RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

7 м/c,

с-в.

746мм 62%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Бизнес Повышение и наказание

Повышение и наказание

Торговля недешевым хлебом может дорого обойтись его производителю. 21 мая Федеральный арбитражный суд Уральского округа подтвердил решение челябинского УФАС России о том, что ОАО «Первый хлебокомбинат» (входит в холдинг «Макфа») устанавливал...

" width=

Торговля недешевым хлебом может дорого обойтись его производителю. 21 мая Федеральный арбитражный суд Уральского округа подтвердил решение челябинского УФАС России о том, что ОАО «Первый хлебокомбинат» (входит в холдинг «Макфа») устанавливал необоснованно высокие цены на свою продукцию. Обжаловать это решение предприятие сможет только в Высшем арбитражном суде РФ. Если этого не произойдет, Первому хлебокомбинату придется заплатить за нарушение антимонопольного законодательства штраф в размере 11 миллионов рублей. Однако, как отмечают участники рынка, крупнейший производитель хлеба в Челябинской области – не единственное предприятие, которое не торопится снижать рентабельность своего бизнеса.

Напомним, местное антимонопольное ведомство заинтересовалось ценами на хлеб в регионе еще в конце 2007 года. 22 января 2008-го челябинское УФАС России направило в адрес ОАО «Первый хлебокомбинат» решение о признании нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в установлении и поддержании монопольно высокой цены на хлеб. По данным службы, в августе 2007-го оптовые цены Первого ХК на хлеб «Уральский Новый» (подовый) без упаковки стали составлять 11,55 рубля, подорожав на 33,53%; на хлеб «Белый первого сорта» (формовой) без упаковки – 11,59 рубля, увеличившись на 34,77%. По утверждению антимонопольщиков, Первый ХК, являясь основным поставщиком хлеба и хлебобулочных изделий в розничную сеть Челябинска, дважды (24 июля и 13 августа 2007 года) повысил отпускные оптовые цены на свою продукцию. При этом с начала года цены повышались этим предприятием еще несколько раз.

Как отметила заместитель руководителя Челябинского УФАС России Елена Семенова, ОАО «Первый хлебокомбинат» на рынке услуг по оптовой торговле хлебом и хлебобулочными изделиями Челябинска занимает доминирующее положение. Это, по словам специалиста, дает предприятию возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара, то есть на объемы реализации и оптовые цены на хлеб и хлебобулочные изделия в Челябинске. В результате Первому ХК было выдано предписание об установлении экономически обоснованной оптовой цены на хлеб. По нему указанные сорта хлеба весом 0,6 кг должны стоить не выше 10,69 рубля (с учетом НДС – 11,76) и 10,82 рубля (с учетом НДС – 11,90) соответственно. Представители антимонопольного ведомства подчеркнули, что эта стоимость не включает скидки.

ОАО «Первый хлебокомбинат» входит в структуру агропромышленного объединения «Макфа». 92% акций предприятия через своих родителей контролирует глава Челябинска Михаил Юревич, ранее занимавший должность общественного руководителя холдинга. Численность сотрудников комбината – более 2000 человек. В сутки завод производит около 150 тонн хлеба и хлебобулочных изделий, а также более четырех тонн бисквитов под брендом Ravela.

Анализ динамики производства, оптовых цен, структуры себестоимости основных видов хлеба, реализуемых Первым хлебокомбинатом за указанный период, показал, что в действиях предприятия имеются оба признака, отмеченные в статье 6 закона «О защите конкуренции», необходимых для признания цен монопольно высокими. Комиссия челябинского УФАС передала материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела по статье 14.31 КоАП РФ. Рассмотрение дела в отношении предприятия закончилось вынесением штрафа в размере порядка 11 миллионов рублей.

Крупнейший на Южном Урале производитель хлебобулочных изделий в свою очередь с требованиями челябинских антимонопольщиков с самого начала был не согласен. Рост цен на хлеб более чем на треть – вынужденная мера, уверяли на предприятии.

В результате противостояние между антимонопольным органом и производителем хлеба вылилось в судебные разбирательства. Суд первой инстанции подтвердил законность решения ведомства, что не устроило руководство Первого хлебокомбината. Оно обратилось в Восемнадцатый апелляционный арбитражный суд, и тот признал незаконными и необоснованными предписание челябинского УФАС, отменив решение суда первой инстанции.

21 мая 2009 года Федеральный Арбитражный суд Уральского округа поддержал позицию антимонопольщиков в отношении южноуральского производителя хлеба. «ОАО «Первый хлебокомбинат» был признан нарушившим антимонопольное законодательство в части установления монопольно высокой цены на хлеб», – сообщила Елена Семенова.

«Окружной арбитражный суд вынес постановление о том, чтобы решение Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменений, а постановление Восемнадцатого апелляционного арбитражного суда отменить, – уточняет управляющий ОАО «Первый хлебокомбинат» Вячеслав Сенчищев. – Мы с данным постановлением не согласны, в связи с чем будем обжаловать его в Высшем арбитражном суде РФ». Кроме того, как отметил г-н Сенчищев, говорить о реальности угрозы выплаты штрафа в 11 миллионов рублей пока преждевременно. «Арбитражный суд первой инстанции еще не рассматривал дело о взыскании штрафа по решению антимонопольного ведомства, так как это решение мы оспаривали».

Специалисты в области права также отмечают, что в истории с «хлебным» ценообразованием рано ставить точку. «Решение кассационной инстанции вступает в законную силу со дня принятия, – поясняет юрисконсульт Елена Фицнер. – В течение трех месяцев компания может обжаловать его в порядке надзора. Обращаться придется в Высший арбитражный суд РФ. Он может оставить решение, отменить его полностью или частично, или передать дело на новое рассмотрение обратно в кассационную инстанцию. Кроме того, Высший арбитражный суд может оставить в силе одно из ранее принятых судебных решений».

«Наверняка решение в суде принималось с учетом всех составляющих рассматриваемого бизнеса, – комментирует начальник отдела развития ЗАО «Комбинат хлебопродуктов «Злак» Александр Коломиец. – Если в анализируемый период себестоимость продукции увеличилась на 30%, значит, Первый хлебокомбинат обоснованно повышал цены на столько же. А если структура себестоимости увеличилась за счет поднятия цены всего на 10%, то повышать цену конечного продукта на 30%, конечно, не правильно. Все-таки хлеб – это социальный товар».

Как пояснил участник рынка, в данном случае речь может идти о дополнительных, коммерческих рисках. «Намного проще повышать цены не еженедельно, а поднять их раз в квартал, – объясняет специалист. – В 2007 и 2008 годах цена на сырье поднималась несколько раз в неделю. Соответственно, предприятия закладывали в план необоснованные темпы изменения цены. Ошибочно выставлялась «прогнозная» цена: если мука дорожает на 10% в неделю, то мы сразу увеличим стоимость хлеба на 30% – это неправильно».

При этом господин Коломиец заметил, что Первый хлебокомбинат – не единственный, кто не торопился в прошлом году и не торопится сейчас снижать цены на хлеб. «В результате уменьшения цен на основное сырье к марту 2009 года мы вернулись по ценообразованию – стоимости реализации муки – на уровень начала 2008 года, – говорит один из топ-менеджеров КХП «Злак». – Но розничная цена при этом сильно не изменилась. То есть Первый хлебокомбинат не один такой: все сети не меняют цену «на понижение». Мало кто охотно идет на снижение рентабельности своего бизнеса».

Ранее на эту тему:

Фото: Фото с сайта Inmagine.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления