Бизнес Как открыть кафе за миллион. Часть 1

Как открыть кафе за миллион. Часть 1

Кафе, ресторанчики, столовые, таверны, закусочные, бистро, пельменные… Этот бизнес востребован, пока людям нужно есть, общаться, проводить деловые встречи. Chel.ru предлагает пошаговую инструкцию по открытию кафе, в которой раскроет некоторые секреты ресторанного бизнеса и подскажет, как избежать невидимых для новичка проблем. В первой части речь пойдет о выборе помещения, получении разрешительной документации, взятии кредита и создании дизайн-проекта. Во второй части поговорим о том, как подобрать мебель, холодильное, барное, кухонное оборудование, и вспомним про пожарную безопасность и охрану.

Денег стартапам не хватает всегда. Поэтому и для нашего виртуального бизнеса основным ограничением стала стартовая сумма – один миллион рублей. Какое заведение можно открыть на эти деньги? За консультациями мы обратились к профессиональным участникам рынка общепита.

«Сразу хочу оговориться: открытие полноценного качественного кафе на 200-300 кв. м с собственным производством всех основных блюд обойдется вам в 8-10 миллионов рублей минимум. Чтобы уложиться в меньшую сумму, от чего-то придется отказаться, – говорит известный челябинский ресторатор, директор сети пиццерий «Пиццамания» Алексей Носков. – За небольшие деньги можно открыть что-то простое в более низких сегментах ресторанного рынка. И если мы говорим о законопослушном (с точки зрения Роспотребнадзора, Госпожнадзора), легальном бизнесе, минимальная общая сумма затрат, если максимально поджаться по всем статьям, будет пролегать где-то в районе четырех миллионов. Сумма, естественно, очень примерная.

Принцип free refill
Чтобы повысить привлекательность своего заведения, можно использовать принцип «free refill», например когда горчица, кетчуп или другой соус не дозируется продавцом, а находится прямо в зале в диспенсерах, и человек, купивший у вас хот-дог, может добавлять их без ограничений. То же касается и напитков (кола, чай, кофе), если их оплата производится разово, «за стакан».

Самая распространенная ошибка: новички не уделяют достаточно внимания проработке технологии производства. Любой качественный проект должен начинаться со стадии технологического проектирования, когда вы описываете объем будущего производства, его особенности, необходимые ресурсы, логистику и, самое важное, укладываетесь в требования Роспотребнадзора. Если у вас маленькое собственное дело, вы можете не тратиться на заказ полноценного технологического проекта, но в целом описать свой будущий бизнес вам нужно обязательно. Принцип «война план покажет» пересекается с принципом пищевой безопасности и граничит с печальными последствиями.

Так как исходные ресурсы (даже с учетом трехмиллионного банковского кредита) у вас очень ограничены, максимум, что можно сделать за такие деньги, – кафе с небольшим набором блюд. Иными словами, это либо фастфуд (хот-доги, сендвичи, бургеры), либо даже стрит-фуд в виде торговли с колес. Даже полноценный бизнес-ланч (два-три варианта первого, второго и компота) вам будет трудно реализовать – например, готовить из полуфабрикатов высокой степени готовности. Другими словами, покупать где-то на стороне практически готовые обеды и только разогревать их у себя. Но такие полуфабрикаты значительно дороже. Сравните цену мешка картошки с рынка и цену помытого, почищенного, сваренного картофеля, разложенного в вакуумную порционную упаковку. Соответственно, либо у вас поднимется цена продажи обедов, либо маржинальная прибыль окажется слишком маленькой.

Кроме того, более-менее полноценное производство наполнено тепловым и энергоемким оборудованием (печи, плиты, пароконвектоматы, холодильное оборудование) и потребует электрической мощности примерно 100 кВт. Это совсем немало! Многолетняя практика показывает, что на арендованных офисных площадях вам вряд ли предложат больше 30 кВт. Чаще всего получение увеличенных лимитов, прокладка кабеля, замена вводных распределительных устройств и т.п. может само по себе потребовать инвестиций, близких к миллиону рублей.

Значительно сэкономить можно, сделав семейное кафе, когда на тебя работают только родственники. В этом случае зарплата может быть на уровне минимальной, но при условии, что прибыль будет распределяться между членами семьи».

Шаг 1. Получаем разрешительную документацию

Директор ООО «Юридическая компания «Мирный и партнеры» Никита Мирный

: «1. Регистрируемся в налоговом органе. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, а участники юридического лица только в крайнем случае (банкротство) могут быть привлечены судом к субсидиарной (дополнительной) ответственности по долгам юридического лица. Поэтому многие выбирают такую форму организации бизнеса, как ООО. Регистрацией юрлиц и ИП занимаются районные ИФНС. Госпошлина за регистрацию ООО составляет 4000 рублей, за регистрацию ИП – 800 рублей.

2. Выбираем налоговый режим. Есть важные тонкости.

Деятельность кухни (приготовление блюд) облагается по упрощенной системе налогообложения (УСН). Вам нужно подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе.

Деятельность по продаже готовых блюд в зале облагается Единым налогом на вмененный доход (ЕНВД). Для этого вам нужно встать на учет в качестве плательщика единого налога в налоговом органе, подав заявление в течение пяти рабочих дней со дня начала применения системы налогообложения в виде единого налога. Заявления о переходе на указанные налоговые режимы подаются бесплатно.

3. Уведомляем Управление Роспотребнадзора по Челябинской области (ул. Елькина, 73, тел.: 263-64-90, 263-64-90; rospn@chel.surnet.ru) о начале своей деятельности по оказанию услуг общественного питания. Сделать это надо после регистрации в ИФНС, но до открытия вашего кафе. Форма уведомления есть на сайте южноуральского Роспотребнадзора в разделе «Электронное правительство. Государственные услуги». Подача уведомления бесплатна, но, если «забудете» про него, вам грозит штраф до 20 тыс. рублей.

Оформление всех указанных выше документов займет не более 14 дней.

4. Если захотите торговать в кафе спиртным, придется получить лицензию в региональном минсельхозе (ул. Сони Кривой, 75). Для этого подаете заявление (форма есть в Интернете), прикладываете копии учредительных документов юрлица и документов, выданных ИФНС, а также копии документов, подтверждающих, что у заявителя имеются в аренде на срок более года или в собственности необходимые помещения для осуществления данного вида деятельности.

Стоимость алколицензии на один год – 40 тыс. рублей. Срок получения – от 40 до 70 дней. Обязательно проверьте, не попадает ли ваше кафе под существующие ограничения. Например, запрещено продавать алкоголь на расстоянии менее 30 метров от территории детских дошкольных, школьных учреждений, других учебных заведений, медицинских учреждений, объектов спорта.

Помните, что на любом из этапов регистрации новичок может допустить ряд ошибок, за которые надзорные органы могут оштрафовать, и довольно существенно. Так что рекомендую воспользоваться помощью юриста».

Шаг 2. Выбираем помещение

Руководитель АН «Дан-инвест» Валентин Корытный

: «Прежде всего нужно определиться, каким вы видите ваше кафе. Изначально возможны два формата: кафе, расположенное в большом офисном здании, и так называемый стрит-ритейл (кафе с отдельным входом на так называемой первой линии). Стрит-ритейл требует значительных вложений, так что, если ваши ресурсы ограничены, стоит внимательнее рассмотреть «офисный» вариант.

Полноценное кафе, даже достаточно скромных размеров, потребует помещения 70-100 квадратных метров (вам ведь нужно будет не только разместить посетителей, но и где-то готовить).

Мы с вами находимся в городе-миллионнике, поэтому не хватайтесь за первый попавшийся вариант, а для начала соберите (или поручите собрать вашему риелтору) статистику всех примерно подходящих предложений на рынке. Так вам будет проще выбирать.

При выборе помещения обязательно нужно проверить наличие всей необходимой инфраструктуры: мощная промышленная вытяжка (чтобы ваши посетители не пропахли едой за обедом), канализация, водоснабжение, объем выделенной электрической мощности. Есть и менее значимые, но тоже важные нюансы, вплоть до высоты потолков и шага колонн. Обязательно уточните срок, на который сдается помещение, и условия досрочного расторжения договора – ведь если вы, к примеру, сделаете дорогостоящий ремонт, будет как минимум обидно съезжать через полгода.

В офисных центрах площади продают редко, так что в 99% случаев ваш вариант – аренда. Если предельно усреднить, то аренда подходящего помещения в Челябинске составляет сейчас около 600 рублей за квадратный метр в месяц. Разумеется, перечисленные выше тонкости могут заметно двигать конечную цену как вверх, так и вниз. Кроме того, в эту стоимость не входят коммунальные платежи (порой довольно существенные): за воду, тепло, охрану, ИТ и так далее».

Шаг 3. Получаем кредит

Эксперт по продукту «Бизнес-Старт» Челябинского отделения №8597 ОАО «Сбербанк России» Юлия Соколовская:

«Открыть бизнес в рамках проекта «Бизнес-старт» можно двумя способами.

Первый – по программе франчайзинга. Вы выбираете франшизу одной из компаний, которые уже аккредитованы и проверены Сбербанком. Сегодня их более 70. Все франчайзинговые модели адаптированы под рынок. Если в нашем перечне вы не нашли подходящую компанию-франчайзера, можно инициировать ее аккредитацию, чтобы потом получить под эту франшизу кредит «Бизнес-старт» в Сбербанке.

Второй способ – открыть бизнес, используя типовой бизнес-план, разработанный нашим партнером, консалтинговой компанией ЗАО «Гориславцев и К. Аудит». При этом каждый бизнес-план содержит в себе три варианта (в зависимости необходимых инвестиций): эконом, средний и элит. Так что можно подобрать условия, которые устроят конкретно вас. Партнер не только поможет грамотно составить бизнес-план, но и окажет консультационную поддержку при открытии своего дела, окажет помощь в сопровождении и выступит поручителем по кредиту.

По программе «Бизнес-Старт» Сбербанк выдает кредит индивидуальным предпринимателям, либо собственникам бизнеса, в возрасте от 20 до 60 лет, у которых отсутствует текущая предпринимательская деятельность на протяжении 90 дней. Кредит выдается в сумме от 100 тысяч до 3 миллионов рублей на срок 42 месяца. На первые шесть месяцев предоставляется отсрочка в погашении основного долга. Участие самого заемщика в финансировании проекта обязательно: сумма внесенных им средств должна составлять не менее 20% от общего объема инвестиций. Процентная ставка – 18,5% годовых. При этом комиссии за выдачу и обслуживание кредита не взимаются. Погашение кредита производится равными частями, или по индивидуальному графику, выплаты можно осуществить досрочно в любой момент. Кредит выдается под поручительство физического лица, а также обеспечивается внеоборотными активами, если они приобретаются в рамках проекта. Дополнительного обеспечения не требуется.

Полный список документов для оформления кредита имеется на сайте, там же любой желающий может бесплатно изучить мультимедийный курс об основах предпринимательства «Начни бизнес со Сбербанком».

Шаг 4. Создаем дизайн-проект

: «Дизайн-проект кафе – это не просто внешний вид – это его успех. Ведь люди ходят в кафе не только для того, чтобы поесть, это место предназначено также для отдыха и общения. Значит, в вашем заведении должно быть удобно, стильно и уютно. Если «просто чистенько отделать» помещение, оно скорее будет напоминать столовую, а не успешное кафе.

Прежде чем начать разработку дизайн-проекта, необходимо определиться с тематикой оформления, которое в большинстве случаев зависит от статуса и возраста потенциальных посетителей, их социального и финансового положения, а также местоположения кафе.

Обязательно с самого начала сориентируйте дизайнера по сумме, которую вы готовы потратить на интерьер. Если у вас ограничен бюджет, лучше акцентировать внимание на архитектурных решениях и отделочных материалах, так как различные предметы украшения интерьера в целом могут стоить дороже, чем интересные решения в планировке и отделке. Если дизайнер предлагает авторский надзор (когда автор следит за тем, как его идеи воплощаются в жизнь), лучше не отказываться, иначе приглашенные равшаны могут загубить дизайнерские находки.

Разработка входной группы (крыльцо, двери, вывеска) обычно проговаривается отдельно, но лучше, если над ней будет работать тот же автор, чтобы дизайн вписался в общую концепцию заведения.

По моему мнению, нет дизайнеров хороших и плохих. Важнее понять, ваш или не ваш это дизайнер. С дизайнером у вас должно образоваться взаимопонимание. Если он вам неприятен при первой же встрече, но устраивает по деньгам и срокам, в которые обещает уложиться, это будет самой большой ошибкой. Искать дизайнера по единственному критерию «цена–качество» нельзя. Кстати, высокая стоимость разработки дизайна – не гарантия, что работа будет соответствовать вашим требованиям. Не стоит ориентироваться только на известное имя или запредельную цену. Зачастую можно получить отличный результат при вполне приемлемых затратах.

Средняя стоимость дизайн-проекта кафе начинается от 500 рублей за квадратный метр и выше».

Окончание статьи – о том, как подобрать мебель, холодильное, барное, кухонное оборудование, соблюсти пожарную безопасность и организовать охрану – читайте здесь.

P. S.: Деловой сайт Chel.ru благодарит партнеров за помощь в подготовке материала.

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления