Бизнес Как сбросить лишний вес энергоемкости ВВП

Как сбросить лишний вес энергоемкости ВВП

Сайт 74.ru открывает новую рубрику, посвященную энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Поводом послужили впечатляющие результаты работы, достигнутые Челябинской областью в прошлом году по этим направлениям. Так, наш регион вырвался в лидеры среди субъектов РФ по реализации соответствующих программ. Об этом свидетельствует данные Российско-французского центра по энергоэффективности (РФЦЭЭ), который проводил экспертную оценку 12 регионов России. Наибольшее количество баллов набрали Челябинская, Томская и Новосибирская области. Возглавить рейтинг нашему региону позволил значительный рост финансирования энергоэффективных проектов из областного бюджета: в 2012 году оно было увеличено в 29 раз – с 50 млн до 1 млрд 450 млн рублей.

Власть плюс энергоэффективность всей страны

По данным регионального минстроя, средства были направлены на установку автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов в ряде районов области, создание ситуационного диспетчерского центра, модернизацию узлов учета тепла, установку современных приборов уличного освещения с внедрением автоматизированных систем диспетчерского контроля, замену старых водяных систем отопления с электрическими котлами на инфракрасное пленочное отопление, капитальные ремонты котельных и систем водоотведения, а также проведение обязательных энергетических обследований.

Все это свидетельствует о том, что тема энергосбережения становится одной из приоритетных в современной повестке дня. Главой государства поставлена амбициозная задача по снижению энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году, а среди основных направлений модернизации и технологического развития экономики в числе первых пяти названы энергоэффективность и энергосбережение.

Потенциал экономии энергии в России чрезвычайно высок. Доставшаяся нам в наследство высокая энергоемкость ВВП – это отличительная черта советской экономики, энергоемкость которой систематически росла до 70-х годов XX века. Так что известную формулу В. И. Ленина «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны» вполне оправдано дополнить еще одним слагаемым – энергоэффективность, но, увы, со знаком минус. Сегодня этот показатель примерно в 2,5 раза превышает среднемировой уровень и в 3-3,5 раза выше, чем в развитых странах.

По данным Центра по эффективному использованию энергии, если за одну ночь все приборы, которые есть в стране, в том числе и пресловутые лампы накаливания, поменять на самое современное эффективное оборудование, то мы получим экономию в размере 420 млн тонн условного топлива или 45% от предкризисного уровня потребления. Другими словами, потенциал экономии энергии составляет 240 млрд кубометров газа, а это огромное количество электроэнергии, значительная экономия практически всех энергоресурсов.

Мы до сих пор эксплуатируем электростанции и котельные, построенные еще в советское время, более 20% жилого фонда построено в те же годы, около 15% парка бытовой техники было произведено, когда вопросам энергоэффективности практически не уделялось внимание. В стране никогда серьезно не занимались повышением энергоэффективности транспорта: московские автомобилисты в пробках ежегодно сжигают топлива как минимум на два миллиарда долларов.

«Что бы съесть, чтобы похудеть»

Только в последние несколько лет Россия планомерно стремится сменить минус на плюс в сфере энергоэффективности. Ответом государства на вызов времени стало принятие в 2009 году Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», или, как часто сокращают его профессионалы, 261-ФЗ. Красной линией, проходящей сквозь весь документ, стала идея «государство, начни с себя». В законе введены прямые требования по повышению энергоэффективности, но наиболее четко они установлены именно для бюджетного сектора, в том числе по обязательному ежегодному снижению не менее чем на три процента в год энерго- и ресурсопотребления для организаций бюджетной сферы.

Инструментом реализации закона стала госпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», разработанная Минэнерго России с участием других федеральных органов исполнительной власти.

Закон не только определил необходимые полномочия регионов, но и поставил перед ними задачу по разработке и утверждению региональных программ. Такие программы субъектами были разработаны. Однако до сих пор они вызывают определенные вопросы в связи с низким качеством, слабо продуманными механизмами их реализации, отсутствием системы управления. Сейчас продолжается их доработка.

Создаются региональные центры и агентства по энергоэффективности в целях информирования о последних достижениях в области энергоэффективности, энергосбережения и возобновляемых источников. В таких центрах используются интерактивные модели, с помощью которых можно наглядно продемонстрировать энергоэффективность механизма той или иной технологии или устройства.

По данным минстроя Челябинской области, в 2013 году планируется:
– установка общедомовых и индивидуальных приборов учёта в многоквартирных домах и частном жилом фонде до 1 июля 2013 года;
– завершение обязательных энергообследований бюджетных организаций Челябинской области;
– получение 12% экономии топливно-энергетических ресурсов по отношению к 2009 году;
– продолжение работы по привлечению инвесторов для модернизации объектов инженерной инфраструктуры с использованием механизмов энергосервиса.

Но главным вопросом, конечно же, является финансирование энергоэффективных проектов. По этому поводу вспоминается фраза героини одного из отечественных фильмов: «Что бы такого съесть, чтобы похудеть?» Другими словами, встает вопрос, сколько нужно привлечь ресурсов для эффективного «похудания» энергоемкости ВВП?

Итоги реализации 261-ФЗ и госпрограммы в 2011 году показали, что средства федерального бюджета, выделяемые российским регионам, являются серьезным стимулом повышения энергоэффективности. Из семи миллиардов рублей, направленных государством на реализацию программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», 5,2 млрд руб. были впервые предоставлены регионам для решения первоочередных задач в сфере практического энергосбережения. Эти средства стали катализатором реализации энергоэффективных проектов и позволили привлечь на реализацию региональных программ из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников около 47 млрд руб.

В 2012 году на софинансирование региональных программ повышения энергоэффективности выделено 5,721 млрд рублей. Эта сумма была распределена среди 36 регионов России из 70, подавших заявки.

Меры государственной поддержки направляются на организацию и проведение энергоаудитов объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, внедрение энергосберегающих технологий и оборудования в сфере ЖКХ и капитального строительства, разработку программного обеспечения, обучение и переподготовку специалистов.

В целом же до 2020 года на софинансирование программ субъектов РФ планируется направить около 60 млрд рублей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления