Бизнес Местный турбизнес отдыхает

Местный турбизнес отдыхает

Несмотря на недавние прогнозы бурного развития внутреннего туризма в период кризиса, роста этого рынка в ближайшее время все-таки не предвидится. К такому выводу пришли участники прошедшей сегодня в Челябинске конференции...

" src=

Несмотря на недавние прогнозы бурного развития внутреннего туризма в период кризиса, роста этого рынка в ближайшее время все-таки не предвидится. К такому выводу пришли участники прошедшей сегодня в Челябинске конференции, на которой обсуждались проблемы индустрии отдыха на Южном Урале. По словам игроков, начинать новые проекты в этой сфере – дело слишком затратное и низкорентабельное, в связи с чем на местном рынке отсутствует конкуренция. Это, в свою очередь, наряду с высокими расходами на инфраструктуру не способствует снижению цен в местных отелях, санаториях, на базах отдыха и в лагерях. Страдает в сложившейся ситуации, по мнению участников рынка, в первую очередь потребитель, так как снижение спроса на свои услуги представители внутреннего туризма не наблюдают.

Напомним, осенью 2008 года, когда во всем мире разразился экономический кризис, во многих странах появился лозунг «Отдыхаем дома!». Тогда и правительство Российской Федерации сделало несколько заявлений о поддержке внутреннего туризма. Однако, по словам челябинских специалистов, дело с мертвой точки не сдвинулось. «На словах нас действительно поддерживает и правительство РФ, и руководители Челябинской области, – говорит начальник отдела туризма Министерства спорта Челябинской области Александр Филиппов. – Но действенных мер пока принято не было».

Г-н Филиппов не отрицает, что цены на местный отдых на Южном Урале действительно высокие, но он считает, что винить в этом отельеров или туроператоров не стоит. Такие цены на услуги, по словам чиновника, связаны с неблагоприятными для развития внутреннего туризма условиями. «У нас очень дорогой транспорт, большие расходы на перевозку, высокая стоимость билетов на железной дороге, – перечисляет Александр Филиппов. – Высокие налоги, дорогие энергоресурсы... Потому и получаются такие цены на отдых». Кроме того, по словам чиновника, российский туризм сильно уступает международному по уровню инфраструктуры. Учитывая запросы современного туриста, компании, организующие местный отдых, оказались совершенно неконкурентноспособны, заключил представитель областного Минспорта.

«Турист насытился и постоянно требует что-то новое, – говорит генеральный директор турфирмы «СаТТурн» Наталья Банникова. – К тому же предпочтения у туристов резко расходятся: кто-то желает более активного отдыха, а есть, наоборот, «спокойные» туристы. В связи с этим становится все сложнее придумывать новые программы, не меньше времени уходит на разработку предложений для детей». Так, по словам участника рынка, модные за рубежом сафари-туры для наших туроператоров просто невыгодны, так как работать придется только на лизинг автомобилей. Кроме того, отмечает г-жа Банникова, не меньше чем раз в два года агентствам приходится менять все снаряжение: от спальных мешков до катамаранов.

По словам руководителя «СаТТурна», при разработке и реализации программ туроператорам приходится сталкиваться с рядом трудностей. Одна из них – выделение земли под палаточные кемпинги. Так, чтобы организовать кемпинг на Майской поляне в районе реки Ай, турооператору приходится заплатить Государственному лесному фонду сумму в пределах 90 тысяч рублей. При этом арендовать землю приходится не на летний период, а на весь год.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются местные туроператоры, – конкуренция с теневыми фирмами. «В начале летнего сезона они активизируются, дают объявления в газетах, организуют такие же сплавы, – говорит г-жа Банникова. – Однако занимаются они этим неофициально, не платят налоги. При этом эти фирмы значительно занижают цены на все турпродукты». Надежду предприниматели возлагают на инспекцию по маломерным судам МЧС Челябинской области, которая обещала взяться за эту проблему всерьез. Теперь физическим лицам за неофициальную организацию сплавов грозят штрафы, а также изъятие суда на штраф-стоянку.

Таким образом, нестационарный туризм, который раньше считался самым дешевым видом отдыха, теперь обгоняет по стоимости туризм санаторный. «Сейчас на базе отдыха или в санатории стоимость одного дня с питанием обойдется посетителю в 800-900 рублей, – говорит представитель турфирмы «СаТТурн». – А полевой туризм, с доставкой до места, питанием и вывозом составит тысячу и более рублей в день». Несмотря на это, турфирмы с трудом выходят на рентабельность в 15-20%, отмечает участник рынка.

Представители санаториев также жалуются на то, что они с трудом сдерживают повышение стоимости отдыха. «В кризис основная проблема – ценовая политика, – замечает заместитель директора санатория «Сосновая горка» Екатерина Киреева. – С первого апреля уже произошло серьезное повышение стоимости газа и электроэнергии. Несмотря на это, минимальная цена за один день пребывания в нашем санатории с питанием составит летом 990 рублей». Г-жа Киреева соглашается с коллегами в том, что турист сейчас приезжает разборчивый, поэтому администрации санаториев приходится вкладывать деньги в инфраструктуру, обновлять номерной фонд.

Но если места для отдыха взрослых туристов могут позволить денежные вливание в развитие, то детские лагеря зачастую способны лишь обновить незначительные детали инфраструктуры. «Многие дети уже успели побывать и в Турции, и в Египте, а наши детские лагеря работают по стандартам Советского Союза, – продолжает директор детского бюро путешествий «Каникулы» Анна Терновская. – Если в крымских лагерях уже есть аквапарки, тинейджерские клубы, гламурные театры мод, то наши даже не могут сделать шведский стол. А цены в уральских лагерях в этом году повысились на 20 процентов».

Казалось бы, в этом случае спрос на услуги внутреннего туризма должен неуклонно падать, однако цифры говорят о другом. «За последние пять лет въездной туризм Челябинской области увеличился на 20 процентов, – отмечает Александр Филиппов. – Можно сказать, что сейчас въезд превышает выезд». По данным чиновника Минспорта, на Южный Урал едут туристы из Екатеринбурга, Самары, Уфы, Оренбурга, а также Москвы и Санкт-Петербурга. По словам участников рынка, спрос на отдых на Южном Урале не падает лишь потому, что наблюдается нехватка самого предложения. «Так, в детские лагеря путевки продаются уже с 20 апреля, и количество их ограничено, – говорит г-жа Терновская. – Наши лагеря в большинстве принадлежат крупным предприятиям, и их администрации побаиваются вступать в рыночные отношения с туроператорами и отдельными клиентами».

«За последние десять лет мест размещения туристов на Южном Урале не прибавилось, – добавляет г-н Филиппов. – Во-первых, у нас очень дорогая аренда земли. Во-вторых, если инициатор решится на строительство гостиницы, базы отдыха или санатория, то будет вынужден ждать землеотвод годами. Это касается и покупки готовой недвижимости – в Югославии или Индии, например, она гораздо дешевле, чем у нас». Таким образом, главную причину застоя в сфере внутреннего туризма эксперт видит в отсутствии хорошей законодательной базы, а также неблагоприятном инвестиционном положении.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления