Владельцы собираются продать бизнес
Владельцы собираются продать бизнес

О возможной сделке между компанией Media-Saturn-Holding GmbH (владеет Media Markt. — Прим. авт.) и «М.Видео» сообщило агентство Reuters. Также представители немецкого холдинга высказывали намерение приобрести миноритарный пакет акций «М.Видео». Официально стороны не комментируют ни переговоры, ни условия продажи.

Известно, что в последние несколько лет обороты и количество магазинов немецкого ритейлера в нашей стране постоянно сокращались. В России первый магазин Media Markt появился в 2006 году. В Челябинск сеть пришла в 2011-м, открыв сразу два гипермаркета — в ТК «Фиеста» и «Кольцо». В 2012 году ритейлер продолжил экспансию на челябинский рынок — появился гипермаркет в ТРК «КУБа». Компания занимала большие площади в торговых центрах и делала ставку на выкладку товара на палетах — специальных складских приспособлениях, предназначенных для быстрой транспортировки значительных объёмов грузов. Покупателям было удобно забирать крупную технику прямо из торгового зала.

Первый тревожный звонок прозвучал в 2016 году, когда Media Markt закрыл магазин площадью 3200 квадратных метров в ТК «Кольцо». Тогда гендиректор Media Markt в России Гидо Рем, объясняя 74.ru причины закрытия гипермаркета, ссылался на неудовлетворительное месторасположение магазина. В феврале 2017-го закрылся магазин Media Markt в ТРК «КУБа». Его ликвидацию объяснили неэффективностью и оптимизацией бизнеса компании. В январе 2018 года прекратил работу последний челябинский гипермаркет Media Markt, арендовавший площади в ТК «Фиеста».

Среди главных причин повального закрытия гипермаркетов эксперты называли жёсткую конкуренцию на рынке электроники и бытовой техники, снижение покупательской способности населения и переход продаж в интернет.

— Но торговля электроникой и бытовой техникой не может обойтись одним онлайном. Немало покупателей предпочитают выбор «живого» товара, — отмечает аналитик группы компаний «Финам» Алексей Коренев. — Они хотят воочию увидеть образцы техники, сравнить между собой разные модели от разных производителей, получить консультацию продавца и заодно приобрести сопутствующие товары по совету эксперта.

С октября 2017-го ритейлер начал продавать свои товары в России через сеть METRO Cash & Carry по схеме «магазин в магазине». В Челябинской области Media Markt таким образом появился в Копейске и Магнитогорске. Всего по стране открыли 84 магазина площадью до 1000 кв.м. Они действуют в 50 регионах.

Но, судя по всему, ставка на развитие в регионах по новой схеме не принесла Media Markt особых успехов.

— Вокруг Media Markt циркулировала неоднозначная информация. То сеть расширялась, то сокращала площади и присутствие в России, то потом это опровергалось, — говорит начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. — Если «М.Видео» и рассматривает покупку Media Markt, то очевидно, что для расширения бизнеса. Компания поставила стратегическую цель достичь 450 миллиардов рублей оборота к 2022 году. Покупка конкурента — один из способов. Не факт, что просто будет получить одобрение ФАС. Например, «Эльдорадо» удалось купить только со второй попытки.

Оборот Media Markt ориентировочно в семь раз меньше, чем у «М.Видео» без «Эльдорадо». Но бизнес обычно оценивают по будущему cash flow (денежный поток — Прим. авт.), а не по текущему, указывает эксперт.

— С другой стороны, «М.Видео» рассчитывает, что через пять лет объём продаж вырастет в 2,25 раза от текущего, поэтому вложения в акции «М.Видео» не лишено смысла, — объясняет Георгий Ващенко. — Если Media Markt действительно не прочь продать бизнес, то цена в районе $284 миллионов (15% в объединённой компании) более чем хорошая.

Сейчас «М.Видео» считается самым крупным российским ритейлером электроники и бытовой техники, он занимает 17,1% рынка. У «Эльдорадо» — 8,8%, у Media Markt — 3,3%. В начале года появилась информация о том, что «М.Видео» покупает «Эльдорадо» за 45,5 миллиарда рублей (обе сети принадлежат группе «Сафмар» Михаила Гуцериева). Реорганизация должна завершиться в первом квартале 2019 года.

По данным экспертов, оба бренда — «М.Видео» и «Эльдорадо» — будут сохранены.

— А с Media Markt мы, скорей всего, попрощаемся, — сходятся во мнениях аналитики.

В Челябинской области сейчас работает 10 магазинов «М.Видео»: шесть — в Челябинске, два — в Магнитогорске, по одному — в Златоусте и Миассе.