Бизнес Бизнес на продажу

Бизнес на продажу

Продавать свое дело нужно неожиданно и в сжатые сроки Один из самых главных этапов подготовки бизнеса к продаже – его оценкаПри совершении сделки необходимо присутствие опытного консультанта, который сможет обосновать и отстоять стоимость бизнеса

Продажа бизнеса перестает быть для челябинского рынка необычным явлением. По мнению специалистов, критическая масса в этом сегменте уже назрела, ведь существует много компаний, которые достигли своего потолка, и для дальнейшего развития им необходима смена собственника. Особенно активным в этом плане является сектор малого и среднего бизнеса. Но, решив самостоятельно продать свое дело, многие предприниматели сталкиваются со сложностью данной процедуры, неясностью критериев оценки, проблемой поиска покупателей.

С чего начать?

Существует несколько причин, по которым предприниматель хочет продать свое дело. Чаще всего решающую роль играет усталость владельца фирмы или предприятия. Не удается эффективно продвигать товар и выдерживать конкуренцию. Бизнес больше не увлекает, не доставляет радости, определенный потолок уже достигнут, и хочется реализации в новых более масштабных проектах. Просто закрыть фирму жаль, к тому же это накладно, а передать дело в руки проверенной команды и продолжать получать доход - практически нереально. Лучшим выходом из положения видится продажа бизнеса, ведь в этом случае можно выручить приличные средства, главное подойти к этому вопросу грамотно. Ведь продажа бизнеса - дело очень тонкое, будет лучше, если им займутся профессионалы, которые смогут оформить всю документацию, назначить достойную цену, найти заинтересованного покупателя.

Евгений Эрлих, генеральный директор «Российской венчурной компании»: «Не все хотят продавать свой бизнес через третье лицо, все надеются продать его самостоятельно. Но самостоятельные сделки сами по себе неэффективны. Прежде чем продать бизнес, нужно его подготовить, правильно оформить, красиво и грамотно упаковать. Наша задача - оценить бизнес, определить, что можно с ним сделать, чтобы поднять цену. Лучше, конечно, продавать свое дело тому, кто знает его специфику».

Подготовка к продаже

Подготовка бизнеса к продаже - один из самых важных этапов. Мало того, что нужно привести все в товарный вид, необходимо собрать целый пакет документов на то, что вы продаете, ведь покупатель обязательно захочет убедиться, что ему не предлагают кота в мешке. Обязательно наличие независимой оценки лицензированных аудиторов и оценщиков - это облегчит принятие решения о покупке и сократит время продажи. Если в бизнес включается недвижимость, нужно обновить ее оценку и получить «свежие» справки из БТИ. Весьма полезно запастись справками и рекомендациями из банка об отсутствии задолженности, важны также копии балансов со всеми приложениями. Если заканчивается договор на аренду помещений, необходимо его продлить.

Не стоит экономить на проведении этапа подготовки: если у покупателя возникнут сомнения, он будет настаивать на снижении стоимости, ведь он покупает реальную фирму, а не ее «парадный портрет».

Как показывает практика, провести предпродажную подготовку самостоятельно не может ни один предприниматель. Обычно он имеет лишь самое общее представление о той сумме, которую он хочет получить. Так что помощь специалистов в этом деле просто необходима. К тому же используя услуги посредника, предприниматель в период продажи имеет возможность продолжать заниматься управлением бизнеса.

Переговоры

На этой стадии в полной мере станет ясно, насколько качественно была проведена предварительная подготовка. Обычно переговоры проходят очень эмоционально, так что обеим сторонам для принятия трезвого решения просто необходимо присутствие опытного консультанта, который компетентно ответит на вопросы, четко обоснует цену, быстро просчитает влияние всех налогов и расходов на регистрацию при разных вариантах юридического оформления продажи. Зачастую между консультантами покупателя и продавца разыгрывается настоящее сражение, где они соответственно занимают роли прокуроров и адвокатов и ведут жесткий торг за цену бизнеса. Лишь на конечной стадии они объединяют усилия, чтобы определить оптимальный вариант юридического и организационного оформления сделки.

Работа над ошибками

Мало кому удается избежать ошибок при самостоятельной продаже бизнеса. Это неудачно выбранный для продажи момент, недостаточная подготовка, потеря времени на «ложных» покупателей, неспособность обосновать и отстоять стоимость бизнеса. Особый вред может нанести публичное распространение информации о том, что бизнес продается. При огласке продажи есть риск потерять клиентов и ценных специалистов, может резко измениться отношение партнеров и банка, которые займут самую осторожную позицию. Кроме того, цена на бизнес может резко упасть. Чтобы избежать таких последствий, специалисты советуют никому не раскрывать сведения о том, что бизнес продается, а саму сделку осуществлять неожиданно и в сжатые сроки. И главное, нужно помнить, что продажа бизнеса - это не то же самое, что продажа каких-то товаров и услуг. Процесс этот трудоемкий и специфический, и без помощи специалистов обойтись будет сложно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления