RU74
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Челябинске

Погода+5°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

1 м/c,

ю-в.

747мм 93%
Подробнее
2 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Бизнес Инсайдерам тюрьма не страшна?

Инсайдерам тюрьма не страшна?

За умышленное использование инсайдерской информации чиновникам, юрлицам и информагентствам светит тюремный срок. 28 января 2011 года вступает в силу федеральный закон №224 о неправомерном использовании инсайдерской информации и манипулировании рынком. Нов

За умышленное использование инсайдерской информации чиновникам, юрлицам и информагентствам светит тюремный срок. 28 января 2011 года вступает в силу федеральный закон №224 о неправомерном использовании инсайдерской информации и манипулировании рынком. Новый документ разъясняет понятие «инсайдерская информация», обязывает вести список инсайдеров, предоставлять сведения о совершенных ими сделках и даже вводит новую статью в Уголовный кодекс РФ. Инвестиционные компании уже разрабатывают меры по выявлению недобросовестных инсайдеров. Однако эксперты Chel.ru сомневаются, что он окажет существенное влияние на рынок ценных бумаг. Специалисты считают, что слишком мало акций южноуральских предприятий обращается на бирже. Кроме того, в России инсайд до сих пор не считают серьезным преступлением.

Законопроект готовился более 10 лет, однако эксперты не могут припомнить хотя бы одного случая в Челябинской области и даже в России, который бы мог быть квалифицирован как злоупотребление инсайдерской информацией. Между тем зарубежный опыт изобилует яркими примерами. Так, широко известно инсайдерское расследование в отношении главы отдела известной американской компании Майкла Милкена. В апреле 1990 года Милкена обвинили в сговоре, мошенничестве и инсайде и присудили 28 лет тюрьмы и штраф в размере 200 млн долларов. В Германии в середине 1990-х было проведено инсайдерское расследование в отношении известного тележурналиста, ведущего популярной экономической программы, который сознательно давал завышенные прогнозы по отдельным акциям. В целом, по данным компании Perimetrix, раскрытие примерно 20% корпоративных секретов в 60 процентах случаев приводит к банкротству фирм.

«Сейчас перед профессиональными участниками фондового рынка стоит задача принятия и публикации стандартов порядка доступа к инсайдерской информации и правил охраны подобных данных, – сообщил заместитель руководителя регионального отделения ФСФР в УрФО Сергей Кокоулин. – Компании также обязаны определить, что именно они считают инсайдом, и опубликовать информацию об этом на своих сайтах».

Самое жесткое наказание за умышленное использование инсайдерской информации теперь предусматривает статья 185.6 Уголовного кодекса РФ. От двух до четырех лет лишения свободы с невозможностью занимать определенные должности на срок до трех лет могут присудить за операции с финансовыми инструментами на основе инсайдерских данных, если такое использование причинило крупный ущерб либо сопряжено с извлечением дохода или избежанием убытков в крупном размере. Крупным ущербом, равно как и крупным убытком и доходом, признается сумма, превышающая 2,5 млн рублей.

Инсайдерская информация – точная и конкретная информация, которая не была распространена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров.

По словам Сергея Кокоулина, особенность закона в том, что в нем проработаны понятия «манипулирование рынком» и «инсайдер». Среди прочего определены субъекты, которые могут быть инсайдерами: юридические лица, информационные агентства и чиновники. Закон обязывает эмитентов, управляющие компании, организаторов торгов и других лиц принять правила доступа к инсайдерской информации в целях охраны ее конфиденциальности, а также назначить должностное лицо, отвечающее за осуществление такой охраны. Более того, нормативный акт содержит требования по ведению списков инсайдеров и предоставлению сведений о совершенных ими сделках.

Руководитель отдела по работе с ценными бумагами ООО «Челябинский фондовый интернет центр» (группа компаний «Алор») Раиль Айнагулов считает, что, несмотря на всю строгость закона, он вряд ли окажет существенное влияние на рынок ценных бумаг Челябинской области. Хотя бы потому, что на биржах обращается мало акций южноуральских предприятий. «Таких эмитентов можно пересчитать по пальцам. Кроме того, их акции недостаточно ликвидны для того, чтобы ими манипулировать, – говорит эксперт. – Не помню, чтобы на графиках цен на акции местных предприятий были резкие обвалы или повышения. Значит, и попыток заработать, используя инсайдерскую информацию, не было».

Директор челябинского филиала Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Ольга Кузнецова тоже не припоминает ни одного местного случая злоупотребления инсайдерской информацией. Однако скорое вступление в силу федерального закона уже сказывается на работе ассоциации. «Со дня на день в распоряжение филиала поступят стандарты по предотвращению манипулирования и использования инсайдерской информации, – рассказывает Ольга Кузнецова. – У каждого профучастника должен быть разработан порядок доступа к инсайдерской информации. Также должны быть утверждены правила охраны этой информации. Эти данные будут вывешиваться на сайте организаций».

Как гласит информация на официальном сайте НАУФОР, основными задачами стандарта ассоциации по предотвращению, выявлению и пресечению манипулирования рынком являются формирование необходимых мер и повышение эффективности мероприятий по выявлению манипулирования. Те же самые задачи – выявить и пресечь – стоят и в отношении неправомерного использования инсайдерской информации.

«Следует отличать манипулирование рынком от использования инсайда, – объясняет начальник фондового отдела компании «Милком-Инвест» Виталий Шурупов. – Если инсайдеру важно действовать втайне от других участников рынка, то манипулятору, наоборот, нужно привлечь внимание к динамике акций других инвесторов. Что их объединяет? Ни тем, ни другим внимание регулятора не нужно».

Виталий Шурупов считает, что и по манипулированию, и по инсайду разработаны достаточно подробные нормативные акты. В самом конце 2010 года ФСФР, например, аннулировала лицензии ОАО «Донской инвестиционной компании» за то, что общество «манипулировало ценами обыкновенных именных бездокументарных акций» ряда ОАО.

«Если по манипулированию в последнее время определенная работа ведется, то по инсайду я не могу припомнить в России ни одного случая, – продолжает эксперт. – Даже возбуждения дела не было. Из этого можно, например, сделать вывод о просто патологической честности и бескорыстности российских чиновников и бизнесменов, владеющих инсайдерской информацией». В США для выявления фактов инсайда Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) ежегодно расследует более 50 связанных с инсайдом дел и реально привлекает к уголовной ответственности недобросовестных участников рынка, напоминает Виталий Шурупов. «А вот в России – даже при разработанной нормативной базе – инсайд, похоже, не считают серьезным преступлением», – резюмирует эксперт.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления