Челябинец оседлал параплан
Челябинец оседлал параплан

Если вы знаете интересных людей, работающих на челябинских заводах, и считаете, что о них стоит рассказать на 74.ru, пишите на почту редакции с пометкой «Несуровый Челябинск».

Челябинец улетел в облака

  «Высотная» работа

На Челябинском трубопрокатном заводе Евгений Ахметов успел поработать в разных подразделениях — от электрика в трубосварочном цехе №6 до начальника кранового участка и энергетика на «Высоте 239».

Впервые на завод Евгений пришел еще в прошлом веке
Впервые на завод Евгений пришел еще в прошлом веке

Первое образование — наладчика радиоэлектроники — он получил в 83-м училище. Позже окончил агроинженерный университет по специальности «инженер-электрик». И даже успел поучиться на психолога в ЮУрГУ.

— На завод пришёл простым электриком. Потом стал мастером, электриком цеха, — рассказывает Евгений. — В 2006 году меня позвали строить совершенно новый цех «Высота 239». Тогда проект ещё прорабатывался на бумаге.

На «Высоте 239» начал работать еще до запуска цеха
На «Высоте 239» начал работать еще до запуска цеха

Так что в строительстве и запуске образца белой металлургии Ахметов принимал непосредственное участие, в том числе работал начальником кранового участка. Позже его перебросили в первый цех — тот самый, с которого в 1942 году начинался ЧТПЗ.

— Главной проблемой было поменять мышление самих работников, их отношение к производству и оборудованию, — говорит Ахметов. — Тем более, что большинство сотрудников мне в отцы годились. Начали менять окружающую обстановку. Во-первых, сделали нормальное освещение в цехе, во-вторых, навели порядок. Заметные результаты я увидел, когда ушёл с первого цеха. Если приходил туда, все махали руками, приветствовали, по-доброму реагировали.

Ахметов в ответе за электроэнергетику ЧТПЗ
Ахметов в ответе за электроэнергетику ЧТПЗ

Сейчас Евгений Ахметов в ответе за всю электроэнергетику ЧТПЗ — и за бесперебойную работу электрооборудования, и даже за то, что не вовремя гаснет отдельно взятая лампочка.

— Стараюсь не сидеть в кабинете, а больше ходить по цехам, — говорит Евгений. — Даже если нет конкретной задачи, приезжаю с народом пообщаться, из первых уст услышать о возможных проблемах или нестыковках или наоборот рассказать людям о том, что предполагается сделать.

Евгений старается чаще бывать в цехах
Евгений старается чаще бывать в цехах

По словам Ахметова, зачастую люди в цехах и заводоуправлении живут, как в разных мирах. И это не какой-то злой умысел, а просто потому, что каждый решает свои задачи.

— Помню, когда-то сам, работая в цехе, получал задание сверху и порой говорил: «Чего они там опять придумали?» — смеётся Евгений. — Но когда ты в курсе всех ступеней, становится понятней взаимосвязь всех процессов.

Каждый день — новые вопросы и задачи
Каждый день — новые вопросы и задачи

Завод большой, происходят разные ситуации. Бывало, и ночевать приходилось на работе, и в субботу выходить. Когда в феврале 2013 года в Челябинской области упал метеорит, на заводе повылетала обшивка стен (сэндвич-панели).

— На дворе зима, цех сразу начал выхолаживаться, панели падают на трубопроводы. В общем, было «весело», — вспоминает Евгений Ахметов. — Тут и эвакуация людей, и перекрытие коммуникаций, чтобы ничего не разморозило. Потом всё это восстановили, конечно.

На заводе Евгения знают многие
На заводе Евгения знают многие

На трубопрокатном заводе Евгений Ахметов работает уже 17 лет. Он знает всех, и его все знают. Когда идёт по заводу, только и успевает со всеми здороваться и попутно обсуждать рабочие вопросы.

Жажда полёта

В детстве Евгений Ахметов мечтал прыгать с парашютом. Но в итоге увлёкся не менее экстремальным спортом — парапланеризмом. Этот сверхлёгкий летательный аппарат похож на парашют, но позволяет не просто спускаться с небес на землю, а по-настоящему летать. А если параплан снабжен мотором, то можно вообще не привязываться к горам, холмам и потокам воздуха.

В детстве он мечтал прыгать с парашютом
В детстве он мечтал прыгать с парашютом

— Первый раз я увидел параплан на Увильдах в 2004 году, — рассказывает Евгений Ахметов. — Ехал куда-то с пляжа, и тут в полях такая красота. Подъехал поближе, посмотрел, пообщался. Оказалось, товарищ тоже с ЧТПЗ. Показал мне, что и как, дал попробовать — поднять, поуправлять. И всё — я загорелся!

Тогда подобный спорт был в новинку. По словам Евгения Ахметова, в Челябинске насчитывалось два-три парапланериста. Аппараты заказывали по интернету, везли из Москвы. Сначала Евгений летал на параплане того самого товарища, встреченного на Увильдах. Через полгода набрал форму, как говорится, встал на крыло и купил свой первый параплан.

Чем дольше летаешь, тем больше внимания пилотажу
Чем дольше летаешь, тем больше внимания пилотажу

— Это был, конечно, старенький, бэушный аппарат, — улыбается Евгений. — На что денег хватило — тысяч 20, наверное. А новые тогда продавались по 60-70 тысяч рублей.

С тех пор он начал летать самостоятельно. За это время Ахметов поменял с десяток парапланов. Сначала брал аппараты поновее, потом начал разбираться в технических характеристиках парапланов. Теперь к Евгению даже обращаются с просьбой протестировать тот или иной аппарат, подсказать, как им управлять.

Скоро начнутся зимние полеты
Скоро начнутся зимние полеты

В России этим видом спорта увлекаются несколько тысяч человек. В Челябинске — десятка полтора. Практически все друг друга знают, фактически это неформальный клуб любителей парапланеризма. На Южном Урале у каждого есть свои любимые места для полётов.

— Но я вам про них не скажу. Из соображений безопасности, — качает головой Евгений. — Хотя нашу зимнюю площадку, наверное, многие видели — на озере Смолино, напротив Дворца культуры ЧТПЗ. Она официально оформлена для полётов на параплане. Подаём заявки в Екатеринбург (аэропорт Кольцово), они отправляют её в Баландино. И в день полётов мы согласовываем их с местным аэропортом.

Показательные выступления в Китае
Показательные выступления в Китае

Официально на параплане разрешено летать на высоте до 100 метров. Понятно, что в принципе современный аппарат может взлететь в несколько раз выше. Например, французы установили рекорд, поднявшись на высоту в девять тысяч метров. Евгений признаётся, что его личный рекорд — 3500 метров. Он налетал уже больше 1000 часов, фактически полтора-два месяца провёл в воздухе.

— Сначала мне было интересно подняться как можно выше и улететь как можно дальше, — вспоминает Ахметов. — Потом привык. Летишь на высоте 1000 метров со скоростью примерно 60 км/ч, а вид перед глазами практически как из самолёта: земля как будто на месте стоит. Сейчас меня больше привлекают спортивные моменты, например, бреющие полеты над землей, пролететь между деревьев, по оврагам. Это гораздо интереснее, чем просто сидеть в подвеске и глазеть с высоты. Именно здесь и проверяется твоё мастерство пилотажа.

На высоте бывает холодно
На высоте бывает холодно

Парапланеризм зародился во Франции. Вначале летательные аппараты напоминали парашюты. Постепенно они совершенствовались и теперь мало чем отличаются от крыла самолёта. Для их создания используются специальные прочные и легкие ткани. Если раньше парапланы весили 15-20 килограммов, то теперь всего шесть-семь (без мотора) плюс мотор около 25 килограммов. По словам Ахметова, аппарат легко входит в багажник легковой машины. Двигатель заправляется 95-м бензином (расходует 3 л в час), с таким запасом можно пролететь более 100 километров. Один полёт может длиться около часа.

В интернациональной команде были русские, французы и тайцы
В интернациональной команде были русские, французы и тайцы

Наши парапланеристы летают в основном в России — в Подмосковье, Чебоксарах, Пскове, Ингушетии и так далее. Но иногда удаётся выбраться и за границу. Челябинец Евгений Ахметов недавно вернулся из Китая, где участвовал в грандиозном параде мотопарапланеристов.

— Там проходила международная выставка средней и малой авиации, — уточняет он. — В этом году она была наиболее масштабной. Одних парапланов выставлялось штук 80, очень много самолётов. Проводились показательные выступления пилотов самолётов, парашютистов, парапланеристов.

В Китае принято проводить массовые полёты парапланов. В одном из таких довелось принять участие нашему земляку. Одновременно в небо взмыли 70 аппаратов. Большинство пилотов, конечно, китайцы. Иностранцев объединили в международную команду: четверо россиян, два француза и пятеро тайцев.

В параде участвовало 70 парапланов
В параде участвовало 70 парапланов

— У китайцев подобные полёты строем отработаны практически до автоматизма. Кажется, что могут лететь с закрытыми глаззами, — добавляет Евгений Ахметов. — Но нашу команду потренировали несколько дней и тоже «встроили». Кстати, мы летели со своими флагами — прикрепили полотно на крыло.

Как и в других видах спорта, проводятся самые разные соревнования по парапланеризму — от местных до чемпионатов Европы и мира. Пилоты соревнуются в скорости преодоления дистанции, высоте подъёма, продолжительности или дальности полёта и так далее. Здесь многое зависит от условий полёта, поэтому очень важно рассчитать скорость и расход топлива с учётом прогноза погоды, силы и направления ветра, рельефа местности и прочих нюансов.

— Любой человек хочет оторваться от земли. Чувство полёта — это неописуемые ощущения, — пытается анализировать своё пристрастие к парапланеризму Евгений. — Если один раз попробовал, то тянет вновь и вновь. А когда позанимался хотя бы год, уже не бросишь, это своего рода зависимость. Без полётов жить невозможно.

Евгения манят небеса
Евгения манят небеса

У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Челябинска. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news_74ru.