Бизнес

МВА – «золотая путевка» для топ-менеджера?

Российские программы бизнес-образования довольно старомодныМВА – это программа дженералиста, а не узкого специалиста Руководителю нужно не образование, а образованные люди, которые умеют выдвигать новые идеи и воплощать их в жизнь

На прошлой неделе в Челябинске прошла первая международная конференция, посвященная проблемам бизнес-образования, организатором которой выступили Южно-Уральский госуниверситет совместно с Российской ассоциацией бизнес-образования. Два дня представители крупнейших бизнес-школ Челябинска, Москвы, Перми, Нижнего Новгорода, Риги и Екатеринбурга обсуждали вопросы сотрудничества бизнеса и бизнес-образования, качества программ, инновационных технологий в подготовке менеджеров по системе МВА. Старт программы «Master of Business Administration» в ЮУрГУ намечен на апрель этого года.

Пока мы предлагаем интервью с ректором Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, президентом Российской ассоциации бизнес-образования Леонидом Евенко.

Досье: Евенко Леонид Иванович родился в 1941 году. Окончил Московский институт народного хозяйства (ныне РЭА) им. Г.В. Плеханова, где затем работал преподавателем кафедры экономической кибернетики. С 1968 по 1990 годы работал в Институте США и Канады Российской Академии наук, занимался исследованиями в области современного менеджмента, экспертной и консультационной деятельностью, одновременно преподавал в вузах и институтах повышения квалификации страны. Вел исследовательскую и преподавательскую работу в Австрии (1973-76 гг.), Японии (1987 г.), США (1989 г.) и других странах. Автор около 200 научных работ. С 1990 года по настоящее время – ректор Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Один из основателей и Президент Российской Ассоциации бизнес-образования (с 1996 г.), член советов Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров (с 1994 г.), Европейского фонда развития менеджмента – EFMD, Центрально- и Восточно-европейской ассоциации развития менеджмента. Действительный член Академии менеджмента и рынка . Председатель Экспертного совета и член Комиссии по подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. Возглавляет редакционный совет журнала «Бизнес-образование».

– Леонид Иванович, какие впечатления у вас остались от прошедшей недавно конференции?

– Начну с того, что сама идея проведения такого мероприятия возникла в связи с 15-летием Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), которое мы отмечаем в этом году. РАБО была образована в 1990 году, и я был одним из инициаторов этого дела. В ноябре пройдет официальное празднование. Однако некоторые события под лозунгом РАБО мы решили провести на уровне регионального образовательного сообщества. Школы бизнеса в Уральском регионе имеют достаточно высокую репутацию: здесь есть Пермский институт, сильные учебные заведения Екатеринбурга, Челябинска. И все же я ехал на более или менее рядовую конференцию. Но впечатления оказались выше первоначальных ожиданий. Пожалуй, впервые организаторам удалось на региональном уровне обеспечить представительство как образовательных кругов – руководителей ведущих бизнес-школ, региональной интеллектуальной элиты, так и бизнеса – молодых директоров, президентов компаний, собственников. Мы услышали массу свежих идей, новых подходов. У меня осталось очень хорошее послевкусие.

– Потребность в образовании у местного бизнеса существует?

– Безусловно, любой менеджер сегодня прекрасно понимает, что от качества кадров, от уровня их знаний и навыков очень сильно зависит результат деятельности компании. Прогрессивные руководители, которые реально конкурируют на рынке, понимают, что образование необходимо. И у них есть деньги. Но здесь возникает вопрос: способна ли нынешняя система образования дать то, что им требуется. Это очень многогранная проблема. Потому что, на самом деле, руководителю нужно не образование, руководителю нужны люди образованные, которые умеют выдвигать новые идеи и воплощать их в жизнь, – как сказал один из участников конференции. Образование этому способствует.

На мой взгляд, один из недостатков нашей системы бизнес-образования состоит во влиянии наследства, которое несет в себе система экономического и управленческого образования, сложившаяся в советское время. Она была в большей степени теоретизирована, академизирована. С другой стороны существовала и система повышения квалификации кадров, которая не давала качественное образование по менеджменту для условий рынка. Консервативная в своей основе, эта система начала преобразовываться вместе с рынком, а это немногим десять лет. Поэтому, пока она может быть эффективна лишь частично. Не случайно, принцип, который проповедует РАБО – ставка на лидеров, тех, кто уже способен эффективно решать новые задачи, которые ставит рынок.

– Что из себя представляет рынок бизнес-образования в регионах? Насколько он изменился за эти годы?

– К сожалению, рынок образовательных услуг для бизнеса в регионах пока недостаточно развит. Существует довольно большой разрыв между регионами и Москвой или Санкт- Петербургом. Вы знаете, в апреле 2003 года мы проводили исследование, связанное с программой MBA, и когда получили результаты, очень удивились, узнав, что 82% всех выпускников MBA в России обучались в Москве, 9% – в Санкт-Петербурге и только 9% – в регионах. Хорошее бизнес-образование во всем мире – вещь не дешевая. По российским стандартам это тысячи долларов. Вопрос в том, есть они в регионе или нет? Мы видим, что в последние три года региональные рынки растут более интенсивно, чем столичные. Эти различия между столицей и провинциями начинает некоторым образом выравниваться. Возможно, это связано с общим благополучным состоянием российской экономики, высокими ценами на нефть, когда нефтяные деньги расходятся по другим отраслям и создают хорошую конъюнктуру. К примеру, Урало-Сибирский институт бизнеса, который даже не выдает государственный диплом MBA, тем не менее, продает программы MBA по московским ценам. Это значит, что на самом деле и потребность, и ресурсы, и платежеспособный спрос есть. Важно его удовлетворить на хорошем качественном уровне. Поэтому мой прогноз по поводу развития регионально рынка бизнес-образования благоприятный. Во многом он будет зависеть от общего экономического роста в регионах, особенно в несырьевых отраслях.

– Сколько бизнес-школ в России сегодня имеют лицензии MBA?

– Сегодня их 34. И это достаточно много. Кроме того, в 2005 году совет по MBA дал свое положительное экспертное заключение еще 14 бизнес-школам. Так что, по нашим прогнозам, в ближайшем будущем их будет уже около 50. Региональная сеть имеет очень хорошие перспективы роста. Доля учебных центров в регионах в общем объеме образовательных услуг для бизнеса возрастет примерно до 15-20%.

– Это значит, что постепенно региональные школы начнут тянуть одеяло на себя, составляя реальную конкуренцию москвичам?

– Пока российский рынок бизнес-образования еще не насыщен. Мы выпускаем порядка 4 тысяч слушателей MBA в год. Это уровень Германии и Америки начала 60-х годов. Тогда как уже сегодня существует потребность – около 10 тысяч выпускников в год. Так что, на данном этапе конкуренция существует, но она скорее живительная.

– Получить лицензию региональному вузу сегодня сложно?

– Могу сказать, что Южно-Уральский госуниверситет получил эту лицензию без особых трудностей. Вообще, этот процесс достаточно сложен. Объясню, почему. Мы хотим оградить рынок от поспешного, сырого продукта. Для того чтобы школа состоялась, нужна не только крепкая материальная база, но серьезные интеллектуальные активы, то есть люди, их знания и умения. Необходим особый тип преподавателей, которые бы сочетали достаточно высокий академический уровень с практикой, с консультационной, исследовательской деятельностью, понимали суть активных методов обучения. Многие доклады, которые прозвучали на конференции, показывают, что такое понимание есть. Главное, чтобы оно воплотилось в жизнь. К сожалению, часто бывает, что, при хорошей материальной поддержке, преподаватели вуза, подавшие заявку на лицензирование, все еще имеют груз такого классического, университетского образования. Бизнес требует несколько другого. И потом, мало получить лицензию. Необходимо раскручивать программу, постоянно обучать людей, консультировать специалистов. Но в целом, процесс идет, качественные сдвиги наблюдаются.

– 50 школ – это уже немало. Кто контролирует качество программ?

– Главный контролер качества – совет по MBA. Мы ведь прекрасно понимаем, что рынку можно предложить продукт, который не является полноценным. Качество обеспечить не просто. Даже те школы, которые имеют лицензии и функционируют, не всегда могут гарантировать качественный уровень услуг. Тем не менее, один из наиболее важных индикаторов качества – это рыночный успех. Если люди приходят в школу один, второй, третий раз, то это о чем-то говорит. Не зря американцы говорят, что самая эффективная реклама – «mouth to mouth», что называется, из уст в уста. Хотя если подходить к вопросу шире, то по международным меркам проблема качества бизнес-образования в России, конечно, существует. При наличии приличных преподавателей, в целом все наши программы бизнес-образования довольно старомодны. Приспособленность их содержания и стиля преподавания программ к потребителю у западных преподавателей значительно выше.

– В чем отличие MBA-программ от других, которые существуют в России?

– Программы MBA в системе бизнес-образования стоят как бы особняком. Их нельзя назвать чисто образовательными программами. MBA – это программа дженералиста, а не специалиста. Слушатель MBA – это не финансовый директор, не менеджер по персоналу, и не директор по маркетингу. Это, прежде всего, директор предприятия, бизнесмен. Человек, который в состоянии охватить проблему бизнеса в комплексе. Безусловно, он должен знать и финансы, и маркетинг, и менеджмент в целом, и логистику. Самое главное – он должен уметь интегрировать все эти знания и быть способным решать комплексные проблемы достижения успеха и управления организацией в рыночной экономике. Специфика MBA состоит в том, что эти программы рассчитаны на подготовку зрелого руководителя-дженералиста, который мыслит по-другому, иначе, чем обычный специалист. «Master of Business Administration» – буквально управление процессом организации бизнеса. Эта дженералистская компонента, даже при наличии какой-то специализации, всегда доминирует. Поэтому в MBA нужно обязательно приходить, имея определенный практический опыт. Система «профессор учит студентов – профессор знает, студенты – нет» здесь не работает. За свою преподавательскую практику я убедился: очень часто в аудитории присутствуют люди, которые знают больше, чем ты, могут рассказать в своей отрасли и рынке много интересного. Англичане говорят: есть «Master of General Management», а есть MBA. «Master of General Management» – это книжное образование, которое также дает знания о маркетинге, финансах, менеджменте. Вы изучаете этот материал по книгам и идете работать, начиненные комплексом знаний. В MBA существует несколько иной подход: поработав, почувствовав вкус к управленческой работе, вы выбираете эту программу с целью развития. Получая знания, менеджер вырабатывает навыки и умения применять их на практике. Фактически, это вторая специальность для инженера, который, к примеру, окончил технический факультет по специализации «станки с числовым программным управлением». MBA дает возможность окунуться в среду реального менеджмента, бизнеса, синтезировать знания, опыт и выйти на новый уровень компетентности руководства предприятием.

– Из каких отраслей руководители чаще стремятся в MBA?

– В принципе, в MBA не принято делать отраслевые программы. Мы предпочитаем формировать межотраслевые группы. Если говорить о представителях тех отраслей, с которыми мы работаем чаще, здесь ситуация складывается по аналогии с тем, как развивается экономика в целом. Если раньше доминировала промышленность, то сейчас увеличивается удельный вес сферы услуг, торговли. До 40% слушателей наших программ – это менеджеры и руководители из сферы торговли.

– В основном, это представители крупного и среднего бизнеса?

– Крупный бизнес, как правило, имеет собственные корпоративные программы, которые рассчитаны на обучение персонала. Что касается высшего состава, топ-менеджеры крупных предприятий, могут позволить себе пройти обучение за границей. Так что, основная часть слушателей – это собственники, управленцы средних предприятий. Серьезный недостаток всех программ, как в Европе, так и в Америке – практически полное отсутствие программ, адаптированных под потребности малого бизнеса.

– Но ситуация будет меняться?

– Рано или поздно – да. Но для того чтобы это происходило, нам нужны определенные наработки по малому бизнесу, их кто-то должен финансировать, нужны люди, которые бы проявляли интерес к малому бизнесу. Пока это не очень распространено. Ситуация будет меняться, но боюсь, что медленнее, чем хотелось бы.

– Женщин-руководителей на курсах много?

– Число женщин-слушателей на разных программах может доходить до 40%. Как правило, это потенциальные руководители, заместители, либо жены бизнесменов, которые приняли решение после декретного отпуска начать новый этап карьеры. Есть женщины, которые являются первыми лицами, особенно в малом бизнесе. И у них неплохо получается.

– MBA в России сильно отличается от MBA за рубежом?

– Если говорить об уровне преподавания, то средние западные вузы вполне сопоставимы с хорошими российскими бизнес-школами. Мы используем одни и те же книги, кроме того, говорим и преподаем по-русски, а нашему слушателю учиться на родном языке лучше. Между российской и западной системой бизнес-образования существуют отличия в общей практике организации учебного процесса. Мы не так активно используем компьютеры. В том же Гарварде и других иностранных учебных заведениях на каждом столе стоит компьютер, и слушатели во время занятий имеют возможность доступа в Интернет. Есть отличия в системе выходного контроля знаний. Там к слушателям MBA предъявляются более высокие требования. К примеру, у нас возможность того, что какой-нибудь чрезвычайно занятой, а потому не совсем успевающий директор, не получит в итоге диплом, практически исключена. Очень часто сталкиваюсь с таким парадоксом. Всевозможные задания, направленные на осмысление теоретического материла, очень хорошо удаются менеджерам среднего уровня, молодым сотрудникам, особенно женского пола, которые привыкли хорошо работать. Они, как правило, пишут прекрасные работы. А иногда смотришь – до чего же слабая работа. Оказывается, что ее написал какой-нибудь генеральный директор. Я однажды поставил двойку одному из наших слушателей, не зная, кто он такой. Оказалось – директор крупнейшего авиационного завода в Подмосковье, который МИГи делает. Помню, он был очень потрясен этим фактом, но переписал работу, сделав все по совести. В целом, система контроля знаний у нас пока отстает. А жаль. От этого во многом зависит эффективность обучения.

– А если говорить о поступлении в российскую школу MBA, насколько жесткие требования к слушателям?

– Тот же Гарвард или Стенфорд имеют очень высокий входной барьер для студентов, который предусматривает единый экзамен для поступающих на MBA. У нас эта система пока не действует. Все школы действуют по-разному. Мы, например, довольно серьезно тестируем претендентов и в результате отсеиваем 10-15% абитуриентов. Но это не значит, что существуют какие-то серьезные ограничения для поступления на курсы MBA.Скорее это связано определенным количеством мест для слушателей на потоке.

– Рынок труда как-то взаимодействует с системой бизнес-образования?

– Не в такой степени, как за рубежом. К примеру, в Америке при приеме на любую руководящую должность наличие диплома MBA крайне желательно. В Великобритании это также существенно влияет на карьеру. У нас этот процесс пока достаточно неравномерен. Важен ведь не сам факт наличия или отсутствия квалификации MBA, а то, где вы его получили. Если вы окончили престижную школу, то это, безусловно, серьезный стимул к карьере. В то же время есть достаточно большое количество работодателей, директоров по персоналу, которые представления не имеют, что такое на самом деле MBA. Так или иначе, пока мы не можем сказать, что диплом «Master of Business Administration» для карьеры – это то, что раньше называлось «golden ticket» – «золотая путевка». Но его наличие, конечно, влияет положительно.

– Но с дипломом MBA, полученным, к примеру, в ЮУрГУ, где-нибудь в Европе попросту делать нечего?

– Скорее да. Но дело в том, что с дипломом, полученным в каком-нибудь Мастрихте в Голландии, тоже в Европе особенно не разгуляешься. Важно не территориальное расположение, а репутация вуза. Если школы имеет высокую известность, аккредитацию – это много значит. Но если она просто дает какие-то знания, то бренд может и не работать. Но не нужно забывать, что независимо от того, на каком континенте и по какому адресу расположено учебное заведение, у человека, прошедшего школу MBA, остается новая квалификация, знания, мировоззрение, понимание рынка.

– Леонид Иванович, каков ваш сценарий развития рынка бизнес-образования?

– Вместе с доходами людей, предприятий рынок будет расти очень быстрыми темпами. Поэтому мой долгосрочный прогноз довольно благоприятный. Я считаю, что в данный момент предложение серьезно отстает от спроса. Качественные образовательные программы для бизнеса требуют очень высокого уровня методической проработки и несколько другого стиля работы преподавателя. Не зря многие аналитики считают, что вся сфера образования в России сегодня находится в кризисе. Старое классическое образование не соответствует требованиям времени. Это касается не только обучающих бизнес-программ. Постепенно рынок будет приобретать более цивилизованные формы. Достаточно посмотреть на Запад, где в последние десять лет в образовательной сфере очень многое меняется.

Уже сейчас это хороший бизнес для нас, интеллектуалов, которые до этого работали в советских учебных заведениях. Мы все – преподаватели бизнес-школ в Москве ездим на иномарках, уже сейчас у нас американские зарплаты. Я преподавал всю свою жизнь, и мне удалось вписаться в новое общество, не изменив профессии, в отличие от людей, которые, к примеру, ушли в бизнес. Мы же остались самими собой – занимаемся наукой, пишем книги. Только это уже другие книги и другие деньги, которые достаются достаточно тяжело. Вы зависите от конъюнктуры. В один прекрасный день люди могут взять и не прийти к вам, потому что появился конкурент. Вы должны убедить бизнесмена, чтобы он захотел прийти к вам учиться. Вот тогда это полноценное бизнес-образование. То, что вы участвуете в конкуренции на рынке бизнес-образовательных услуг, облагораживает всю вашу организацию. С другой стороны, есть в этом и свои минусы: погоня за деньгами зачастую не оставляет времени на какие-то академические разработки. Поддержать этот баланс – тоже одно из искусств руководителя. Директором школы бизнеса тоже быть интересно…

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления