Бизнес Кому нужны эти бренды?

Кому нужны эти бренды?

Любой бизнесмен стремится индивидуализировать свой продукт, выгодно выделиться на фоне конкурентов. Фирменное наименование, патенты, товарные образцы – все это относится к интеллектуальной собственности и необходимо для того, чтобы продукция на рынке...

Любой бизнесмен стремится индивидуализировать свой продукт, выгодно выделиться на фоне конкурентов. Фирменное наименование, патенты, товарные образцы – все это относится к интеллектуальной собственности и необходимо для того, чтобы продукция на рынке была узнаваема. Раскрученное название, торговый знак рано или поздно начинают работать на владельца, возвращая вложенные средства. И закономерно желание владельца любыми способами оградить свою собственность от неправомерного использования. Однако всегда ли стоит это делать?

Права на интеллектуальную собственность защищает закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», контроль за соблюдением которого возложен на антимонопольные органы. Этот закон запрещает продажу, обмен или какое-либо другое введение в оборот товаров с неправомерным использованием средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации товаров.

В Федеральной антимонопольной службе признают, что случаи незаконного использования интеллектуальной собственности не редки, а в последнее время отмечается рост числа подобных жалоб.

Так, в начале июня 2005 года в Челябинское УФАС обратился предприниматель с заявлением о том, что его конкурент незаконно использует зарегистрированный товарный знак. Владелец размещает на упаковке реализуемого им сливочного масла изображение коровы на лугу. Этот товарный знак известен широкому кругу потребителей и легко ими узнаваем. Конкурирующий предприниматель, не обременяя себя заботами по разработке собственного фирменного обозначения или получению согласия правообладателя, стал использовать товарный знак в оформлении собственной аналогичной продукции и реализовывать товар в Челябинске от своего имени.

УФАС посчитала этот случай противоречащим ст. 10 закона о конкуренции и возбудил в отношении недобросовестного предпринимателя производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Кроме того, все материалы были направлены в областное УВД для решения вопроса о привлечении нарушителя к административной ответственности.

Товарный знак – это лицо компании. В его разработку, раскрутку, продвижение порой вкладываются немалые творческие силы и материальные средства. Ставший жертвой недобросовестной конкуренции предприниматель может защитить свои права, обратившись в антимонопольную службу с заявлением и всеми имеющимися документами, которые доказывают факт нарушения закона. В таком случае будет выдано предписание о прекращении деятельности, противоречащей законодательству, и об устранении ее последствий.

Если же предписание ФАС не будет выполнено в установленный срок, к нарушителям применяются более серьезные санкции. Юридическим лицам в таком случае грозит штраф от 2000 до 5000 МРОТ. Ко всему прочему, с нарушителя может быть взыскана незаконно полученная прибыль.

Иногда в процессе сбора доказательств и их анализа выясняются такие нарушения, которые входят сферу действия правоохранительных органов. В таком случае вопросы рассматриваются уже в судебном порядке, а с нарушителя взыскивается административный штраф. Для граждан он составит 15–20 МРОТ, для должностных лиц – 30–40 МРОТ, для юридических – 300–400 МРОТ. Кроме того, будут конфискованы предметы, содержащие незаконное воспроизведение товарного знака.

Впрочем, у недобросовестного предпринимателя есть способ избежать наказания. Он может добровольно признать свою вину, не дожидаясь карательных мер антимонопольной службы или правоохранительных органов.

Так, у московского представительства журнала «За рулем» возникли претензии к челябинскому магазину с аналогичным названием. В УФАС по Челябинской области поступило заявление московского ОАО «За рулем», которое является владельцем соответствующего товарного знака.

При рассмотрении обращения было установлено, что сразу две челябинские организации – ООО «Торговый дом «Масла и смазки» и магазин автозапчастей «За рулем» – не получив согласия правообладателя, использовали в своей деятельности обозначения, которые до степени смешения сходны с известным брендом.

В дизайне вывески магазина и названии имелись существенные совпадения с элементами товарного знака «За рулем». В результате чего у потребителей могло сложиться ошибочное мнение о непосредственном отношении магазина к известной торговой марке.

Похожая ситуация сложилась и с ТД «Масла и смазки», издающего и распространяющего газету «За 74 рулем». Цвет, конфигурация букв, шрифт, использующиеся в графическом изображении наименования газеты, совпадали с элементами фирменного знака «За рулем». По указанным фактам УФАС возбудило дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В отношении деятельности магазина автозапчастей было вынесено предписание, подтверждающее незаконность его деятельности. Руководство салона согласилось с этим решения, и спорная вывеска была демонтирована.

Что касется газеты «За 74 рулем», то здесь вопрос до сих пор не решен. Как сообщили в ФАС, производство по делу издательства приостановлено, поскольку ТД «Масла и смазки» подали заявку на регистрацию собственного товарного знака – «За 74 рулем». Кроме добавленной цифры «74» в начертании фирменного знака был изменен шрифт и цвет. Теперь Федеральной службе по интеллектуальной собственности предстоит принять решение: не будет ли новый торговый знак сходным до степени смешения с известным московским брендом. И только после этого антимонопольная служба сможет вынести окончательное решение.

Если предпринимателю очень приглянулась чужая интеллектуальная собственность, он может попробовать договориться с ее владельцем совместно использовать один и тот же товарный знак. В таком случае необходимо будет заключить соглашение: правообладатель может предать право пользования своим товарным знаком любому лицу на основании лицензионного договора, который проходит обязательную регистрацию. И, по словам специалистов, были случаи, когда с помощью таких мер удавалось урегулировать конфликт.

Однако подобное происходит довольно редко. Как правило, каждый бизнесмен дорожит своей интеллектуальной собственностью и стремится ее сохранить. «Товарный знак – это бренд, это продвижение товара, узнаваемость товара, это прибыль для предпринимателя. Поэтому сам правообладатель хочет самостоятельно и исключительно использовать свой товарный знак», – говорит ведущий специалист Челябинского управления антимонопольной службы Татьяна Соболевская.

В какой-то мере защитить свой бизнес позволяет регистрация интеллектуальной собственности. Делать это или нет, решает сам бизнесмен. Если предприниматель заинтересован в правовой охране своей интеллектуальной собственности, то, конечно, ее лучше зарегистрировать. «Непосредственно число «74» как понятие содержательное, смысловое зарегистрировать невозможно, – комментирует директор «Информационной группы 74» Геннадий Верясов. – Но можно зарегистрировать в качестве товарного знака его особый вариант написания: цвет, размер шрифта, – и сейчас мы этим занимаемся».

Регистрация не является чем-то обязательным и ее наличие не гарантирует того, что на вашу интеллектуальную собственность никто не покусится. Однако свидетельство о регистрации товарного знака, патента на изобретение, промышленного образца могут существенно помочь в процессе защиты своих прав, если они будут нарушены.

В лучшем случае, даже незарегистрированный товарный знак можно отстоять. Но нужно помнить, что в спорных ситуациях предпринимателю иногда бывает трудно доказать, что тот или иной объект интеллектуальной собственности был разработан именно им.

«К сожалению, законодательством товарных знаков, в отличие, например, от патентного закона, не предусмотрено право преждепользования, – рассказывает Татьяна Соболевская. – То есть хозяйствующий субъект в случае наличия доказательств использования им изобретения раньше других хозяйствующих субъектов, в том числе и раньше правообладателя, может отстоять право дальнейшего использования этого изобретения. Но, к сожалению, закон о товарных знаках такое право не предоставляет, и поэтому в данном случае правовая охрана предоставляется тому, кто первым обратился за регистрацией товарного знака».

Но не всегда можно возложить заботу о защите своей интеллектуальной собственности на антимонопольную службу. Иногда это не получается по объективным причинам. И тогда, чтобы иметь возможность сохранить индивидуальность своего бизнеса, предпринимателям приходиться прибегать к радикальным мерам. Так, руководство челябинского салона красоты «Schwarzkopf professional» летом прошлого года решило совсем отказаться от используемого ими раскрученного бренда. Причина в том, что название «Schwarzkopf» стало слишком часто появляться на вывесках конкурентов. В результате, салон, кроме нового адреса и существенных нововведений в сервисе, получил совершенно другое название – «Lu-Ly».

Впрочем, в любой ситуации можно найти свои плюсы. Копирование бренда, частое его употребление конкурентами, иногда становится для правообладателей товарного знака своеобразной рекламой.

Геннадий Верясов видит в частом использовании бренда «74» только положительные моменты для своей компании. «Многие организации, использующие это число, занимаются бизнесом, не связанным с Интернетом. Например, КРК «Мегаполис» зарегистрировал портал www.mega74.ru. У журнала «Особняк» есть сайт www.osobnyak74.ru, и так далее. И я считаю, что это плюс для имиджа нашей компании, нашего сайта. Не секрет, что во многом именно мы стали законодателем моды в использовании числа «74» в различных названиях. Поэтому в том, что нас повторяют, я не вижу ничего плохого».

Однако у этой медали есть обратная сторона. «Другое дело, – продолжает Геннадий Вересов, – появляются конкуренты – информационные компании, использующие в названии своих порталов число «74», чей продукт оказывается далеко не лучшего качества. И их невольно связывают с нашим сайтом. Единственное, мы можем сказать всем нашим пользователям: есть только один информационный сайт с цифрой «74» в названии, за который мы полностью отвечаем – это 74.ru. Ко всем остальным информационным сайтам мы не имеем никакого отношения».

Так или иначе, вопрос о том, хорошо это или плохо, когда товарный знак начинают раскручивать конкуренты, остается открытым. И каждый бизнесмен ответит на него по-своему.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления