремительный рост факторингового рынка с ежегодным удвоением показателей в течение последних трех лет во время кризиса сменился «глубокой заморозкой». Факторинговые компании оказались в ситуации, когда стоимость финансирования серьезно возросла, а доступность – заметно снизилась. Ситуацию усугубляет рост неплатежей по проведенным факторинговым операциям. Однако, как прогнозируют эксперты, после прохождения острой фазы финансового кризиса факторинговые компании, которым удалось выстроить эффективную систему риск-менеджмента, ожидает стремительный рост рынка.

Прошлый год стал поворотным моментом в развитии российского рынка факторинговых услуг. «Первое полугодие прошлого года было ознаменовано уже ставшим привычным стремительным ростом рынка факторинговых услуг, – рассказывает начальник отдела факторинга челябинского филиала «Промсвязьбанка» Альбина Асташкевич. – Однако в сентябре, когда традиционно наблюдается сезонный рост спроса на услуги компаний-факторов, в развитие экономики в целом и рынка факторинга в частности вмешался финансовый кризис. Таким образом, ожидать по итогам года удвоения факторингового рынка, к сожалению, не приходится. Прирост основных показателей, безусловно, будет, но существенно меньший, чем планировалось».

Как отмечает заместитель начальника управления факторинга «ЮниКредит Банка» Геннадий Золкин, прогрессирующее кредитное сжатие, ожидание девальвации рубля и корпоративных дефолтов наглядно показали, что эпоха дешевых и, главное, доступных денег осталась позади. «Трудности с кредитованием и падение потребительского спроса ударили по реальному сектору экономики. Прежде всего это сказалось на традиционных для факторинга отраслях – таких как металлургия, обработка, оптовая торговля, пищевая и алкогольная промышленность и ретейл-сектор», – отмечает эксперт.

Осенью прошлого года у многих предприятий и торговых сетей возникли проблемы с финансированием, возросла кредитная и дебиторская задолженность, снизились доходы, что вызвало значительную задержку платежей и, в свою очередь, отразилось на показателях банков и компаний, предоставляющих факторинговые услуги.

«Первая и главная проблема для всех факторов на сегодняшний день – рост количества невозвратов, – отмечает Альбина Асташкевич. – Сейчас компании стараются максимально сконцентрировать усилия именно на работе с дебиторской задолженностью».

«Уходящий год стал знаковым для российского рынка факторинга, – рассказывает директор челябинского представительства банка «Национальная факторинговая компания» Елена Мозолева. – На передний план в факторинговом бизнесе вышел риск-менеджмент как основа деятельности компании-фактора. Умение работать с дебиторской задолженностью (исследование бизнеса дебиторов, андеррайтинг) и компетенция в части риск-мониторинга и профилактики возможного мошенничества клиентов – залог того, что фактор не понесет крупных убытков, связанных кризисными явлениями в экономике. Ряд игроков, не уделявших внимание построению работы с проблемной и просроченной задолженностью, столкнулся со сложностями, связанными с возвратами ранее выплаченных денежных средств: они будут вынуждены или продать «долги» (если удастся найти желающего выкупить задолженность), или просто их списать».

В кризисной ситуации факторинг стал более рискованным и менее доходным финансовым инструментом, что вынудило финансовые организации пересмотреть стратегию развития бизнеса. Как отмечает Елена Мозолева, в наиболее выгодной ситуации оказались независимые факторинговые компании с банковской лицензией, имеющие доступ к антикризисным программам поддержки, а также структурные подразделения крупных универсальных коммерческих банков, для которых факторинг является одним из приоритетных направлений бизнеса. Из-за ограниченных возможностей фондирования ряд факторинговых компаний и банков прекратили факторинговое финансирование новых, а некоторые – и существующих клиентов. По словам Геннадия Золкина, трудности с привлечением финансирования привели к тому, что за последний квартал 2008 года стоимость факторинговых услуг возросла почти вдвое.

По прогнозам Елены Мозолевой, в ближайшее время на рынке факторинговых услуг произойдут важные изменения. Уход слабых компаний и поглощения, проведенные крупными финансовыми структурами, окажут значительное влияние на расстановку сил на российском рынке факторинговых услуг. Вместе с тем появление новых игроков на рынке факторинга маловероятно в силу возросших финансовых рисков и входного порога. Одновременно с усилением концентрации факторингового рынка возрастет и его сегментированность: усилится специализация факторинговых компаний и банков – одни сконцентрируются на продуктах с максимальной добавленной стоимостью, другие будут ориентировать бизнес исключительно на факторинговое финансирование. После прохождения острой фазы кризиса ожидается повышенный спрос на факторинговые услуги: устоявшим факторинговым компаниям и банкам придется осваивать рынок практически заново, с чистого листа, как в 1999 году, но уже обладая опытом и навыками.

«Кризис оказывает позитивное, оздоравливающее влияние на рынок факторинга, – считает Елена Мозолева. – С рынка уйдут игроки, которые ориентировались на агрессивные продажи и пренебрегали элементарными принципами специализированного факторингового риск-менеджмента».

По ее словам, данная стратегия могла оставаться жизнеспособной еще длительное время, если бы доступ к бесперебойным источникам финансирования оставался открытым. Компании-факторы продолжали бы покрывать потери за счет дохода от финансирования новых клиентов, а бесперебойное финансирование при отсутствии должного риск-менеджмента создавало бы благоприятную почву для мошенничества со стороны клиентов: компания передавала фактору фиктивные накладные, фактор финансировал «воздушные» поставки, затем клиент возвращал фактору деньги и передавал новые фиктивные накладные, раздувая «пузырь».

«Кризис остановил раскручивание бесконечной спирали, поскольку факторинговые компании и банки столкнулись с нехваткой денег, – рассказывает Елена Мозолева. – Наверное, это тяжело: в один день проснуться и понять, что финансировал только «воздух». В любом случае, конечный потребитель услуг выиграет от происходящих сейчас «потрясений». На рынке факторинга останутся те, кто строил бизнес, уделяя основное внимание специализированному факторинговому риск-менеджменту, ведь именно он в конечном итоге определяет качество факторинговых продуктов для клиентов».

Кризис, скорее всего, даст толчок интенсивному развитию факторинговых услуг, связанных с основной компетенцией факторинговой компании, а именно – с работой с дебиторской задолженностью. Станут востребованными услуги по покрытию риска неплатежа покупателей, когда наиболее актуальным для большинства клиентов факторов будет не вопрос роста бизнеса, а его финансовая безопасность. Кроме того, возникнет потребность в управлении дебиторской задолженностью и ее взысканию: зачастую поставщикам выгоднее избавиться от непрофильных видов деятельности и доверить столь щепетильный вопрос профессионалам. По словам Елены Мозолевой, в условиях неопределенности на финансовом рынке дебиторская задолженность является одним из наиболее надежных видов обеспечения, так как это самый ликвидный актив после наличных денежных средств. Кроме того, номинальная стоимость дебиторской задолженности фиксируется в момент ее возникновения и не уменьшается в зависимости от изменившихся внешних условий. И наконец, при уступке действительной дебиторской задолженности риск неплатежа сводится к минимуму за счет диверсификации – вероятность одновременного дефолта всех дебиторов заемщика чрезвычайно низка.

«В силу краткосрочного характера факторингового финансирования постоянный мониторинг текущего портфеля позволит избежать или, по крайней мере, минимизировать потери для тех факторов, кто имеет налаженную IT-систему, высокопрофессиональный персонал и консервативный риск-менеджмент, – уверяет Геннадий Золкин. – Ужесточение кредитных процедур, повышенные требования к потенциальным клиентам, качеству уступаемой дебиторской задолженности и предоставляемой компанией документации ознаменуют новый виток в дальнейшем развитии факторинга в новых экономических условиях».

Сегодня факторинг, пожалуй, является одним из немногих финансовых инструментов, способных поддерживать производителей и поставщиков товаров услуг, поэтому факторинговые компании и банки не теряют надежды и верят в дальнейшее развитие рынка факторинговых услуг.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления