Бизнес Машиностроители: ТО перед ВТО

Машиностроители: ТО перед ВТО

Южноуральские машиностроители активно готовятся к вступлению России во Всемирную торговую организацию – проводят своеобразное техническое обслуживание своих предприятий. При этом особой радости по поводу приближения часа Х не испытывают. Об этом топ-менед

Южноуральские машиностроители активно готовятся к вступлению России во Всемирную торговую организацию – проводят своеобразное техническое обслуживание своих предприятий. При этом особой радости по поводу приближения часа Х не испытывают. Об этом топ-менеджеры местных предприятий заявили на круглом столе, прошедшем в ЗСО в конце прошлой недели. Положительные моменты – снижение пошлин на ввоз импортного оборудования, упрощенный выход на иностранные рынки и другое – могут раствориться в сложностях, с которыми столкнутся отечественные предприятия. Главной из них, по мнению экспертов Chel.ru, станет практически свободный ввоз готовой иностранной продукции, с которой местные участники рынка не смогут достойно конкурировать. Кроме того, успешно выйти на зарубежный рынок будет крайне тяжело – все ниши заняты.

17 февраля в Законодательном собрании Челябинской области состоялся круглый стол, посвященный готовности предприятий машиностроительной отрасли Южного Урала к вступлению России во Всемирную торговую организацию, инициатором которого выступил челябинский Союз машиностроителей России. Участники круглого стола единодушно отметили, что проблема вступления России в ВТО актуальна уже на протяжение многих лет, и наиболее остро стоит вопрос готовности промышленных предприятий к тем требованиям и последствиям, которые неминуемо возникнут в случае этого шага.

Ключевыми критериями, по которым можно судить о готовности того или иного предприятия к реалиям ВТО, являются качество и конкурентоспособность его продукции. Эта мысль прошла красной нитью во всех выступлениях экспертов и участников заседания. Так, начальник отдела машиностроения и оборонной промышленности министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области Александр Андриянов отметил, что эти критерии во многом зависят от оборудования, которое используется на том или ином заводе. «Износ механообрабатывающего оборудования очень высок, на некоторых предприятиях он достигает 80%», – привел цифры г-н Андриянов. В то же время, по его словам, нельзя не признать, что объемы инвестиций в модернизацию производства постоянно растут, чему не смог помешать и недавний экономический кризис.

По данным регионального министерства промышленности и природных ресурсов, в Челябинской области действуют 119 машиностроительных предприятий, не считая тех, что находятся на территориях ЗАТО. Крупнейшими предприятиями являются АЗ «Урал», «ЧТЗ-Уралтрак», ЧКПЗ, Челябинский электровозный завод и Механоремонтный комплекс. В этой отрасли занято около 100 тысяч человек. Средняя заработная плата составляет 18 340 рублей (без учета данных ЗАТО).

Несмотря на то, что до определения точной даты вступления России в ВТО еще далеко, южноуральские предприятия уже во всеоружии. По словам советника генерального директора АЗ «Урал» Виталия Евгеньева, готовность их предприятия подтверждается наличием международной системы менеджмента качества, внедрением системы бережливого производства, планомерной заменой оборудования, а также переходом на топливо «Евро-4», что позволяет грузовикам автозавода работать за рубежом.

«Мы занимаемся вопросами сертификации, дающей право поставлять нашу продукцию в Европу, – сообщил заместитель генерального директора «ЧТЗ-Уралтрак» Александр Гордеев, – нами был разработан дизельный двигатель, отвечающий всем экологическим требованиям европейских стран. Кроме того, идет сокращение неиспользуемых площадей, а также разрабатывается система энергосбережения, так как в себестоимости продукции 14-15% составляют расходы на электроэнергию».

Тем не менее даже эти меры могут оказаться недостаточными для того, чтобы успешно зайти на иностранный рынок, ниши которого уже заняты и поделены зарубежными предприятиями. Однако чтобы процесс вхождения на новые рынки был менее болезненным, уже сегодня нужно решить ряд проблем, причем, как подчеркнул г-н Гордеев, сделать это на правительственном уровне. «Мы плохо защищаем нашу продукцию, – высказал мнение топ-менеджер ЧТЗ. – Так, на бюджетные средства приобретается иностранная техника, в то время как Евросоюз поддерживает своих производителей». Есть и еще одна проблема, которая так же, как и предыдущая, должна решаться на уровне власти – это вопрос с контрафактной продукцией. По словам Александра Гордеева, сегодня в Россию свободно завозится товар, не имеющий лицензий. «Так просто отдается рынок Китаю», – резюмировал эксперт.

ВТО – международная организация, целью которой является либерализации торговли и регулирование торгово-политических отношений государств-участников ВТО. Сейчас в нее входят более 150 стран.
Переговоры о вступлении России в ВТО длятся уже 17 лет, хотя в среднем вопрос о присоединении к организации того или иного государства решается в течение пяти лет. По мнению ряда российских чиновников, это может произойти уже в конце 2011 года. Напомним, в преддверии саммита «Россия – ЕС», который прошел в Брюсселе в декабре 2010 года, был подписан меморандум о завершении двусторонних переговоров по ВТО.

Есть и еще одна важная проблема: как только Россия вступит в ВТО, на отечественный рынок практически свободно хлынет зарубежная продукция, которую повышением ввозных пошлин уже не отрегулируешь. Тогда вопрос конкурентоспособности нашей продукции встанет особенно остро. «Качество и конкурентоспособность напрямую связаны с перевооружением предприятий, – сообщил руководитель аппарата челябинского регионального отделения Союза машиностроителей России Анатолий Хашковский. – Так, например, ЧТЗ был построен в 1930-е годы, многие другие – в 1940-е».

Вице-президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Борис Токарев отметил другой нюанс, связанный с патентованием российских изобретений за рубежом. «Надо сказать, что иностранцы больше готовятся к нашему вступлению в ВТО, чем мы сами, – сообщил участник круглого стола, – их патентование выросло более чем на 200%. Зато ситуация с патентованием в Челябинской области значительно хуже – мы занимаем только 19-е место в стране по этому показателю». По его словам, сейчас ЮУТПП занимается патентованием за рубежом пяти изобретений в сфере сельского хозяйства, нанотехнологий, продуктов питания и другого, но к отрасли машиностроения они не относятся. Такое положение вещей, по мнению г-на Токарева, необходимо менять, то есть участникам рынка нужно активнее защищать свою продукцию (если речь идет о современных разработках), особенно учитывая агрессивную политику Китая в части производства аналогичного товара.

В рамках состоявшегося круглого стола была затронута тема того, что сулит вступление в ВТО предприятиям оборонно-промышленного комплекса. «Большого позитива для оборонки это не принесет, – высказал мнение президент Ассоциации оборонных предприятий Челябинской области Вячеслав Шестопалов, – скорее, нам от этого будет ни холодно, ни жарко». В то же время г-н Шестопалов отметил, что сегодняшний экспорт России – это на 99% военное оружие, на этом фоне внешнеэкономическая деятельность ЧТЗ, УралАЗа и других предприятий очевидно теряется. «Для нас польза вступления в ВТО будет разве что в том, что мы сможем задать вопрос иностранным производителям, а есть ли у них лицензия на производство автомата Калашникова», – привел пример Вячеслав Шестопалов. Еще одним плюсом вступления в ВТО, по словам заместителя гендиректора «ЧТЗ-Уралтрак» Александра Гордеева, станет снижение пошли на ввоз импортного оборудования и комплектующих, упростится работа с иностранным капиталом и банками.

«Сегодня уместно говорить не о преимуществах или минусах вступления нашей страны в ВТО, а о том, что это все равно произойдет, – высказал мнение министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области Валерий Прудской. – И чем раньше мы это осознаем и подготовимся, тем достойнее войдем во Всемирную торговую организацию». Глава регионального минпрома признал, что российским и южноуральским предприятиям придется столкнуться с целым рядом проблем – это выход на иностранные рынки, где нас никто не ждет, и свободный доступ к нашему рынку для зарубежных компаний, и повышение собственной конкурентоспособности. Однако решение этих задач позволит отечественным предприятиям стать более технологичными и развитыми, резюмировал г-н Прудской.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления