Бизнес Ключ к себе – в ячейке «Банка»

Ключ к себе – в ячейке «Банка»

«Человек не просто пересаживается из автомобиля одной марки в автомобиль другой марки, не просто переезжает из квартиры в коттедж. Самое главное – качественно меняются его взаимоотношения с людьми, и его отношение к миру становится целостным»...

" src=

«Человек не просто пересаживается из автомобиля одной марки в автомобиль другой марки, не просто переезжает из квартиры в коттедж. Самое главное – качественно меняются его взаимоотношения с людьми, и его отношение к миру становится целостным», – уверена психолог, бизнес-тренер, директор информационно-аналитического центра «Банк идей» Елена Кузнецова. С ней мы сегодня беседуем о том, как достичь поставленной цели, понять, для чего это было нужно и в каком направлении двигаться дальше.

Елена, расскажите о вашей организации. Чем занимается «Банк идей»?

– В основном мы организуем и проводим бизнес-тренинги и тренинги личностного роста. Также в сферу нашей деятельности входит консультирование и консалтинг. Более одиннадцати лет являясь бизнес-тренером, я провожу корпоративные тренинги для организаций. В любой компании рано или поздно наступает момент, когда руководитель осознает необходимость обучения своих сотрудников с целью приобретения тех или иных навыков. В этот самый момент руководители компаний обращаются в наш центр. Программы, по которым проходит обучение в «Банке идей», предполагают приобретение всевозможных навыков – таких, как технологии продаж, ведение телефонных переговоров, проведение презентации и других. Обучение наших клиентов навыкам, позволяющим успешно функционировать организации, процветать бизнесу ее владельцев, является приоритетом бизнес-тренингов.

Помимо обучения клиентов по навыковым программам наш центр организует и тренинги личностного роста. Задача этого направления – развитие и самосовершенствование. Люди ставят перед собой определенную цель и на протяжении нескольких семинаров достигают ее. Цели могут быть самые разные: выйти замуж или жениться, сохранить семью, наладить отношения с близкими, начать, говоря на языке бизнеса, выгодно себя продавать и так далее.

– А какой тренинг в вашем арсенале самый продаваемый?

" src=

– Тренинг продаж. Он пользуется наибольшим спросом и, думаю, не только у нас. Эту программу сегодня используют все. После таких тренингов люди начинают понимать, что на самом деле нужно продавать то, что нужно покупателю, а не то, что нравится продавцу. Тренинг продаж учит тому, что об одном и том же товаре можно рассказать по-разному – исходя из потребностей клиента. Если покупателю нужно надежное, значит продавец должен говорить о надежности товара. Если покупатель ищет самое престижное, значит, именно на этом продавцу и следует делать особый акцент.

Тренинги продаж в основном проводятся внутри одной организации. Открытые тренинги продаж – в сборной группе из разных организаций – я провожу достаточно редко. Собрать группу меня побудило обращение одной компании, побывавшей однажды на открытом тренинге. Ее представители изъявили желание прислать на мой тренинг двух своих сотрудников, и я подумала: ну что ж, значит, будем собирать группу. У нас очень часто все происходит именно таким образом: появляется определенный запрос, и мы под этот запрос формируем предложение. Кстати, ближайший тренинг продаж состоится у нас уже в этом месяце – 23-25 марта.

– Проведение бизнес-тренингов сегодня модное явление. Но ведь так было не всегда?

– Да, бизнес-тренинги сейчас очень востребованы. Не то, что в 1995 году, когда я начинала заниматься этим. Раньше работодатели абсолютно не вкладывали средства в свой персонал, все стремились получать выгоду здесь и сейчас. В лучшую сторону ситуация стала меняться, как это ни удивительно, после дефолта. Кардинально она изменилась лет пять назад, когда появилось понимание того, что, сколько бы сотрудников мы не меняли, никогда нет гарантии, что завтра придет тот, кто нас стопроцентно устроит. Поэтому сегодня бизнес-тренинги востребованы.

Появились организации, которые после тренинга заказывают так называемое посттренинговое сопровождение. Мы встречаемся через месяц после тренинга, на три-четыре часа. Участники рассказывают о том, что у них изменилось, я даю дополнительные задания, чтобы люди могли почувствовать качество изменений. В последнее время появились и такие работодатели, которые оплачивают, если необходимо, своему сотруднику консультацию, касающуюся текущей работы. Но все это еще в начале пути. Однако мой опыт подсказывает, что услуги по сопровождению будут развиваться.

– А чем ваши тренинги отличаются от большинства других? В чем их изюминка?

" src=

– В последнее время у меня появились программы, которые не являются в чистом виде бизнес-тренингами. Здесь я отчасти нарушаю традицию, характерную Санкт-Петербургского института тренинга, где я проходила методическую подготовку. Речь идет о том, что бизнес-тренинг и тренинг личностного роста – два направления, которые не должны пересекаться. Я же несколько свернула с этого пути. Сегодня у меня существует четыре программы: «Создай свой бренд», «Влияние и противостояние чужому влиянию», «Моделирование карьеры», «Креативность в бизнесе». Эти программы являются неким миксом. То есть в них есть задания на приобретение навыков (это то, что отличает бизнес-тренинг), но сюда же мы обязательно включаем и личностный элемент. Например, когда человек принимает решение, согласится ли ему на то или иное предложение или отказаться от него, делать карьеру или нет, менять профессию в 39 лет или оставаться в привычном русле, – в такие моменты жизни (а их много) мы практически всегда стоим перед выбором, к кому быть лояльным: к себе или к той системе, к которой мы принадлежим (семья, организация). А это уже личностный контекст. В этом случае человек вступает в диалог со своей совестью.

– Тренинги позволяют общаться со своей совестью более плодотворно?

– Да. Поэтому наряду со стандартными тренингами, бизнес-программами (тренинг продаж, тренинг презентации и другими) и исключительными тренингами личностного роста, у нас есть еще и программы, сочетающие в себе и то другое. И я очень рада, что круг людей, интересующихся этими тренингами, с каждым днем расширяется.

– Насколько тогда обосновано традиционное разделение бизнес-тренингов и тренингов психологических? Ведь мы все живые люди, человеческий фактор еще никто не отменял.

" src=

– Здесь важно учитывать один момент. Если мы проводим бизнес-тренинг внутри организации, далеко не каждый человек будет готов проявлять при всех свои личностные переживания открыто, говорить о травмах детства или сложностях, которые он испытывает в настоящее время. В группах, где тебя никто не знает, где каждый сосредоточен на своем личном, человек чувствует себя более безопасно. Тогда смысл разделения бизнес-тренингов и тренингов психологических очевиден.

Тренинги я провожу уже 11 лет. По мере накопления опыта я все чаще стала замечать, что человек, получая те или иные навыки на бизнес-тренинге, все равно встречается с какими-то собственными, личными ограничениями, которые мешают эти навыки в полной мере использовать.

– Что это за ограничения?

– Их очень много. Главные ограничения – это страхи. Страх сделать ошибку, страх оказаться в одиночестве, страх оказаться несостоятельным и так далее. Еще одним тормозом является стыд. К примеру, бывает, что человеку попросту стыдно жить лучше других.

Так вот, когда я это поняла, для меня стало важным параллельно развивать два направления, и мне приятно, что это удалось.

– Насколько эффективно это работает?

– Параметры эффективности у каждого свои. Кто-то начинает продавать в больших объемах, кто-то наконец занимает «свое место» (например, руководитель номинально может числиться руководителем, но внутренне таковым себя не считает), кто-то стал прислушиваться к своей интуиции, повысил чувствительность, а кто-то, наоборот, «нарастил кожу» и стал менее уязвим. Смотря зачем пришел человек.

– Параллельно развивать бизнес и психологию, должно быть, очень увлекательно. А бывают ли случаи, когда возможно слияние разнонаправленного?

– Конечно. Есть люди, которые по жизни в большей степени направлены на внешнее, а есть – которые на внутреннее. Не секрет, что задача бизнеса – это достижения. Когда человек чего-то достигает –построил бизнес, получает хорошую прибыль, встает вопрос: «А что дальше?». Вот здесь у него появляется нацеленность не на расширение, а на углубление. В эти моменты все чаще человек задается вопросом смысла. Я сделал этот бизнес, я зарабатываю много денег. А для чего, зачем? Одни скажут: «Для того чтобы дать своим детям хорошее образование». Другие: «Для того чтобы иметь возможность путешествовать по миру». Третьи: «Для дальнейшего развития».

– Таким образом, достижения в жизни – это поиск своего смысла?

– Да. У каждого есть своя цель, свой смысл, и этот смысл с годами может меняться.

– А в чем смысл вашего нового проекта «Юнгианский анализ»?

– Юнгианскй анализ – очень гибкий и изящный метод психотерапии, в котором тесно сосуществуют техники классического психоанализа, психосинтеза, гештальт-терапии, психодрамы.

Мы сделали эту программу для довольно широкого круга: для психологов, психотерапевтов и личностно развивающихся людей. «Юнгианский анализ» – это двухгодичная программа, занятия в форме тренингов будут проходить три раза в год. По окончании курса слушатели получат сертификаты Института групповой и семейной психотерапии и много очень интересных и важных знаний. Данная программа ознакомит слушателей с теорией и методами юнгианской психологии, поможет освоить «юнговский» способ мышления в понимании мира и самого себя, получить навыки самопомощи и поддержки близких людей, а также ознакомит с технологиями юнгианской психотерапии для работы с клиентами.

Мне кажется, объединение людей дела и людей, направленных на внутренние переживания, может стать и для тех, и для других интересным опытом взаимообогащения.

– Как вы пришли к решению запустить эту программу?

– Замечательный вопрос. Мы действительно к этому пришли! Прежде всего теория Юнга нам близка. Кроме того, в России появились специалисты, которые готовы делиться своими знаниями. Идею реализация юнгианской программы предложила мне Киневская Лия Александровна – талантливый психотерапевт, аналитический психолог. Мы работаем с ней вместе вот уже четыре года.

– Елена, расскажите о наиболее интересных методах, используемых вами сегодня.

– У нас, психологов, процесс обучения бесконечен. С одними людьми лучше работают одни формы и методы, с другими – другие. К счастью, сегодняшняя наука открывает нам в этом плане огромный спектр возможностей. Например, одним из наших методов является социально-психологический тренинг, на котором люди приобретают определенные социальные навыки. Этот метод мы применяем в бизнес-программах. Однако существует и такой метод, который мы используем как в тренингах личностного роста, так и в работе с организациями. Это системные расстановки по методу Берта Хеллингера. В бизнес-тренингах он используется под названием «Организационные расстановки». С помощью этого метода люди учатся принимать серьезные решения: например, в выборе направления бизнеса или рекламных стратегий. Системная терапия Берта Хеллингера является одним из новых методов, используемых нами в работе.

Кстати, в сентябре мы выступим соорганизаторами I международного евроазиатского конгресса по системным расстановкам в России. Я очень рада, что участники конгресса приняли мое приглашение, согласились сделать остановку в Челябинске. Главное событие состоит в том, что, кроме экскурсионной программы, которую мы подготовили для участников конгресса, у нас будет две рабочие площадки: по семейным расстановкам и организационным расстановкам. Челябинцы смогут познакомиться с работой европейских специалистов из Германии, Австрии и Голландии по методу Берта Хеллингера.

– В чем суть этого метода?

– Метод Хеллингера нацелен на работу с семьей, но его последователь Гунхард Вебер развил этот метод в направлении работы с организациями. Есть некие общие закономерности динамик внутри семьи и внутри организации. Только если к семье мы принадлежим безусловно, то к организации – условно. То есть как руководитель должен делать что-то для того, чтобы подчиненный эту принадлежность ощущал, так и сотруднику нужно предпринимать какие-то усилия для того, чтобы эту принадлежность транслировать.

Так вот, первая общая закономерность – это порядок внутри системы. Те, кто пришли первыми, имеют преимущества перед теми, кто пришел позже; те, кто делают больший вклад в развитие организации, имеют большие преимущества перед теми, чей вклад меньше. Другие закономерности – это принадлежность к определенной группе, баланс между умениями «давать» и «брать», личная и коллективная совесть, определенные традиции и правила внутри организации. Если человек нарушает один из этих принципов, у него возникает конфликт с совестью. И мы это чувствуем: мы начинаем волноваться, нервничать и иногда даже заболеваем. Приведу простой пример. В какой-нибудь организации принято отмечать конец недели дружным, коллективным распитием горячительных напитков. Но находится один человек, которому это неинтересно: у него семья, маленький ребенок… В этот момент человек принимает решение, к кому проявить лояльность: к себе, к своей семье или к коллективу.

– То есть тренинг помогает человеку принять правильное решение? А от чего зависят результаты тренингов?

– Чтобы стало понятнее, приведу метафору. Когда мы идем в парикмахерскую, от кого зависит то, какой будет наша прическа? От парикмахера. Когда мы обращаемся в ателье, от кого зависит то, каким будет заказанное нами платье или костюм? От специалистов швейного дела. А когда мы посещаем фитнес-центр, от кого зависит то, насколько высоких результатов мы достигнем на этих занятиях? Вот здесь – 50/50. Одного профессионализма и одной ответственности тренера не достаточно. Если мы сами не будем прилагать должных усилий, то ничего у нас не получится. Так же и в случае с бизнес-тренингами: на 50% результат зависит от бизнес-тренера и на 50% – от участника тренинга.

– Результат достигнут. А не возникает ли вопрос: зачем? Для чего деловому человеку нужен этот результат? Что он дает в широком смысле?

" src=

– Он дает ощущение красоты мира. Это один из смыслов, который я вкладываю в свою работу. Так здорово поймать ощущение красоты, понять, что все – красиво, получать удовольствие от всего. Ты ешь – и это красиво, кто-то идет – и это тоже красиво.

Ощущение красоты порой пропадает в результате неприятных событий, утрат, пережитых страхов, сильного эмоционального напряжения. Кроме того, в деловом мире нам приходится держать себя в руках, и наши внутренние переживания не дают пробиться к нам чувству прекрасного. И это – замкнутый круг. На наших тренингах человек словно собирает себя по частям, утраченным в какие-то моменты жизни. Он возвращается к себе, становится естественным. В результате глубокой терапевтической работы человек обретает целостность. Иногда для того чтобы вернулось ощущение красоты, человеку приходится пролить много слез. И этому есть пространство на тренингах личностного роста. Люди плачут, проживают какую-то боль, но в результате этого к людям что-то возвращается. Помните, в «Иронии судьбы…» герой Мягкова говорит: «Я хирург. Иногда мне приходится делать людям больно, чтобы потом им было хорошо».

– А насколько доступны сегодня такие «хирургические вмешательства»?

– Наша политика состоит в том, чтобы такие тренинги были доступны как можно большему количеству людей. Если человек однажды начал эту работу – работу над собой, у него должна быть возможность ее продолжить. И, если перед человеком встает вопрос цены, я предлагаю ему ответить себе на вопрос: «За что я плачу?». То есть: «Что я для себя покупаю?».

– Интересно, и что же?

– А покупает он новое качество жизни. После тренингов человек ставит перед собой новые цели и, открыв в себе собственные ресурсы, знает, как этих целей достигнуть. И он действительно их достигает. Человек не просто пересаживается из автомобиля одной марки в автомобиль другой марки, не просто переезжает из квартиры в коттедж. Самое главное – это то, что качественно меняются его взаимоотношения с людьми и его отношение к миру становится целостным.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления