В Челябинске катастрофически не хватает автостоянок. Особенно остро эта проблема стоит в центральных районах. Из-за удобного месторасположения эта часть города густо застроена офисными зданиями, и властям выделить землеотвод под автомобильную стоянку, просто негде. Да и не каждый бизнесмен готов вкладывать большие средства в долгосрочное строительство многоуровневых наземных и подземных парковок, которые смогут окупить себя только через несколько лет.
Нехваткой парковочных мест быстро воспользовались предприимчивые граждане. Теперь у каждого крупного магазина к вам могут подойти и предложить посторожить транспортное средство за определенную сумму. Цена варьируется от 10 до 20 рублей. Причем у заплатившего автовладельца иногда остается впечатление, что он занимается благотворительностью. Настолько тщедушно и неброско для охранника выглядят предлагающие свои услуги. Сохранность движимого имущества гарантируется на словах и никакими документами не подтверждается. Так что, в случае чего, спросить будет не с кого. Никакой юридической ответственности «охранники» за вверенное имущество не несут.
Организацией несанкционированных стоянок занимаются и в некоторых жилых дворах. «Нелегалы» предлагают автомобилистам оставить машины на внутренней территории на целую ночь. К тем же, кто заезжает во двор ненадолго и отказывается платить деньги, «охранники» относятся очень враждебно.
«Я недавно заезжал на машине к подруге, она живет на Северо-западе – рассказывает автолюбитель Сергей Никифоров. – Так ко мне подходят двое и говорят: «Плати за стоянку». Я спрашиваю, какая это стоянка, это – простой двор. А они, как в бандитском сериале, говорят «Это наша территория, мы ее охраняем». Платить, конечно, не стал, но за машину переживал. Они могли и колеса проткнуть!»
От жильцов домов, в которых действуют такие стоянки, часто поступают жалобы в администрацию. Их по вполне понятным причинам не устраивает шум, создаваемый автомобилями и сигнализациями, запах выхлопных газов и прочие малоприятные вещи. Помимо этого организация нелегальных стоянок не урегулирована законодательно.
«Если нет знаков «въезд запрещен», «кирпич», «движение запрещено», то заезд во двор подразумевается, и время не оговорено,– комментирует юрист, занимающийся делами, связанными с автотранспортом, Андрей Подрезов. – А тех, кто делает деньги на несанкционированных стоянках, следует привлекать к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность. Но для этого их нужно поймать за руку».