Крупнейшая в России пивоваренная компания «Балтика» по объемам продаж в Екатеринбурге практически догнала компанию Heineken, для которой этот рынок является «домашним». По мнению аналитиков, конкурентная борьба среди пивоваренных компаний в России обостряется, и ситуация на уральском рынке является показательной.
Согласно данным агентства «Бизнес Аналитика» за июль 2006 года, доля рынка группы компаний «Балтика» в Екатеринбурге увеличилась до 26,5%. Таким образом, «Балтика» почти вплотную приблизилась к компании Heineken (29,2% екатеринбургского рынка), которой принадлежит ООО «Патра» и для которой рынок Екатеринбурга является «домашним». Интересно, что Урал для «Балтики» является самым большим по объему продаж и даже опережает Северо-Западный регион, который является признанным центром пивоварения в России. Важную роль в укреплении позиций компании на Урале сыграло продолжающееся объединение ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», ОАО «Пикра», ОАО «Вена» и ОАО «Ярпиво». Напомним, что в Челябинске действует завод «Вена», входящий в группу компаний «Балтика». По словам эксперта – директора корпорации «Стратум», советника аппарата Полномочного представителя Президента РФ в УрФО, члена консультативного совета УрФО по иностранным инвестициям и внешнеэкономической деятельности Олега Пермякова, производственные мощности в УрФО загружены только на 69% (без учета недавнего удвоения мощностей на заводе «Вена»). Таким образом, существует еще большой запас для увеличения производственных мощностей и замещения привозимого пива тем, которое производится внутри региона. Поэтому в компании «Балтика» считают уральский рынок чрезвычайно перспективным.
Эксперты отмечают, что уральский рынок еще не полностью поделен, здесь нет статичной ситуации. Основная борьба за долю рынка и долю на полке происходит между ключевыми крупными игроками, и все производители будут продолжать стремиться к увеличению своих продаж. Аналитик Наталья Мильчакова из брокерского дома «Открытие» отмечает: то, что «Балтика укрепляет свою долю на Урале, свидетельствует об обострении региональной конкуренции. Компании продолжают бороться за потребителя, и возможно, что в связи с амбициозными планами, в скором времени конкуренция примет более агрессивный характер. Выиграет тот, кто предложит более инновационные маркетинговые ходы. Наталья Мильчакова не исключает даже борьбы за снижение цен. «Уже сейчас в линейке практически всех компаний присутствует ПЭТ-упаковка», – напомнила Наталья Мильчакова.
Но «Балтика», в портфеле брендов которой есть продукция всех ценовых сегментов, делать упор на развитие только «дешевого» пива не собирается. «На Урале мы будем продолжать развивать все сегменты, укрепляя наше лидерство, однако в наших планах будет учтено изменение структуры потребления в крупных городах в пользу более динамичного развития премиального и лицензионного сегмента», – отметил руководитель по продажам Группы компаний «Балтика» в Уральском регионе Анатолий Медведев. По данным «Бизнес Аналитики», в Екатеринбурге успешное развитие демонстрируют бренды лицензионного и премиального сегмента из портфеля «Балтики»: Foster’s (за восемь месяцев 2006 года рост составил 220% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), Tuborg (за восемь месяцев 2006 года рост на 79%), «Невское» (за восемь месяцев 2006 года рост на 19%). В целом в августе 2006 года продажи группы компаний «Балтика» в Екатеринбурге возросли на 38% по сравнению с августом 2005 года. Отметим, что в России хорошие позиции в секторе премиального и лицензионного пива занимает также Heineken. Поэтому не исключено, что игрокам на рынке придется потесниться. В целом же в Екатеринбурге наиболее востребованы такие бренды группы компаний «Балтика», как «Балтика» (с долей рынка 13%), «Невское» (с долей 4,6%), Tuborg (2,1%), «Уральский Мастер» (3%), «Арсенальное» (1%).
Одним из способов увеличения продаж в компании «Балтика» называют увеличение покрытия территории. «Мы будем удерживать и развивать свое присутствие с помощью эксклюзивных торговых представителей «Балтики» в не менее 90% торговых точек в населенных пунктах с количеством жителей от 5000 человек, а с остальными торговыми точками в плане продвижения наших торговых марок работают наши дистрибьюторы с помощью собственных торговых представителей», – заявил Анатолий Медведев. В том числе, в зону интересов пивоваров входят и «северные» регионы Урала. Как оказалось, в Уральском федеральном округе лидером по потреблению пива является Ханты-Мансийский автономный округ, хотя раньше считалось, что в «холодных» территориях напиток не будет пользоваться большой популярностью. В Челябинске «Балтика» и так занимает лидирующие позиции с долей рынка в 51,6%. Впрочем, если сравнивать Южный и Средний Урал, то в Челябинске большую часть рынка занимают бренды экономического и дешевого сегмента, доля брендов среднеценового, премиального и лицензионного сегмента практически одинакова в обеих региональных столицах.
Стоит отметить, что главным индикатором пивоварения в стране эксперты называют уровень потребления на душу населения. В прошлом году Россия вышла на 30-е место в мире по потреблению пива с объемом 62 литра в год на человека. В Уральском федеральном округе в 2005 году этот показатель достиг своего максимума (около 85 литров) и, скорее всего, в ближайшее время не будет увеличиваться большими темпами. Значит, увеличение объемов продаж какой-либо из компаний возможно за счет уменьшения доли других пивоваров, и в борьбе за потребителя на рынке должны появиться более выгодные предложения. Мы будем следить за развитием ситуации.