Бизнес Кому нужен налоговый мониторинг

Кому нужен налоговый мониторинг

С 1 января 2015 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ, которые ввели институт налогового мониторинга. Это обеспечит доступ налоговых органов к данным бухгалтерского и налогового учета плательщика в режиме реального времени. Насколько выгоден налоговый мониторинг самим компаниям, кто может перейти на эту процедуру, в чем плюсы и риски для налогоплательщика, читайте в материале Chel.ru.

Кто имеет право

Новая форма взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов внедряется в России с этого года – налоговый мониторинг. Его проведение позволит налоговым органам отказаться от камеральных и выездных налоговых проверок налогоплательщиков, в отношении которых он проводится.

Инициатива в переходе на мониторинг принадлежит налогоплательщику. Запросить эту процедуру смогут только те компании, чей совокупный доход за предыдущий год составил минимум три миллиарда рублей, а сумма уплаченных налогов (НДС, НДПИ, налога на прибыль и акцизов) – не менее 300 млн руб. Таким образом, речь идет только о так называемых крупных налогоплательщиках.

Налоговый мониторинг – это не российское изобретение. Подобная практика используется в США, Нидерландах, Великобритании и других странах. Данная норма разработана на основании международного опыта налогового контроля.

«Если речь идет о добросовестных налогоплательщиках, то надо уже уходить от периодических стресс-тестов (в виде налоговых проверок) к налаживанию диалога с налоговой службой, – считает старший партнер ГК «Авуар» Алексей Овакимян. – Тем более что в отличие от малого бизнеса проверки крупных предприятий проводятся в обязательном порядке и должны быть «результативными». Это сегодня приводит к тому, что даже если крупная компания платит все налоги, неизбежная налоговая проверка все равно должна выявить что-то еще».

Плюсы и минусы

На первый взгляд, налоговый мониторинг несет в себе позитивные изменения:

  • во-первых, введение с 2015 года налогового контроля за счетами-фактурами налогоплательщиков в электронном виде фактически создает систему полной прозрачности для всех компаний (а не только для перешедших на мониторинг). А вот налоговые проверки отменяются только для перешедших;

  • во-вторых, возникает возможность оперативно исправить ошибку или объяснить нестандартную ситуацию в рабочем режиме;

  • в-третьих, возникает легитимная возможность контакта налогоплательщика с налоговым органом для решения практических вопросов. Сегодня такой контакт возможен только неформально.

В то же время, как показывает практика, любое нововведение на первом этапе чревато рисками.

«Первое, что тревожит, – конфиденциальность информации. Да, налоговая тайна защищена законом, но если информация становится известна двум субъектам – риск возрастает в два раза, – говорит Алексей Овакимян. – Европейцы, например, как правило, ограничиваются раскрытием только налогового учета (без бухгалтерского)».

Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация представила в налоговый орган заявление о проведении налогового мониторинга. Процесс начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг.

Второй момент – риск «должной осмотрительности». До настоящего времени законодатель не определил перечень мероприятий, которые налогоплательщик должен провести для проверки добросовестности своего контрагента. «Практика налогового контроля пошла по пути вменения налоговых санкций за неуплату налогов поставщиком – покупателю, – акцентирует старший партнер ГК «Авуар». – А в случае с налоговым мониторингом как будет решаться этот вопрос?»

Если не установить конкретный перечень мероприятий, которые должен провести налогоплательщик для проверки своего контрагента, то, по мнению Алексея Овакимяна, есть риск, что в процессе мониторинга возникнет проблема с принятием вычетов по НДС и затрат.

P. S.: Благодарим за помощь в подготовке материала:

Аудиторско-консалтинговая группа «Авуар»,

Челябинск, ул. Тернопольская, 6, офис-центр «Полет», 4-й этаж;

тел.: +7 (351) 216-11-89, 8-800-700-89-94;

info@avuar.ru;

Фото: Фото предоставлено компанией «Авуар»

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления