Экономика ДТП: как получить страховую выплату пассажирам маршрутки

ДТП: как получить страховую выплату пассажирам маршрутки

Весомая часть дорожных аварий происходит на общественном транспорте. Лихачество водителей маршрутных такси и превышение скорости на междугородних перевозках, зачастую, оборачивается серьезными травами для пассажиров. До 1 апреля этого года, согласно закону, все перевозчики обязаны были застраховать свою ответственность. Как получить страховую выплату за порчу багажа или травму – в пошаговой инструкции.

Как отмечают эксперты, большинство аварий с участием общественного транспорта незначительны, и вред, наносимый здоровью пассажиров, как правило, не является тяжким. Наиболее распространены ДТП на городском транспорте. Причины – интенсивность движения в населенных пунктах и в целом большее количество транспорта. «Но вероятность крупного ДТП с участием перевозчиков, работающих на междугородних маршрутах (и это уже показывает статистика по страхованию ответственности перевозчиков) гораздо выше, соответственно, выше вероятность получения серьезной травмы и, к сожалению, гибели людей», – комментирует руководитель управления страховых выплат по финансовым рискам и ответственности «АльфаСтрахования» Оксана Киселева.

В любом случае новый закон обязывает всех перевозчиков возместить причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров при перевозке. Причем возмещение выплачивается не только в случае гибели и серьезных травм, но и незначительных повреждений, в том числе и багажу. Ответственность начинается с того момента, как пассажир вошел в транспорт. То есть страховым случаем может считаться не только повреждения в результате ДТП, но и травмы из-за неаккуратной езды водителя – ушибы, сотрясение мозга, потеря зубов. В компании «Игносстрах» отмечают, немаловажно, что под обязанность страхования ответственности попадают не только автобусные и троллейбусные парки, но и компании, перевозящие пассажиров на маршрутных такси. О чем перевозчик обязан проинформировать пассажиров.

«Информация о страховой компании должна быть размещена во всех местах продажи билетов или на самом билете, либо на официальном сайте перевозчика», – поясняет начальник отдела урегулирования убытков по страхованию ответственности ОАО «СОГАЗ» Сергей Абрамов. Добавим, что многие перевозчики размещают информационные листки прямо в салоне транспорта. Объявление содержит в себе основание страхования (закон), название страховой компании, а также контактный телефон.

Об аварии должны знать все

Итак, если вы пострадали во время поездки на транспорте, то первым делом необходимо самостоятельно или с помощью других пассажиров проинформировать водителя о причинении вреда. Если вред был причинен в результате ДТП, то стоит настаивать на вызове сотрудников ГИБДД для оформления происшествия, поясняют в Национальном союзе страховщиков ответственности (НССО). Допускается в случаях, когда пострадало только имущество, сообщить водителю, составить схему происшествия и доехать до поста ДПС. При наличии травм необходимо вызвать скорую помощь или при помощи водителя добраться до ближайшего медучреждения. Можно обратиться в больницу самостоятельно, проинформировав водителя и перевозчика. В НССО рекомендуют: лучше провести фото- и/или видеофиксацию места в салоне транспортного средства, где был причинен вред, а также причинение травмы и/или ущерб имуществу. «Это поможет доказать факт произошедшего события при обращении в страховую компанию», – поясняют в НССО. Эксперты советуют заручиться поддержкой других пассажиров, находящихся в салоне, – записать имена и телефоны.

Далее необходимо обратиться по телефону к перевозчику и рассказать о событии. Стоит также уточнить, сколько времени ему необходимо, чтобы подготовить документ об аварии, и где его можно получить.

С документами – в страховую

После этого, собрав все документы и справки, можно обращаться в страховую. Причем если по месту проживания нет отделения страховой компании, в которой застрахован перевозчик, согласно закону, выплату можно получить в любой другой компании, занимающейся страхованием ответственности привозчиков.

Как поясняет Сергей Абрамов, при обращении в страховую необходимо предоставить следующие документы: написанное в произвольной форме заявление о выплате страхового возмещения, документы (предоставляет компания-перевозчик) об обстоятельствах происшествия, о характере и степени вреда, нанесенного здоровью и имуществу. Дополнительно необходимо сообщить реквизиты банка для перевода денег и копию документа, удостоверяющего личность.

Незаконно, но вполне может статься, что перевозчик до сих пор не застраховал свою ответственность. Не стоит пугаться, в этом случае выплату все равно можно получить. При отсутствии страховки перевозчик самостоятельно выплачивает возмещение за вред, причиненный пассажирам. Помимо этого, согласно Кодексу об административных правонарушениях, отсутствие договора страхования грозит ему штрафом. Для должностных лиц – это штраф от 40 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц – от 500 тысяч до 1 млн рублей.

Сколько положено за ущерб

Размер выплаты за ущерб, причинённый на транспорте, установлен законом. Возмещение также полагается, если в результате аварии погиб близкий родственник, кормилец или лицо, находившееся на иждивении. Если ущерб нанесен жизни и здоровью – лимит страхования составит 2 млн рублей. За ущерб имуществу – 23 тысячи рублей. Причем, как поясняют в «Ингосстрахе», если пассажир получил тяжелые травмы, то в течение трех дней он имеет право получить предварительную выплату в сумме до 100 тысяч рублей для покрытия расходов на лечение. Каждый вид повреждения (ушибы, переломы, разрывы мягких тканей и так далее) подробно прописан в правилах страхования и подразумевает свой лимит выплаты. Если пассажир получил перелом конечности, выплата будет в одном размере, если попал в реанимацию с тяжелыми увечьями, компенсация будет значительно больше. В случае смерти пассажира его родственникам будет выплачено 2 млн 25 тысяч рублей. Страховая компания «Согласие» добавляет, что выплата по ОС Гоп производится независимо от выплат по другим видам страхования.

После того как все документы отправлены в страховую компанию, на выплату возмещения дается 30 календарных дней. В течение этого срока страховая компания обязана выплатить страховку или направить пассажиру мотивированный отказ в выплате. «Компания вправе выплатить страховое возмещение при отсутствии одного или нескольких документов, но при условии, что факт, обстоятельства и размер причиненного вреда не вызывает у него сомнений (пункт 60 Правил ОС ГОП)», – говорит Сергей Абрамов.

Страховая может отказаться платить

Все же страховая компания может отказать в выплате. Законом все возможные для этого основания оговорены. Во-первых, пострадавший может остаться без возмещения, если авария произошла из-за ядерного взрыва или радиоактивного заражения, военных действий, гражданской войны, народных волнений или забастовок. Но, как уточняет Сергей Абрамов, страховая компания и перевозчик могут убрать эти ограничения. Во-вторых, в страховке откажут, если авария произошла по вине пассажира. Третье – это случаи, когда размер причиненного имуществу ущерба меньше или равен указанному в договоре страхования. И самое главное – то, что страховая может отказать в выплате, если пассажир предоставил неполный перечень документов. Подробнее со списком документов можно ознакомиться на сайте Национального союза страховщиков ответственности.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления