Бизнес Руслан Кокорев, исполнительный директор Ассоциации европейского бизнеса: «Мы лоббируем сотрудничество с Россией»

Руслан Кокорев, исполнительный директор Ассоциации европейского бизнеса: «Мы лоббируем сотрудничество с Россией»

Развивать бизнес в России интересно и выгодно, считают представители крупнейших компаний Евросоюза. Неслучайно вслед за всем известными многонациональными корпорациями в нашу страну потянулись и фирмы меньшего масштаба. Хотя проблем и сложностей хватает с лихвой, признают инвесторы. Укреплять экономические связи между Европой и Россией, помогать иностранцам осваиваться в нашей стране призвана Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). В настоящее время она объединяет более 600 компаний из ЕС и России.

Что мешает развитию бизнеса в России? Чьи интересы лоббирует АЕБ? Какую опасность представляет параллельный импорт? И чем европейские бизнесмены отличаются от российских? Об этом и многом другом исполнительный директор Ассоциации европейского бизнеса Руслан Кокорев рассказал в эксклюзивном интервью сайту Chel.ru.

Один за всех

Большинство россиян знают об Ассоциации европейского бизнеса по ее… автоотчетам. Недавно, к примеру, глава комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас подвел итоги продаж автомобилей в России. «Мы потерпели неудачу», – сообщил он, имея в виду серьезное падение нашего автомобильного рынка. Но вряд ли деятельность Ассоциации ограничивается анализом ситуации в автоотрасли. Расскажите, что собой представляет АЕБ?

– Действительно, данные нашего автомобильного комитета очень часто цитируют в СМИ. Как правило, мы даем один из самых точных прогнозов по продажам автомобилей, как произведенных в России, так и импортированных сюда. Что касается собственно Ассоциации европейского бизнеса, то она является крупнейшим объединением представителей бизнеса. Сюда входит около 600 малых, средних и крупных транснациональных компаний стран ЕС и европейской Ассоциации свободной торговли, непосредственно работающие в РФ или ведущие сотрудничество с РФ.

Мы независимая некоммерческая организация, созданная в России 1995 году по инициативе ряда европейских компаний, послов государств – членов ЕС и главы делегации Еврокомиссии в РФ. За годы работы в нашей стране Ассоциация приобрела авторитет солидного делового партнера правительства РФ и Государственной думы РФ, федеральных министерств и ведомств, властей многих регионов, а также делового сообщества в вопросах модернизации российской экономики и привлечения в нее инвестиций.

Понятно, что Ассоциация призвана лоббировать интересы европейских компаний в России. Какими достижениями можете похвастаться?

– В последнее время термин лоббирование часто используется с негативным оттенком. На самом деле это слово имеет абсолютно нейтральное значение.

И все-таки удалось ли какой-либо европейской компании решить свои проблемы – недоразумение с властями, конфликт с конкурентами и так далее – благодаря помощи Ассоциации?

– Мы представляем интересы европейского бизнеса в целом, а не какой-то отдельной компании. В этом смысле Ассоциация абсолютно нейтральна. Конечно, мы участвуем в парламентских слушаниях, ведем диалог с российским правительством. Так, в 2008–2009 годах принимали активное участие в обсуждении законопроекта, направленного на регулирование иностранных инвестиций в отрасли, имеющие стратегическое значение для российской экономики. Тот закон, что сейчас успешно работает, состоялся в том числе благодаря действиям наших экспертов.

Какие поправки вы предлагали?

– Представители Ассоциации вносили предложения в том числе и в отношении списка отраслей экономики, на которые этот закон распространяется. Тот факт, что теперь закон касается 42 отраслей, а не практически всей российской экономики, – как раз одна из наших заслуг. Кроме того, мы очень активно принимали участие в обсуждении четвертой части Гражданского кодекса и антикризисного плана правительства РФ. Это был полезный, конструктивный диалог.

Какие мероприятия Ассоциации вы считаете наиболее успешными?

– Мы проводим большое количество презентаций и конференций. Недавно, к примеру, автомобильный комитет Ассоциации собрал более 70 российских и зарубежных журналистов на свою традиционную ежегодную пресс-конференцию. Там состоялась презентация данных по продажам автомобилей, которые ежемесячно собирает и анализирует комитет. Отмечу, что Ассоциация европейского бизнеса является лидером в этой сфере.

Очень гордимся нашими флагманскими конференциями. Они проходят два раза в год – в мае и ноябре. Весной 2009 года это был Антикризисный форум. В ноябре конференцию посвятили вопросам партнерства европейского бизнеса и России в области модернизации российской экономики. Наши комитеты также проводят тематические конференции – по таможенным и налоговым вопросам, фондовым рынкам, по миграционным проблемам и так далее. Все больше мероприятий организуются в регионах России. Традиционно накануне Дня Европы, в конце сентября, в Санкт-Петербурге проходит презентация АЕБ. В этом году мы планируем устроить там первый форум российского и европейского бизнеса. Пользуясь случаем, приглашаю на это мероприятие бизнесменов Южного Урала. Мы открыты для сотрудничества со всеми представителей российского бизнеса.

Руслан Евгеньевич, когда вы пришли в эту организацию?

– Два года назад, в 2008-м. Ранее я работал в немецком общественно-политическом фонде. Будучи заместителем руководителя филиала фонда в России, занимался в том числе вопросами содействия в развитии региональной экономики. В этом смысле сфера экономического развития регионов мне близка – занимаюсь ею около 10 лет.

«Льготы» не выбивали

Как кризис повлиял на европейские предприятия, работающие с Россией? Иностранцы сильно испугались его последствий?

– Вы знаете, европейские компании более осознанно относятся к кризису. Дело в том, что для Европы такие экономические потрясения, в принципе, не новость. Хотя, конечно, кризис всегда приходит неожиданно. Влияние его тоже понятно: компании сокращают свои расходы, освобождаются от непрофильных активов, от побочной деятельности. Могу сказать одно: кризис, несмотря на всю жесткость его проявления, не поколебал стремления европейских инвесторов работать на российском рынке.

И все же год назад часть иностранцев заявляла, что может уйти с нашего рынка.

– Большинство компаний остались в России, сохранили свои планы, но продолжают выполнять намеченные инвестиционные программы. Безусловно, кризис подкорректировал эти планы, но факты отказа или ухода с российского рынка европейских инвесторов из числа наших компаний – членов Ассоциации – единичны. Чем мы, кстати, гордимся. Европейские компании оказались достаточно устойчивы к кризису. Об этом говорит и тот факт, что не изменилось число членов нашей Ассоциации. Они разумно проявили себя, продолжают работать в стране и верят в российскую экономику.

Были ли пожелания от членов АЕБ добиваться каких-либо законодательных льгот для европейских инвесторов в связи с кризисом?

– Нет, никто не пытался использовать кризис как способ получения дополнительных преимуществ. Еще раз подчеркну, что мы ценим наше конструктивное взаимодействие с российским бизнесом и властями. Конечно, отдельные меры антикризисного плана правительства РФ были достаточно суровыми. Например, повышение таможенных пошлин на ввоз автомобилей из-за рубежа. С учетом девальвации рубля это был серьезный удар по продажам иномарок на российском рынке. Тем не менее мы понимаем, что государству необходимо принимать меры по защите российского рынка и локализации производства внутри страны. И европейский бизнес вполне разумно на них реагировал. Так что во время кризиса политика Ассоциации сохраняла свой конструктивный характер.

Десант на Урал

В декабре прошлого года вы приезжали на Уральский инвестиционный форум. Это ваш первый визит в Челябинск?

– Да, наша делегация впервые посетила гостеприимный Южный Урал. За два с половиной дня у нас состоялись плодотворные встречи, знакомства и дискуссии. Сам форум был крайне интересным. Домой вернулись под большим впечатлением.

Руководители компаний, входящих в делегацию Ассоциации европейского бизнеса, уже успели поделиться конкретными результатами от поездки?

– Мы увидели компетентное руководство экономического блока правительства Челябинской области. Это люди грамотные, знающие, как работать с бизнесом, как развивать экономику Южного Урала. Мы увидели прекрасных бизнесменов, которые в самых тяжелых условиях выжили, развивают свой бизнес и активно взаимодействуют с европейскими коллегами. Это вселяет надежду. Я абсолютно уверен, что юбилейный Х Уральский инвестиционный форум будет столь же интересным и насыщенным. Такие мероприятия – очень хорошая находка для Южного Урала.

Вам известно что-либо о продолжении контактов европейских бизнесменов с нашими предпринимателями?

– Не хотелось бы вторгаться в зону интересов конкретных компаний. Но могу с уверенностью заявить, что многие их них ведут активный диалог, рассматривают представленные здесь бизнес-проекты. И о первых результатах такого взаимодействия, продвижении и, может быть, даже частичной реализации планов и проектов они смогут рассказать уже на следующем форуме.

Каким вам видится дальнейшее сотрудничество с Южным Уралом, с нашими бизнесменами и властью?

– В апреле прошлого года мы провели опрос членов АЕБ о том, какие регионы России представляют для них интерес, являются наиболее предпочтительными с точки зрения инвестиционной деятельности. Замечу, что, кроме Москвы и Санкт-Петербурга (что вполне объяснимо – все-таки столичные города), был назван Урал. Говорили о регионе в целом – и о Екатеринбурге, и о Челябинске. Поэтому я бы не стал акцентировать внимание на сотрудничестве только с Южным Уралом. Мы намерены сохранять тесное взаимодействие с властями и бизнес-кругами уральских областей. Безусловно, будем участвовать в различных форумах, привозить членов АЕБ, знакомить их с богатейшим потенциалом Урала.

В перспективе возможно более активное взаимодействие. К примеру, в Краснодаре у нас есть Южный региональный комитет Ассоциации. Не исключаю, что в ближайшем будущем такой комитет может появиться в Санкт-Петербурге, а затем – и на Урале. Если представители нашей Ассоциации выскажут такие пожелания, то почему бы не создать представительство АЕБ на местах? Конечно, это дело не ближайшего времени, а перспективы.

Барьер для инвестиций

Руслан Евгеньевич, назовите основные проблемы, мешающие, по мнению Ассоциации, развитию бизнеса в России?

– Наверное, я не буду оригинален, если скажу, что те проблемы, с которыми европейский бизнес встречается на родине, безусловно, отличаются от российской ситуации. Здесь один из главных барьеров для развития бизнеса – недостаточное развитие инфраструктуры в целом. Каждый европейский инвестор, приходя в Россию, сталкивается с этой проблемой: коммуникации, дороги, газ, электричество. Все это несет с собой определенные сложности. Решение этих проблем – долгосрочное, достаточно трудоемкое и финансово затратное дело. В этом смысле развитие инфраструктуры – это общее рыночное условие для привлечения инвестиций в российскую экономику.

Мне казалось, что первым делом вы будете говорить о бюрократии и коррупции.

– Безусловно, существуют административные барьеры, которые иностранному инвестору приходится преодолевать. Много дублирующих функций у органов власти – бизнесменам приходится учитывать этот момент при реализации инвестиционных программ. Конечно, определенные вопросы вызывают и действия правоохранительных органов. Не так просто отстоять свое право в суде. Имеют место факты коррупции. Но с этими проблемами так или иначе сталкиваются все бизнесмены, будь то европейские или российские. Правда, для иностранных инвесторов дополнительные сложности представляет довольно жесткое миграционное законодательство. Это вопросы получения визы, разрешения на работу. Приходится все это скрупулезно отслеживать – и в этом, наверное, отличительная трудность.

Ассоциация и антимонопольная служба России обсуждали вопрос о параллельном импорте. Поясните, в чем суть проблемы и к какому решению сейчас пришли?

– Окончательного решения этой проблемы пока нет. Вообще что такое параллельный или, как говорят, правда, не совсем корректно, «серый» импорт? Это ввоз в РФ товаров, в которых выражен результат интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации без согласия соответствующего правообладателя. Фактически это импорт легально приобретенного за рубежом товара, но ввозимого в страну без разрешения правообладателя. Хочу сразу подчеркнуть, что проблему параллельного импорта мы рассматриваем только в контексте коммерческой деятельности. Речь не идет о ввозе товаров для личного пользования.

Давайте рассмотрим ситуацию на конкретном примере.

– Допустим, предприниматель покупает партию телевизоров известной марки в странах Ближнего Востока. Приобретает легально, законно, но ввозит их на территорию РФ для продажи и извлечения прибыли. Однако этот товар был предназначен для определенных стран, где совершенно другие и климатические, и экономические условия – к примеру, нормы энергопотребления, напряжения в сети и так далее. В Россию товар ввозится, как правило, по заниженной стоимости. Помимо потерь бюджета на таможенных сборах, возникает еще одна проблема: потребитель получает товар, не сертифицированный для российского рынка. Это означает, что фирма-производитель теряет возможность отвечать за качество своей продукции. Правообладатель несет убытки, а «серый» товар, попадая в легальную продажу, негативно влияет на потребительский спрос.

Проблема параллельного импорта в первую очередь касается электроники, автомобилей, лекарственных средств, а также других товаров массового спроса. Нарушаются правила пожарной безопасности, если говорить об автомобилях и бытовой технике, или возникает угроза здоровью и жизни человека, если рассматривать лекарства. Машина, к примеру, не рассчитана на эксплуатацию при температурах ниже 15-20 градусов мороза. А стоимость ее ниже, в том числе и потому, что автомобиль не прошел дополнительную обработку и доводку для работы в более тяжелых условиях.

Такой импорт бьет по интересам официальных дилеров того или иного производителя в России?

– Совершенно верно. Производитель и дилер соответственно несут определенные затраты на то, чтобы предоставить клиенту качественный товар и хороший сервис. Интерес бюджета России – это пополнение за счет таможенных платежей и создание новых рабочих мест. Выгода производителя – возможность при необходимости (в случае принятия документов государственными органами) локализовать производство при сохранении определенного уровня качества. В случае же с параллельным импортом такой мотивации у производителя нет.

Товар выпускается где-нибудь в Китае, Бангладеш и так далее, а затем ввозится сюда. Российская таможня ведет специальный таможенный реестр. При попадании на территорию РФ указанные коммерческие партии товаров задерживаются. Правообладатель дает заключение, является ли эта партия товаров легальной. Хочу подчеркнуть, что параллельный импорт также чреват тем, что, кроме легального товара, на рынок попадает большое количество подделок, контрафакта. А это уже криминал. Мы глубоко убеждены, что параллельный («серый») импорт противоречит долгосрочным интересам России, не способствует дальнейшему развитию местной промышленности и не отвечает интересам потребителей.

Что предлагает Ассоциация европейского бизнеса для решения проблем с параллельным импортом?

– Не менять практику, сложившуюся за последние пять-шесть лет. Хотя такие голоса время от времени раздаются. Пусть пройдет кризис, какое-то время, будут найдены новые пути и механизмы контроля допуска товаров на рынок. Мы предлагаем руководствоваться принципом врачебной практики – не навреди. Через какое-то время можно подумать, каким образом модернизировать ситуацию и развивать ее дальше. Но сейчас не стоит ничего ломать. Такого рода стабильность крайне важна для кризисного времени, в котором мы с вами сейчас находимся.

Мы с пониманием относимся к идеям ФАС по созданию и развитию конкурентной среды в России. Мы тоже за конкуренцию! И думаю, что в рамках нашего диалога в ближайшие годы мы сможем найти модель решения, при котором и конкуренция не страдала бы, и правообладатель был защищен, и потребитель пользовался качественными товарами.

Риск ради дела

Что, на ваш взгляд, объединяет российских и европейских бизнесменов?

– Все они прежде всего люди дела. Они развивают различные сферы экономики, готовы рисковать своими усилиями, финансами, нацелены на результат. Безусловно, эти люди – пионеры в своей деятельности. И эта черта объединяет бизнесменов разных стран.

Естественное продолжение предыдущего вопроса – каковы различия между отечественными и зарубежными предпринимателями?

– Европейские бизнесмены достаточно продолжительное время находятся в сфере рыночных отношений. И поэтому, с моей точки зрения, более ответственны по отношению к своему бизнесу, к решениям, которые они принимают, и к работникам. Социальная ответственность – это, на мой взгляд, тот элемент, которым в первую очередь отличаются европейские бизнесмены.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления