Бизнес ЖЖ в законе

ЖЖ в законе

«Я – СМИ. А также главный редактор, редакция и журналист в одном лице», – отмечает в своем сегодняшнем сообщении блоггер Сергей Мухамедов aka ottenki-serogo. С недавних пор он является первым и пока единственным участником российского ЖЖ-сообщества...

" title=

«Я – СМИ. А также главный редактор, редакция и журналист в одном лице», – отмечает в своем сегодняшнем сообщении блоггер Сергей Мухамедов aka ottenki-serogo. С недавних пор он является первым и пока единственным участником российского ЖЖ-сообщества, онлайн-дневник которого получил официальный статус средства массовой информации. До этого все попытки других блоггеров зарегистрировать свои аккаунты на LiveJournal оборачивались неудачами, однако Мухамедову, который, по его словам, затеял все это ради эксперимента, заветный документ все-таки выдали.

27 января пользователь ottenki-serogo привлек к себе пристальное внимание ЖЖ-юзеров и других обитателей Интернета, опубликовав на своей странице электронную копию свидетельства о регистрации средства массовой информации. Согласно этому документу, сайт «Оттенки Серого» является информационно-познавательным СМИ общей тематики, имеющим право размещать коммерческую информацию в строгом соответствии с федеральным законом «О рекламе». Форма распространения – электронное периодическое издание, языки – русский и английский, территория распространения – Российская Федерация и зарубежные страны. Учредителем, разумеется, является сам блоггер.

По словам Сергея Мухамедова, его внимание в свое время привлек тот факт, что все обсуждения на тему принадлежности блогов к сфере журналистики сводились к одному и тому же аргументу: зарегистрировать ЖЖ как СМИ нельзя. Этому якобы препятствует домен .com, расположение серверов за пределами России и тот факт, что компания, владеющая брендом LiveJournal, не подчиняется российскому законодательству. «Пришлось ставить эксперимент на себе», – пришел к выводу блоггер.

Сергей подготовил все необходимые документы, предоставил их для регистрации и получил... отказ. Причины – латиница в названии и еще ряд несоответствий. После этого блоггер предпринимал новые попытки, но в течение полугода добиться регистрации не мог. «Я уже думал, что существует негласное указание блоги из ЖЖ не регистрировать, но тут оно свершилось!» – вспоминает Мухамедов. Шесть месяцев потраченного времени, три тысячи рублей в качестве пошлины за регистрацию, еще пара тысяч за многочисленные нотариальные услуги – и эксперимент удался.

«СМИ имеют государственные гарантии независимости своей деятельности, – рассуждает блоггер. – Мне даже обязаны отвечать государственные органы, правда без печати (а я не обязан ее иметь), мои запросы будут выглядеть жалкими. Редакционное удостоверение без печати я тоже себе слабо представляю, хоть и обязан его иметь по закону. Можно, конечно, было бы нарисовать печать фотошопом, но ведь у меня все по-честному... Я как бы вправе не предоставлять сведения о своем «источнике информации». «Как бы», потому что по суду – должен предоставить... Есть и забавные моменты. Например, документы и нормативные акты, размещаемые в моем блоге, будут считаться обнародованными и вступают в законную силу со времени размещения на сайте».

В числе плюсов нового статуса своего блога Сергей Мухамедов называет невозможность закрыть блог без решения суда (опять же с оговоркой «как бы»), стирать посты и вообще применять какие-либо цензурные меры в отношении сайта (все то же уточнение присутствует и здесь). «Решение суда о прекращении деятельности средства массовой информации влечет только недействительность свидетельства о его регистрации. Заберут свидетельство и все. Сам блог никто закрывать не будет», – добавляет он. В крайнем случае, если дневник вдруг окажется на грани закрытия по решению суда, его можно будет просто переименовать, и закон о СМИ станет для него недействительным.

Как отмечает учредитель ЖЖ-СМИ, возможность регистрации блога в качестве средства массовой информации открывает широкий простор для фантазии. «Вы можете зарегистрировать на себя любой чужой блог, – отмечает он. – Никто это не проверяет и не обязан проверять. А потом прийти в СУП (имеется в виду компания, владеющая серверами ЖЖ – прим. ред.) с бумагой от государства, где написано, что вы являетесь владельцем Tema.livejournal.com, и просьбой предоставить украденный кем-то доступ. Или зарегистрировать на алкаша ненавистный вам блог и, получив два предупреждения за мат и судебное решение, требовать у СУПа его закрытия. А настоящий автор блога ни о чем не подозревает. Сможет ли СУП отказать? Надеюсь, да».

В качестве минусов Сергей Мухамедов назвал необходимость публиковать в ЖЖ свои данные, например, полное имя и адрес. И еще «СУП планирует подать на меня в суд, поскольку я нарушил исключительное право компании на использование товарного знака Livejournal», – заключает он.

Нужно отметить, что Роскомсвязьназор регистрировал ресурс Мухамедова именно как сайт, а не как аккаунт сервиса «Живой журнал». В законе о СМИ нет понятия «блог», зато регистрация интернет-сайтов – дело вполне законное.

С точки зрения челябинских блоггеров, регистрация ЖЖ в качестве средства массовой информации – это скорее самопиар, чем стремление получить какие-то привилегии или обеспечить себе правовую защиту. «С юридической точки зрения, этот поступок смысла не имеет, – считает челябинский журналист и блоггер Максим Бодягин aka maxss. – Ведь он не хозяин своему ЖЖ, а значит, не может быть уверен, что его блог не закроют. Рассчитывать на какие-то привилегии тоже не приходится, одни обязанности. У нас вообще как только речь заходит о блогах, так сразу начинают говорить об ограничениях. Мы ведь не на Западе, где известным и читаемым блоггерам дают практически те же права, что и журналистам, например, разрешают присутствовать на закрытых судебных заседаниях. В наших условиях такой эксперимент блоггера выглядит просто как какой-то странный прикол».

Однако, по мнению Максима Бодягина, несмотря на то, что юридическая регистрация блога (а тем более ЖЖ) как средства массовой информации не имеет смысла, онлайн-дневники все-таки имеют вес в медиапространстве и могут вызывать общественный резонанс. Однако для этого блоггер должен быть хорошо читаемым и при подготовке текста руководствоваться теми же принципами, что и любой журналист.

«Что касается перспектив блогосферы в целом, то она сейчас даже не стагнирует, а потихоньку вымирает, – считает Максим Бодягин. – Эпоха больших блогов заканчивается, на смену им приходят новые виды коммуникаций, к примеру, те же узкоспециализированные социальные сети. А что касается ЖЖ, то он уже давно не числится среди главных блоггерских площадок».

Фото: Иллюстрация с сайта flickr.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления