RU74
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Челябинске

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

4 м/c,

ю-в.

748мм 71%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Бизнес В поисках молочного напитка

В поисках молочного напитка

Простое правило платить за то, что покупаешь, не всегда работает в отношении молока и молочных продуктов. С принятием в декабре прошлого года технического регламента на эту продукцию все чаще стали обсуждать тему, а что мы пьем...

Простое правило платить за то, что покупаешь, не всегда работает в отношении молока и молочных продуктов. С принятием в декабре прошлого года технического регламента на эту продукцию все чаще стали обсуждать тему, а что мы пьем и едим под видом натурального продукта.

Депутаты комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, по чьей инициативе был принят регламент, решили сразу несколько важных вопросов: натуральности и пользы для покупателей; соответствия требованиям переработки и справедливых цен на настоящее молоко и продукцию, которую выпускают из порошковых аналогов. Эксперты поясняют необходимость принятия регламента просто: он сменил устаревшие ГОСТы, а также призван вернуть цельному молоку его законные позиции на российском рынке. Ведь наша страна на четвертом месте в мире по производству сырого молока и только на на 22-м – по производству молочных продуктов на душу населения. За последние десять лет рынок цельного молока серьезно сократился, до сих пор все имеющееся в продаже молоко не всегда в действительности таковым является.

«Живое» молоко не может пробиться на прилавки магазинов, несмотря на принятый техрегламент, отметил председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко в материале «Российской газеты». И причина тому одна – часть переработчиков до сих пор не выполняет его, увеличивая тем самым свои доходы, но экономя на здоровье потребителей.

Роспотребнадзор, в чьи обязанности входит контроль качества, разводит руками: жалоб от покупателей нет. Впрочем, это и неудивительно, ведь сами переработчики не скрывают, что при 50% разбавлении настоящего молока сухим вкусовые качества напитка практически не меняются. Но в таком напитке и пользы меньше, и стоить он должен дешевле, чем натуральное молоко.

Напомним, техрегламент регулирует обеспечение достоверной информации о продукте, его составе и потребительских свойствах, все это должно быть в полной мере указано на упаковке. На прилавках магазинов покупатели в таком случае могли бы различать цельное молоко и молочный напиток и делать свой выбор.

В прошлом году эти пункты «молочного» регламента, принятого в виде федерального закона, вызывали бурю эмоций и споры между сельхозпроизводителями и переработчиками. Сейчас молочное лобби ушло в тихую оборону.

В октябре этого года состоялось очередное заседание аграрного комитета Госдумы, на котором Роспотребнадзор представил следующие цифры: доля продукции, реализуемой в упаковке, соответствующей требованиям техрегламента, составляет 94%, при этом 93,6% молокоперерабатывающих предприятий перешло на упаковку нового образца. Получается, уже и упаковка готова, а на прилавках молочного напитка, по информации товароведов, не более 5%. Все остальное молоко якобы стопроцентно натуральное.

Важность исполнения техрегламента отмечает депутат Госдумы, заместитель председателя аграрного комитета Александр Берестов. «Пока молочное лобби серьезно сопротивляется этому, – комментирует он. – Объяснение простое: экономика производства молочной продукции из недорогого порошка очень выгодная. Получается, что натуральная отечественная продукция остается за бортом». Коллеги Александра Берестова называют этот федеральный закон своеобразной «технологической конституцией».

В России «широко распространена практика замещения молочных ингредиентов жирами и белками растительного происхождения, что негативно влияет на развитие молочного рынка», отмечают депутаты аграрного комитета Госдумы. Факт, говорящий сам за себя. Экономика молочного производства, замешанная на порошковых технологиях и растительных жирах, выгодна для переработчиков, но не для покупателей и сельхозпроизводителей.

Если эксперты утверждают, что в магазинах сложно встретить натуральное молоко, то рядовые покупатели, в свою очередь, никогда не встречали молочный напиток – на полках и стеллажах красуется продукт с наименованием «молоко». В этом и заключается парадокс ситуации – регламент приняли, упаковки привели в надлежащий вид, а молочный напиток так и не появился. Исполнение технического регламента необходимо контролировать, считает генеральный директор ООО «Уйский сыродельный завод» Андрей Ташкенов. Кроме того, собеседник сайта приводит в пример слова другого участника рынка, который не скрывает, что при добавлении сухого молока вкус и качество конечного продукта практически не меняется, так как сухое сырье сделано из натурального молока.

Челябинский, Чебаркульский и Магнитогорский молочные комбинаты, по словам председателя совета директоров холдинга «ЧГМК» Владимира Данилова, в производстве молока не используют сухое сырье, так как «получают достаточное количество свежего молока». «Что касается других переработчиков, то если предположить, что кто-то из них использует сухое молоко, то доказать это действительно сложно, потому что у Роспотребнадзора нет для этого необходимых лабораторий», – отмечает г-н Данилов.

Однако в России сегодня такие лаборатории и технологии контроля уже появились, будут они и в Челябинске.

Любопытно, что сами покупатели не склонны требовать соответствия цены и качества и жаловаться на то, что под видом молока зачастую продается молочный напиток. Долгое время было не принято обращать внимание на упаковку. Мы все привыкли, что под видом молока нам продают молоко. Так, пресс-секретарь челябинского Роспотребнадзора Светлана Ожеред подтвердила, что никаких заявлений и жалоб на молочную продукцию к ним не поступало. При этом согласно ФЗ №294 ведомство не имеет права организовывать проверки предприятий чаще, чем один раз в три года. «Однако если появятся соответствующие заявления от потребителей, то с согласования прокуратуры Роспотребнадзор может провести внеплановую проверку того или иного предприятия», – уточнила г-жа Ожеред.

Отметим, что «молочный» регламент регулирует не только производство продукции, но и процессы хранения, перевозки, реализации и утилизации. Светлана Ожеред, в свою очередь, говорит, что нарушения техрегламента могут наблюдаться не столько в производственном процессе, сколько, к примеру, при перевозке, в результате чего на прилавках магазинов может появиться некачественное молоко.

Представители челябинских розничных сетей также утверждают, что претензии к качеству молочной продукции к ним не поступают. Так, коммерческий директор РС «Проспект» Андрей Грибанов отмечает, что сегмент их магазинов – это «средний плюс», что означает высокое качество предлагаемой продукции, и, соответственно, молоко здесь является именно молоком.

PR-менеджер ЦТ «Молния» Юлия Красноярова высказывает схожее мнение, отмечая, что производители всей молочной продукции, представленной в их сети, давно перешли на новую упаковку, не вводя тем самым покупателей в заблуждение. Кроме того, в некоторых магазинах на холодильных камерах имеются таблицы с разъяснительной информацией о старых и ныне действующих требованиях.

«Все производители давным-давно израсходовали старую маркировку, переоформили документацию, подтверждающую качество и безопасность молочной продукции, и привели все в соответствие с требованиями технического регламента, – высказывает мнение начальник отдела региональных проектов по связям с общественностью X5 Retail Group N. V. Владимир Русанов. – У нас ни в одном из филиалов проблем с поставщиками молочной продукции нет».

Тем не менее верность всех этих заявлений проверить просто. Если открытый пакет молока стоит в холодильнике неделю и не скисает, то явно без примеси порошка и особых технологий здесь не обошлось. Обычная простокваша полезна для здоровья, но если покупатель обнаружил в скисшем молочном продукте горечь и неприятный запах – есть повод обратиться в Роспотребнадзор, ведь рейд может быть проведен только после обращения граждан.

В свете последних событий депутат Госдумы Александр Берестов высказывает надежду, что ситуация постепенно будет меняться, регламент должен заработать в полную силу, ведь это в интересах самих покупателей: «На прилавках магазинов должны быть продукты из цельного молока, это не только логично, но и способствует оздоровлению граждан, особенно детей и подростков».

В материале мы постарались отразить все точки зрения на проблему. Хочется знать и мнения посетителей сайта: насколько важна сегодня культура потребления и нужно ли требовать от переработчиков соответствия состава продукта тому, что продекларировано на упаковке.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления