К несколько неожиданным выводам привело исследование, итоги которого подвела на этой неделе компания TNS Gallup Media. В ходе его обычные российские телезрители (далее по тексту – ОРТ) сравнивались с более продвинутой частью населения, имеющей стабильный доступ в Интернет.
Репрезентативная выборка составила свыше 3500 домохозяйств, чье «телесмотрение» фиксировалось специальными приборами – так называемыми пиплметрами. Выяснилось, что различия между ОРТ и «интернетчиками» довольно приличные. В частности, представители второй группы смотрят телевизор в среднем на 17% меньше, чем участники первой (196 и 236 минут в день соответственно). Причем, если посмотреть на статистику по регионам, то этот разрыв тем больше, чем сильнее развит Интернет: скажем, в Москве, где домашний веб есть у половины населения, он составляет уже 26%. Единственным исключением из правил стал Санкт-Петербург с его неожиданными результатами: оказалось, что там среднесуточное время телепросмотра практически не зависит от того, подключен человек к Сети или нет (218 минут в день против 239).
В принципе подобные различия между «онлайновыми» и «оффлайновыми» респондентами еще можно как-то объяснить: понятно, что время, потраченное на блуждание по Интернету, чаще всего отнимается у других способов проведения досуга – в первую очередь, сидения перед «ящиком». Тем более телевидение вряд ли сможет предложить что-то, чего не было бы в сегодняшнем Рунете.
«В Сети почти тот же контент, что и на ТВ, – новости, фильмы, уже показанные в эфире передачи, – отмечает генеральный директор рекламного агентства Vizeum Михаил Вощинский. – Однако телевидение еще долго будет лидировать по охвату аудитории, оставаясь самым дешевым и востребованным рекламодателем медиа. Так, по оценке агентства Universal McCann, стоимость тысячи контактов на ТВ сегодня не превышает пяти долларов против примерно 18 долларов в Рунете».
Кстати, в ходе исследования обнаружилась и еще одна деталь, которая будет интересна в первую очередь рекламодателям, ориентированным на технологически грамотную целевую аудиторию. Странно, но факт: даже зрительские предпочтения у «сетевиков» и ОРТ разные. Первые смотрят СТС, ТНТ, ТВ-3 и музыкальные каналы, вторые – «Россию», «Первый» и НТВ. По мнению директора по исследованиям компании TNS Russia Владимира Щипкова, это во многом объясняется общими социально-демографическими характеристиками пользователей. Типичный представитель сегодняшнего сетевого сообщества – это мужчина 35–54 лет, причем с каждым годом средний возраст становится все меньше, ведь зачастую подключить к Интернету домашний компьютер родителей вынуждает именно ребенок. К тому же популярные у «живущих в Сети» респондентов телеканалы на порядок агрессивнее продвигают себя в онлайне: достаточно вспомнить тот же ТНТ-шный сайт Dom2.ru.
Данные общероссийского опроса во многом коррелируют с результатами интернет-опроса, который проводила недавно группа компаний «Интерсвязь». В нем приняли участие 8895 человек. 48% из них ответили, что телевизор смотрят редко, а 17% признались, что вообще обходятся без него.
«Среди челябинцев, участвовавших в нашем опросе, телевидение оказалось не самым популярным источником информации и развлечений, – говорит специалист по связям с общественностью группы компаний «Интерсвязь» Дмитрий Брусьянин. – Так, на вопрос «Сколько времени в день вы проводите за компьютером?» – треть респондентов ответила, что они «живут в сети», а более половины уделяют компьютеру более трех часов в день».