Бизнес Ретро-помидоры, земляника-гигант и сахарные дыни: над чем трудятся «Сады России»

Ретро-помидоры, земляника-гигант и сахарные дыни: над чем трудятся «Сады России»

Дочь Владимира Степанова в память об отце возродит забытые плодово-овощные культуры и поднимет бизнес на новый уровень.

Бренд Челябинской области «Сады России» исчезнет, и одним из конкурентов на рынке станет меньше? Именно на это рассчитывали фирмы-соперники успешного научно-производственного объединения после ухода из жизни директора-легенды Владимира Степанова. Не тут-то было. Слухи о заморозке проекта абсолютно напрасны. Задачи, которые ставит перед собой новый руководитель компании, – конкретные и амбициозные. Фестивали жимолости, клубники и абрикосов, конкурс на самый богатый урожай томатов с полумиллионным бюджетом, селекционные проекты по спасению вишни в масштабах страны, эксперименты в микроклональной лаборатории и повышение аграрного имиджа Южного Урала – это лишь самая скромная часть планов. Достойный преемник Владимира Степанова, его дочь Дарья Воронкова, намерена воплотить все задумки отца и кое-что усовершенствовать. Зачем «Сады России» выходят в соцсети? Какие семена и редкие саженцы местной селекции смогут заказать по почте садоводы в этом сезоне? И будут ли популярны ретро-помидоры, лук-шалот, забытая черемуха и войлочная вишня? Об этом читайте в интервью с Дарьей Воронковой.

Дарья Воронкова, генеральный директор НПО «Сады России»

Элитный материал с челябинской пропиской

– Дарья Владимировна, одним из последних событий, которое польстило бы вашему отцу, стало официальное признание «Садов России» производителем элитного посадочного материала для садоводов. Это как-то повлияет на репутацию компании?

– Безусловно. Буквально в марте на агросовещании в региональном Министерстве сельского хозяйства «Сады России» получили необычный и редкий для компаний Челябинской области документ – сертификат производителя элитного посадочного материала для садоводов. Это достижение – результат многолетней работы Владимира Васильевича. По сути, это признание заслуг предприятия даже не на федеральном, а на мировом уровне, значит, мы не просто местечковая фирма, а один из самых крупных производителей посадочного материала.

В доказательство масштабов могу привести такие любопытные цифры. За год «Сады России» отправляют по стране посылок с семенами и саженцами больше, чем «Эйвон» и «Орифлейм» вместе взятые. Это около миллиона заказов, которые уходят к садоводам от Калининграда до Владивостока.

– И все-таки, кроме укрепления имиджа, какие преференции дает сертификат?

– Это перспективы выхода на новые рынки, без сертификата в других регионах страны нечего делать. Это некий знак качества, аналог ГОСТа времен СССР, возможность того, что мы можем себе позволить заявиться в любой точке России, и нас примут с уважением. Если говорить о смысле сертификата: значит, сорта, которые находятся в селекции наших специалистов, действительно высокого качества, и самое ценное в этих семенах и саженцах то, что они морозостойкие. Находясь в зоне Урала, «Сады России» – единственная компания, которая имеет такое производство.

Слово «элитный» в данном случае означает новейший, которого еще нет на рынке, уникальный. Почти год эксперты Министерства и Россельхознадзора следили за работой питомников и делали выводы. Для партнеров, с которыми мы сотрудничаем, этот сертификат – показатель некой индивидуальности и того, что мы всерьез занимаемся наукой. Сегодня у нас три больших питомника площадью 650 гектаров земли, включая ягодники, к работе в лабораториях мы привлекаем специалистов из ведущих университетов.

Новые сорта картофеля не повреждаются колорадским жуком и обладают высокими кулинарными достоинствами

От сверхурожайной картошки до медовой жимолости

– Над чем сейчас работают селекционеры «Садов России»? На какие культуры делается ставка?

– Высоким спросом сегодня пользуется картофель. Несмотря на то, что его можно купить в любом магазине, качественный, устойчивый к заболеваниям и вредителям картофель садоводы заказывают в очень больших объемах. Бешеная популярность не падает на протяжении уже долгого времени. Нам банально не хватает объемов, чтобы покрыть потребности рынка. И основная задача «Садов России» – обеспечить страну не самим картофелем, а посадочным материалом, который мы рассылаем по почте. Сейчас кипит работа по поиску нового сорта.

Абрикосы – хит продаж 2016 года от компании «Сады России»

В последние годы широкую популярность у наших садоводов приобрела слива – настоящая жемчужина России

– Какие еще овощи, фрукты и ягоды могут стать хитами сезона?

– Наши специалисты ведут селекцию лука-шалота с повышенной урожайностью. Посадив одну такую маленькую луковичку, вы получаете не одну большую, как из лука-севка, а целое семейство до десяти луковиц.

Не оставляем тему косточковых культур, начатую отцом, – это абрикосы, которые плодоносят через три года после посадки. В нашем питомнике до сих пор идет селекция идеального сорта, поскольку очень трудно добиться сочетания всех желаемых качеств. Мы хотим, чтобы абрикос был и красивый, и вкусный, и морозостойкий, и чтобы не растрескивался во время созревания. Результаты наших достижений демонстрируем ежегодно на фестивале абрикосов. В этом году масштабная дегустация непременно состоится на нашем сортоиспытательном участке. То есть это работа постоянная, которая не останавливается ни на минуту.

До «Садов России» селекцией абрикосов настолько серьезно и успешно не занимался никто. Свои достижения челябинцы привезли на выставку «Золотая осень» в Москву. Когда во время правительственной экскурсии к стенду научно-производственного объединения подошел Дмитрий Медведев и отведал абрикосы Владимира Степанова, то не поверил хозяевам урожая, что такие сочные и сладкие плоды привезены с Урала. Дмитрий Анатольевич пошутил, что абрикосы и Челябинск – вещи несовместимые, мол, на ниточки их к деревьям привязываете. А в прошлом году «Сады России» пошли дальше и угощали губернатора региона Бориса Дубровского сладким уральским персиком. Сейчас сорт находится в доработке.

– В этом году заявлен новый фестиваль – жимолости. Казалось бы, это всеми забытая, малопопулярная горькая ягода. Что об этом думают садоводы?

– Жимолость несколько незаслуженно забыта в России. Эта ягода очень долго считалась невкусной и шла только на варенье. Но мы опровергли напрасное заблуждение. Можете приехать на фестиваль, посмотреть на нашу коллекцию жимолости и сами попробовать, какой она может быть на вкус. «Сады России» сегодня – самые крупные производители жимолости, неприхотливой, ранней и полезной ягоды. Уже в мае она будет плодоносить. Кроме нас ее селекцией не занимается никто.

Вообще мы выводим новые сорта и новые культуры по разным фронтам: это и помидоры, и виноград, и черемуха.

– И даже черемуха востребована?

– Вы представляете, да. Иной раз сама удивляюсь. Садоводы – фанатичные люди, которым интересно все. К черемухе хорошо относятся, потому что она красивая, сногсшибательно пахнет, из нее делают пироги и муку. Мы работаем над тем, чтобы превратить невзрачную неприхотливую дикарку в крупную, как виноград, ягоду.

1 из 3

– Выходит, что сейчас вы держите курс на возрождение ретро-коллекций плодово-овощных и ягодных культур?

– Мы готовим масштабную ретро-серию, но пока детали не будем озвучивать. Селекционеры занимаются возвращением культур, которые незаслуженно забыты. Это и войлочная вишня, и потерянные сорта помидоров, и репа. Будем их вспоминать, предлагать садоводам, рассказывать, что с этим делать, какие кулинарные блюда и заготовки можно придумать из такого урожая.

Каждый год «Сады России» выводят что-то новенькое. Премьера прошлого сезона – уникальный продукт – вьетнамская дыня необыкновенной красоты и вкусности. Насыщенно-оранжевая с многочисленными желтыми полосками, похожая на маленькие загорелые арбузы. Благодаря скороспелости эта дыня вызревает даже в короткое северное лето. Садоводы пришли в восторг от такой находки Владимира Степанова. Спрос превысил предложение более чем в десять раз.

– Дарья Владимировна, значит «Сады России» прежде всего держат курс на дальнейшее развитие селекционного направления, продолжая традиции?

– Первостепенная моя задача – сохранить и преумножить все, что сделал отец. А он добился немалого – это десять миллионов посылок за всю историю компании, это признание садоводов. Сейчас мы присматриваемся к опыту европейских селекционеров, заимствуем любопытные сорта, маточные культуры. Когда я была в Европе, в Польше, просто села на маршрутку и поехала по производителям посадочного материала. Стучалась во все двери, представлялась, спрашивала, что интересного. Сейчас «Сады России» знакомы с большинством производителей саженцев в Европе. Но и это еще не все. Мы будем развиваться технологически, шлифовать детали и совершенствовать сервис.

Сорт ремонтантной садовой земляники. Растет и развивается в рекордные сроки, дает высокие урожаи

«Сады России» хотят, чтобы вы добавили их в друзья

– Что вы имеете в виду под технологическим развитием?

– Не думаю, что открою тайну, но сегодня садовод молодеет. К аудитории пенсионеров добавляются люди в возрасте от 30 лет. Это активные интернет-пользователи. Да, и бабушки с дедушками все чаще заказывают семена и саженцы в виртуальном магазине.

С моим приходом интернет-торговля будет развиваться, надеюсь, что мы выйдем на новый уровень. Через два месяца будет запущен новый интернет-магазин. Мы считаем, что он станет лучшим в России по продаже посадочного материала – и по дизайну, и по сервисам, и по юзабилити. Раньше упор делался на селекции, на производстве, мало заботились о конечном потребителе, его удобстве, сервисе. Были озадачены тем, что был хороший товар, но ведь человеку нужно все красиво упаковать, позвонить, сказать спасибо за доверие. Раньше до этого руки не доходили, но сегодня будем стремиться давать садоводу максимум внимания.

В планах «Садов России» – снимать видеопрограмму про огород и выпускать ее в эфир на центральном телевидении. Владимир Степанов частенько удивлялся, как в стране, где проживает 25 миллионов садоводов, нет такой передачи. Не то что раньше, когда семьи припадали к голубым экранам и брали на карандаш важные рекомендации опытных селекционеров.

Превосходный сильнорослый гибрид капусты белокачанной вынослив к неблагоприятным погодным условиям

– Будете осваивать соцсети?

– Уже этим занимаемся. Сейчас у наших пабликов 100 000 подписчиков, с которыми мы ежедневно ведем общение. Топ-менеджеры компании лично отвечают на больные вопросы, чтобы показать свою лояльность к клиенту. Мы есть во всех мессенджерах, где можно задать вопрос и тут же получить ответ, сделать заказ, решить свою проблему. Кол-центр работает в круглосуточном режиме. Если бабушка не умеет пользоваться интернетом – просто звонит, и через семь дней семена будут у нее на даче в любой точке страны. Мы всегда ставим себя на место клиента, принимаем все претензии и решаем их в срок не более двух дней. Бывает, спрашивают – почему что-то не растет? Обсуждаем, советуем, разбираем, что сделано не так.

Для нас клиент – не просто слово. Мы хотим, чтобы по всей России цвели красивые сады в память об отце и маме, которая тоже ушла меньше двух лет назад. Мечтаю, чтобы абсолютно каждый человек имел возможность выращивать вкусные и полезные плоды на своем земельном участке.

– А если говорить о глобальных задачах?

– Мы работаем на имидж региона и на продовольственную безопасность страны, хотя это звучит несколько пафосно, но это так. К примеру, сейчас наша микроклональная лаборатория работает над спасением такой простой культуры, как вишня. В Центральной России этой ягоды попросту нет. Вишня заразилась страшной болезнью коккомикозом и за последние пять лет полностью вымерла. Та же проблема надвигается на Урало-Сибирский регион. Мы взяли на Алтае устойчивые к коккомикозу черенки и будем выводить растения без признаков заболевания, потому что страна рискует полностью остаться без вишни. Делиться планами можно очень долго. В этой сфере я с шести лет и весь селекционный процесс знаю в деталях – от и до. Скажу одно, все задумки Владимира Васильевича будут доведены до конца, чтобы папа мог мною гордиться.

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления