Бизнес Цифра против пленки: бой окончен?

Цифра против пленки: бой окончен?

Революция в фотографии, начавшаяся с появлением цифровых камер, вначале не предвещала для камер аналоговых ничего...

Революция в фотографии, начавшаяся с появлением цифровых камер, вначале не предвещала для камер аналоговых ничего страшного: удовольствие это было весьма дорогим, а качество еще не дотягивало до «пленочного». Но «цифра» завоевывает все новых поклонников, причем не только в среде любителей, но и профессионалов.

Вообще, для съемки праздника или серии сюжетов «Мы с Мухтаром на прогулке» как правило достаточно обычной «мыльницы». Правда, она вовсе не готова к более серьезным подвигам. Для решения сложных задач к аппарату предъявляются конкретные требования: кому-то нужно увеличение изображения, кому-то не хочется раз за разом закрашивать на готовых снимках свои красные глаза. Соответственно, чем больше возможностей у камеры, тем выше ее стоимость. Например, за профессиональную Minolta Dynax 9 body нужно выложить около $1500, что дороже многих цифровых камер.

Но надо понимать, что нельзя сравнивать произвольную цифровую камеру с произвольной аналоговой, и, скажем, пленочный «Nikon F6» с диапазоном выдержки от 30 до 1/8000 с и сменными фокусировочными экранами способен выдавать кадры такого качества, какие не снились его цифровому брату Nikon Coolpix 4600 L. Тем более с профессиональными пока нельзя всерьез сравнивать камеры, встроенные в мобильные телефоны, хотя уже сейчас камерафоны постепенно вытесняют с рынка дешевые «цифровики», а по исследованиям маркетинговой компании ABI Research, к 2007 году их качество улучшится настолько, что цифровые камеры начального уровня просто отомрут.

В дальнейшем мы будем сравнивать аппараты, позволяющих достичь примерно равного качества снимков при равных требованиях. Главное из них соответствует девизу «Kodak»: «Вы нажимаете на кнопку – мы делаем все остальное». Здесь очевидны преимущества цифровой фотографии:

  • Оперативность – снимок готов к просмотру сразу же после того, как он сделан. Распечатать его при наличии фотопринтера – так же дело нескольких секунд.

  • Возможность изменения и удаления снимков. Совсем неудачные кадры удаляются сразу же, мелкие погрешности исправляются с помощью графических редакторов.

  • Мобильность – необходимые снимки можно сколь угодно много копировать на различные носители, пересылать по почте и публиковать в Интернет.

  • Надежность – возможно распечатать неограниченное количество копий нужных кадров без потери качества.

  • Объем носителя – на флеш-карту можно вместить до нескольких сотен качественных снимков (брак, как уже было сказано выше, лучше безжалостно удалить), в то время как пленка жестко ограничивает фотографа.

  • Несколько режимов съемки – фотографу не надо пользоваться экспонометрами и долго настраивать аппарат: подходящий режим устанавливается одним движением пальца.

Пленочные аппараты могут ответить на все это разве что своей стоимостью на порядок ниже цифровых (можно, например, сравнить «Зенит КМ» за 1500 рублей и Panasonic FZ5 за 12000). Но, приобретая «цифру» с полным «боекомплектом» (аккумуляторы, зарядное устройство, флэш-карта), можно расходы на этом считать завершенным этапом: иногда разве что может появиться желание распечатать несколько снимков. В то время как новые и новые пленки могут существенно облегчать кошелек постоянно. Кстати, если еще два года назад стоимость печати цифрового кадра была в несколько раз выше кадра с пленки, то в последнее время цены практически сравнялись.

У профессионалов требования к оборудованию несколько другие, но выводы те же: «цифра» удобнее. По словам Антона Глинина, сотрудничающего с несколькими челябинскими изданиями, пленочный аппарат заставляет ценить каждый кадр. И хоть звучит это красиво, отсутствие ограничений и возможность сделать не 2-3, а 10-15 кадров для работы гораздо важнее. В результате кадры можно не жалеть и не бояться упустить что-то интересное только потому, что пленка банально закончилась. Кроме того, в силу той же неограниченности объема материала, цифровая фотография прекрасно подходит для обучения – конечно, при наличии подходящей камеры и грамотного учителя.

Другой профи, фотокорреспонеднт газеты «Городской дилижанс» Владимир Бурматов, согласен с тем, что главное преимущество цифрового фотооборудования – удобство работы. Что же касается качества, то и наш «Зенит» с соответствующей оптикой и в умелых руках может достичь вполне приемлемых результатов, а то и работать лучше самых «продвинутых» зеркальных цифровых камер. Но у «цифры» главный союзник – прогресс (при том, что, по оценкам специалистов, аналоговая фотография достигла своего пика): сейчас даже камеры, встроенные в мобильные телефоны, имеют показатель в 3 мегапикселя, хотя еще совсем недавно профессиональные цифровые 3-мегапиксельные камеры могли считаться лучшими. Теперь «гонка пикселей» достигла рубежа в 39 миллионов (Phase One P 45) и не собирается останавливаться на достигнутом.

Но, как говорится, старая любовь не ржавеет. Оба эксперта, признавая практически полную победу цифровой фотографии «по очкам», не скрывают теплого отношения к пленке: и кадры, сделанные аналоговыми камерами, кажутся «более живыми», и весь процесс печати, напоминающий древние алхимические действа, завораживает, и запах пленки пробуждает ностальгические чувства… В общем, действует принцип «цифра» для работы, пленка для души.

Не стоит, однако, думать, что профессионалы единогласно поставили крест на аналоговом фото. Верен пленке, в частности, мастер «Каменного пояса» Юрий Катаев. О достоинствах говорит и Игорь Шутов: «Пленка больше подходит для выставочных снимков – они лучше воспринимаются зрителями. Кроме того, она обладает некой магией, ведь фиксация изображения происходит практически на молекулярном уровне. Наконец, цифровая фотография снижает ответственность фотографа, он может перестать думать, вследствие чего неизбежно падение профессионализма. Однако здесь все зависит от цели. Если нужна небольшая фотография в журнал, в принципе достаточно и «цифры». Тем более что с нашей полиграфией иногда создается ощущение, что все бонусы пленки могут быть сведены к нулю».

Таким образом, если раньше можно было сравнивать цифровую и аналоговую фотографию вообще, то сейчас необходимо сужать вопрос до постановки цели. Любителям «цифра» выгоднее для бытовых нужд, но необходимо разовое и довольно существенное вложение средств – особенно если игрушка покупается на несколько лет (хотя в будущем все равно появятся возможность и желание сменить камеру на более совершенную). Цифровая техника приемлемее и для обучения: весь брак удаляется за одну минуту. Профессионалам же «цифру» выгоднее использовать в качестве «рабочей лошадки» (которая, кстати, достаточно быстро окупает расходы на ее приобретение), но для высокохудожественных снимков выбор будет скорее сделан в пользу пленки.

Стоит, однако, признать, что важную роль здесь играет субъективизм. Тот же, что заставляет многих отказываться от чтения книг в электронном варианте в пользу обыкновенных, печатных. Тот, с которым любой художник будет доказывать, что нарисовать натюрморт – дело куда более душевное нежели его съемка (даже на пленочную камеру).

Цифровое фото тем временем идет вперед. Ближайшие перспективы обозначила выставка «Фотофорум – 2005», прошедшая в Москве. Появляются новые режимы съемки. Например, Art Shot автоматически стилизует снимки под картины, выполненные акварелью или пастелью. ID Shot»делает несколько готовых к печати копий снимка на одном листе. Компания Pentax представила функцию «заметки на полях»: часть кадра освобождается для пояснения или подписи. Видеофрагменты уже можно записывать в формате mpeg4 и редактировать прямо в камере. Kodak встроил в свой новый аппарат возможность передавать снимки по Wi-Fi. Растет количество домашних фотопринтеров. Короче говоря, потребление цифровой фототехники становится все более и более заманчивым.

Все эксперты сходятся в одном: массовым в будущем должно стать применение именно цифровых технологий, хотя и для старых добрых пленок всегда останется место, пусть даже они будут в более отдаленном будущем применяться, возможно, исключительно профессионалами. Это, кстати, доказывают и фирмы-производители, постепенно увеличивая ассортимент и объемы цифровой техники и все меньше внимания уделяющие аналоговым аппаратам.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления