Кому сплавят Троицкий дизельный
Кому сплавят Троицкий дизельный

На «Троицких ферросплавах» будет занято около 400 человек, а средняя зарплата составит 50 тысяч рублей. Эксперты с недоверием отнеслись к готовности европейцев инвестировать в проект, но сошлись на том, что рынок ферросплавов можно назвать очень перспективным, а спрос на ферромарганец и ферросилиций будет только расти.

Как стало известно Chel.ru, между компаниями «Бобровский кварцит», «Троицкие моторы» и группой австрийских банков достигнуто соглашение о финансировании строительства небольшого современного ферросплавного завода на территории бывшего Троицкого дизельного завода (ТДЗ). Новое предприятие будет производить ферросилиций и ферромарганец, которые используются как сырье для металлургов. Оба этих продукта сегодня производит ЧЭМК. Однако соревноваться с комбинатом по объемам выпуска новая компания точно не сможет.

«Плановая мощность «Троицких ферросплавов» – 25 тысяч тонн в год ферросилиция и столько же ферромарганца, – пояснил бенефициар ООО «Троицкие моторы» Дмитрий Черкасов. – Это примерно 10% рынка Челябинской области, так что жесткой конкуренции с тем же ЧЭМК мы не ожидаем: на этом рынке места хватит всем. Сейчас, помимо челябинских, на рынке полно казахских, узбекских, китайских и европейских ферросплавов. Конкурентоспособность нашей продукции будет обеспечиваться новейшей технологией изготовления».

Впрочем, организаторы проекта делают ставку не только на таинственные современные технологии европейцев. Близость завода к Троицкой ГРЭС сделает дешевой транспортировку электроэнергии для предприятия. Металлургическое производство не требует большого числа квалифицированных работников, которых сейчас очень мало в Троицке. Плюс к этому сырье для ферросплавов производится в десяти километрах от ТДЗ: кварцит будет завозиться из соседнего карьера, который контролируется одним из участников проекта – «Бобровским кварцитом». Карьер и ферросплавный завод будут объединены в одну компанию под названием «Троицкие ферросплавы».

Таким образом, «Троицкие моторы» войдут в проект территорией бывшего ТДЗ и сохраненными там инфраструктурными сетями, «Бобровский кварцит» предоставит сырьевую базу, а инвестировать в строительство будут несколько австрийских банков (информация о них пока не разглашается). Общий объем вложений в «ТФ» оценивается в 100 миллионов долларов. Из них 80 миллионов – это вложения австрийской стороны. Напомним, что еще в январе 2011 года директор ООО «Бобровский кварцит» Раис Мусин называл более крупную сумму необходимых инвестиций – 149 миллионов долларов.

«На руку нам сыграет близость производства к государственной границе, – продолжил Дмитрий Черкасов. – Это откроет для продукции «Троицких ферросплавов» рынки Казахстана и Китая. Более того, уже сейчас у нас есть заказы из Ирана. Подготовка к запуску завода займет около двух лет. За это же время будет обучен ключевой инженерно-технический персонал. «Троицкие ферросплавы» начнут работать к середине 2013 года».

Новый ферросплавный завод загрузит производственные мощности ТДЗ, которые сегодня никак не используются. Как ранее писал Chel.ru, зимой 2010–2011 годов на площадках ТДЗ уже не велась производственная деятельность даже арендаторами этой территории. А непосредственно ОАО «Троицкий дизельный завод» прекратило работать еще раньше, в 2008 году.

Нынешний владелец имущества обанкротившегося ОАО «ТДЗ» Дмитрий Черкасов объяснил, что предприятие нуждалось в перепрофилировании. Металлургическое производство позволит трудоустроить на площадке разорившегося ТДЗ около 400 человек. Напомним, что перед тем банкротством на нем трудилось около 500 человек. Строительство и запуск «Троицких ферросплавов» планируют окупить за шесть-семь лет. При этом в бизнес-план заложена средняя зарплата для сотрудников компании на уровне 50 тысяч рублей. По состоянию на 1 мая 2011 года средняя заработная плата в Троицке составляла 15 693 рубля.

Дмитрий Черкасов также презентовал еще два инвестиционных проекта подконтрольного ему Центра коммерциализации технологий им. Эйнштейна. По словам бизнесмена, в ближайшее время на Южном Урале появится установка по переработке шин, а также производство по переработке соломы в целлюлозу. Совместные инвестиции в эти проекты составят примерно 85 миллионов рублей.

В администрации города к планам Дмитрия Черкасова относятся с большой осторожностью. По словам главы Троицка Виктора Щекотова, нет никаких подтвержденных данных о том, что инвесторы для нового ферросплавного завода на площадке ТДЗ найдены. При этом обанкротившийся завод в последнее время находился под пристальным вниманием городской власти. «Всего лишь несколько дней назад на заседании рабочей группы мы снова поднимали проблему ТДЗ, – заметил Михаил Синеок. – И нам не было предоставлено точных данных о судьбе площадки». В администрации также дали понять, что сейчас с ТДЗ полная неопределенность, а декларируемые суммы будущих инвестиций назвали «сказочными».

Руководитель отделения инвестиционной компании «Финам» Элвис Марламов заметил Chel.ru, что рынок ферросплавов в России вполне можно назвать перспективным. По крайней мере сами участники делают на него ставку. «Наряду с «Ариантом», который контролирует большие ферросплавные заводы в Челябинске и Новокузнецке, есть еще один очень крупный игрок. «Мечел» в рамках покупки Oriel Resources консолидировал Тихвинский и Братский ферросплавные заводы, а также мощные сырьевые активы в Казахстане, – пояснил Элвис Марламов. – Это значит, что промышленный холдинг верит в потенциал рынка ферросплавов».

С экспертом согласен и пресс-секретарь Ашинского металлургического завода Лев Селезнев. Он заметил, что АМЗ, например, в ближайшие годы увеличит потребление ферросплавов. При этом завод постоянно закупает как ферромарганец, так и ферросилиций. «Если у троичан получится обеспечить высокое качество продукции за приемлемые деньги, то, конечно, будем закупать и у них», – заявил собеседник сайта. В то же время Лев Селезнев сообщил, что производители ферросплавов в Сатке в свою очередь планируют увеличивать мощности, поэтому конкуренция на местном рынке может быть острой.