Бизнес Электронное ОСАГО «зарубили»

Электронное ОСАГО «зарубили»

Россиян не заставят приобретать кредитные карты ОСАГО для уплаты дорожных штрафов. Правительство «зарубило» законопроект еще до вынесения его на первое чтение, полагая, что он может спровоцировать волну недовольства со стороны россиян. Правительство не по

Россиян не заставят приобретать кредитные карты ОСАГО для уплаты дорожных штрафов. Правительство «зарубило» законопроект еще до вынесения его на первое чтение, полагая, что он может спровоцировать волну недовольства со стороны россиян.

Правительство не поддержало идею введения в России пластиковых карт ОСАГО для уплаты дорожных штрафов, опасаясь социальной напряженности. Об этом сказано в официальном отзыве правительства на законопроект депутата Владислава Резника, поступившем недавно на согласование в комитет Госдумы по финансовому рынку.

Напомним, первоначально в законопроекте предлагалось сопроводить выдачу полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) выпуском специальной кредитной карты, предназначенной для оплаты штрафов за нарушение правил дорожного движения. В законопроекте сказано, что, каждый раз, приобретая полис, водитель должен будет предъявить карту, и представитель страховой компании считает с нее данные о задолженности по штрафам, если таковая имеется. Страховая компания должна будет отказать клиенту в продаже полиса ОСАГО до тех пор, пока долг не будет полностью погашен. По мнению Владислава Резника, это способствовало бы значительному повышению собираемости штрафов. Кроме того, в проекте сказано, что по карте можно будет считать историю нарушений водителем ПДД и сроки действия его полиса ОСАГО. Одним из аргументов разработчиков в пользу введения пластиковых карт обязательного страхования стала борьба с коррупцией. Пластиковые карты должны существенно ограничить поборы на дорогах со стороны инспекторов ДПС и увеличить собираемость штрафов. Всего же для оснащения ГИБДД считывающими устройствами потребуется около 20 млн долларов. В целом же создание информационной системы по ОСАГО, объединяющей базы данных ГИБДД, страховых и кредитных организаций – это сложная и дорогостоящая задача. Оценить стоимость внедрения системы навскидку, по словам игроков страхового рынка, невозможно.

Между тем в правительстве страны, ознакомившись с проектом, отметили, что создание инфраструктуры использования карт потребует существенных бюджетных затрат, которые будут направлены на оснащение сотрудников ГИБДД техникой для оформления протоколов с использованием карт и платежными терминалами для уплаты штрафов непосредственно на месте. Кроме того, дополнительные расходы потребуются и на выпуск карт для автовладельцев, что, по мнению чиновников, может вызвать социальное напряжение. Также чиновников несколько смутил тот факт, что законопроект обязывает автовладельцев при заключении договора ОСАГО открыть банковский счет в аккредитованном банке. Фактически это нарушает положения Гражданского кодекса и Конституции. Кроме того, закон «О защите прав потребителей» запрещает навязывать приобретение одних товаров или услуг обязательным приобретением других. Поэтому пока не понятно, на каких условиях автовладельцы будут получать платежные карты.

«Эта инициатива скорее о желаемом, чем о возможном. Перспектива ее воплощения в жизнь порождает много вопросов, – говорит директор центра андеррайтинга и управления продуктами для физических лиц и малого бизнеса страховой компании «РОСНО» Александр Гурдус. – Во-первых, законопроект возлагает на страховую компанию фискальные функции, пусть и опосредованно, но это неправильно, ведь сбор штрафов или мотивация граждан на их оплату не является задачей страховых компаний. Во-вторых, вопросы финансирования подобной системы открыты. Если разработку и внедрение информационной системы обязательного страхования финансируют страховщики, правомерно задать вопрос, как эти расходы будут компенсироваться? Переложить их на плечи покупателей полисов несправедливо. Получается, сами же люди должны заплатить за то, чтобы с них лучше собирали штрафы». По словам эксперта, это вряд ли понравится автовладельцам.

«Главный плюс предлагаемого законопроекта – оперативная оплата квитанции на месте – избавит автолюбителя от необходимости тратить дополнительное время на посещение банка, что, в свою очередь, будет позитивно для бюджета, так как поспособствует росту собираемости штрафов», – говорит аналитик ИК «Финам» Юлия Голышева. По ее словам, необходимо отдельно прописать в законодательстве порядок определения виновности автовладельца в нарушении КоАП, а также порядок обжалования и возврата уже оплаченного штрафа.

По словам Александра Гурдуса, если нововведение все-таки будет внедряться, это будет очень длительный проект. «Пока это скорее идея, а от идеи до реализации лежит очень долгий путь», – подчеркивает он.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления