Бизнес Сфера услуг в условиях кризиса

Сфера услуг в условиях кризиса

О мировом финансовом кризисе сегодня не говорит только ленивый. Обсуждение этой наболевшей темы уже стало неотъемлемой частью повседневной жизни людей, а в бизнес-сообществе разговоры о кризисе и его последствиях и вовсе отодвинули на второй план решение

" src=

О мировом финансовом кризисе сегодня не говорит только ленивый. Обсуждение этой наболевшей темы уже стало неотъемлемой частью повседневной жизни людей, а в бизнес-сообществе разговоры о кризисе и его последствиях и вовсе отодвинули на второй план решение прочих проблем. Волна паники, вызванная появлением не самой оптимистичной информации в СМИ, охватила сначала банковскую сферу, следом за ней – компании, бизнес которых базировался на банковских кредитах. Сейчас уже почти любой собственник вне зависимости от масштабов его бизнеса озадачен поиском ответов на один вопрос – как минимизировать свои риски в период кризиса, на чем нужно сэкономить, чтобы удержаться «на плаву». Причем эту проблему порой считают для себя острой даже те предприниматели, бизнес которых не держится на кредитном финансировании и связан с прямым получением прибыли за оказание услуг, снижения спроса на них нет и не ожидается. О том, насколько адекватно отношение бизнес-сообщества к мировому кризису и как он в действительности повлиял на сферу услуг, рассуждают эксперты Chel.ru.

Директор компании «Сити-Шоу» (организация праздников) Михаил Смолин: «Действительно, кризис накладывает какие-то прямые ограничения на некоторые виды бизнеса, но напрямую от него страдают только те компании, которые активно привлекают банковские кредиты. Для остальных же основная проблема – нерешительность клиентов, их желание лишний раз сэкономить на чем-нибудь «необязательном», например, на праздниках. Действительно, с наступлением кризиса количество заказов снизилось раза в два, а суммы, которые клиенты стали выделять на проведение праздничных мероприятий, уменьшились. Например, сейчас мало кто тратит на «корпоративы» свыше 50 тысяч рублей, а многие и вовсе стараются отложить торжество как минимум на конец ноября.

Однако такое снижение спроса вызвано скорее не объективными причинами, а опасениями клиентов, их желанием подождать до лучших времен. Деньги у них есть, но расходуют они их очень осторожно. Однако влияние кризиса на активность наших клиентов должно вскоре пойти на спад. Во-первых, паника потихоньку стихает, а во-вторых, на носу новогодние праздники, которые для всех очень важны».

Заместитель генерального директора группы компаний «СтройИмпульс» Кирилл Юровских: «Фактически на нашей работе кризис не отразился никак, хотя работать действительно стало немного сложнее прежде всего из-за неадекватной реакции наших компаньонов на те слухи, которые сейчас распространяются в средствах массовой информации и среди бизнес-сообщества. Они почему-то полагают, что имеют какое-то отношение к обвалу фондового рынка, поэтому хотят придержать свои деньги и дождаться «лучших» времен. Они говорят нам, что пока не будут вкладывать деньги в строительные проекты и подождут, пока ситуация не стабилизируется. Инвесторы полностью не отказываются от своих проектов, они просто откладывают сроки их реализации, и в результате мы не можем построить объекты, в том числе и те, в которых являемся соинвесторами.

Мы стараемся объяснять партнерам, что поводов для паники нет, и промедление может ударить по карману инвесторов гораздо сильнее, чем кризис. Во-первых, деньги обесцениваются, и, скажем, через полгода, вложив ту же сумму, компаньон получит меньшую долю, чем если он решится на это сейчас. Во-вторых, бизнес – это гонка, и чем раньше появится объект, тем больше шансов, что он будет функционировать успешно.

Я совсем недавно был в Москве и могу сказать, что столичное бизнес-сообщество в большинстве своем уже давно не испытывает никакой паники, а напротив начинает искать для себя в этих условиях новые финансовые возможности: скупать подешевевшие активы, реализовывать проекты, опережая конкурентов, потому что они четко представляют себе, что надо не бездействовать, а обращать обстоятельства себе на пользу. То, что они успеют сделать сейчас, пока другие ждут, обеспечит им преимущество в дальнейшем».

Руководитель службы рекламы и PR группы клиник «Стоматологическая практика» Елена Пукало: «С наступлением кризиса количество пациентов в наших клиниках не уменьшилось и продолжает сохраняться на уровне, характерном для нынешнего сезона. Для нас этот кризис – штатное событие, и он не идет ни в какое сравнение с экономической ситуацией 1998 года. Тогда группа клиник «Стоматологическая практика» как раз взяла крупный долларовый кредит на покупку оборудования, и дефолт действительно поставил под вопрос выживание ее бизнеса. Сейчас картина совсем другая: лопнул “мыльный пузырь” перегретого рынка, и бизнесменам просто придется снова учиться развивать бизнес, вкладывая собственные деньги, а не кредитные.

Информационное поле вокруг финансового кризиса явно чересчур накалено, серьезность ситуации преувеличена. В современном обществе вообще стало очень популярно нагнетать страх и поддаваться истерии. Однако паника еще никому не помогла выйти из сложного положения. Бизнес под руководством грамотных и рациональных людей в этот период продолжает развиваться, хотя, возможно, и не такими интенсивными темпами, как ранее. Нужно просто знать рынок, играть по его правилам и не испытывать страха перед трудностями».

Директор компании «ЮСБ-групп» (юридическое сопровождение бизнеса) Татьяна Петрова: «На нашем финансовом положении кризис в целом не отразился, во всяком случае негативно. Нужно отметить, что он даже добавил нам работы, поскольку мы специализируемся на оказании юридических услуг бизнес-субъектам. Прежде всего увеличилось количество банкротств. Стало больше и других обращений, в том числе за консультациями, как вести себя в новых условиях. В целом же мы продолжаем работать в том же режиме, что и раньше».

Директор компании «Мастер карт» (изготовление и продажа мобильных автомоек) Андрей Агарков: «Финансовый кризис – явление, скорее, надуманное, чем реальное. Он действительно ударил по банковской сфере и тем отраслям, бизнес в которых строится на основе кредитных займов – металлургии, машиностроению, например. Для многих же сфер все не так серьезно, как почему-то принято считать. В частности, сфера услуг никаких серьезных проблем ощутить не должна. Ведь люди продолжают делать прически, лечить зубы, ходить в кинотеатры, рестораны, мыть машины. Они не откажутся не только от необходимостей, но и от развлечений, и никаких чрезмерных затрат они при этом не понесут.

Для тех, кто только собирается вложить деньги в собственное дело, открыть свой пусть небольшой, но выгодный бизнес, в нынешних условиях сфера услуг стала еще более интересной, чем раньше. Здесь далеко не все зависит от поставщиков, а сроки окупаемости обычно невелики. Наша продукция – мобильные автомойки – в этом отношении очень удобна, поэтому ни мы, ни наши клиенты удара кризиса на себе не ощутили. Ведь это как раз тот бизнес, который не требует от собственника взятия на себя крупных долговых обязательств: затраты на него составляют в общей сложности 1,5 миллиона рублей, а окупается такое вложение примерно за год. При этом ежемесячные издержки минимальны – нужно только платить зарплату работникам (на одной мойке, как правило, трудится два человека), а также производить замену воды, фильтров, плюс расходы на электричество. Все остальное – чистая прибыль. А мытье машин всегда остается востребованным, поэтому кризис такому бизнесу не страшен».

Таким образом, эксперты Chel.ru, имеющие непосредственное отношение к сфере услуг, не отрицают, что в условиях кризиса вести даже этот бизнес стало несколько сложнее. Однако в отличие от многих других отраслей, в которых компании развиваются благодаря банковским кредитам и новым контрактам с поставщиками, для этой сферы главной проблемой стали опасения клиентов, возникающие по поводу завтрашних трудностей. При этом сегодня, по словам участников рынка, у большинства клиентов достаточно средств, чтобы позволить себе почти все то, что они покупали и оплачивали раньше. Даже многие из тех компаний, которые планировали реализовать в этот период строительные проекты, и сегодня способны инвестировать.

От очередной покупки, оплаты услуги или вложения в бизнес-проект людей все чаще удерживает мысль о том, что завтра деньги могут понадобиться на что-то более необходимое. Иначе говоря, они просто боятся оказаться «на мели», и опасения их подогревает та информация о кризисе, которую они узнают от своих друзей, коллег, партнеров, из средств массовой информации. Однако все больше клиентов начинает понимать, что слухи и сомнения – не повод отказаться от многих важных вещей, являющихся частью повседневной жизни или важным шагом в развитии бизнеса. Эксперты уверены, что информационный шок быстро пройдет, и люди начнут учиться жить и работать в новых условиях.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления