Бизнес Михаил Усов, начальник Челябинского управления ООО «ЛУКОЙЛ – Уралнефтепродукт»: «Я понимаю людей: 26-27 рублей за литр бензина – дорого для России»

Михаил Усов, начальник Челябинского управления ООО «ЛУКОЙЛ – Уралнефтепродукт»: «Я понимаю людей: 26-27 рублей за литр бензина – дорого для России»

День работника нефтяной, газовой и топливной промышленности РФ – отличный повод поговорить о том, что волнует потребителей нефтепродуктов, понять, из чего складывается цена бензина, какая существует взаимосвязь между мировым рынком нефти и АЗС в Челябинске. Накануне праздника, который отмечается 4 сентября, мы встретились с руководителем одного из крупнейших предприятий нефтепродуктообеспечения Челябинской области – начальником Челябинского управления ООО «ЛУКОЙЛ – Уралнефтепродукт» Михаилом Усовым.

Михаил Александрович, нефти в Челябинской области никогда не было, а желающих отметить праздник – хоть отбавляй. Нет в этом противоречия?

– Соглашусь с вами, что нефтяники – это в первую очередь те, кто в очень непростых климатических условиях бурит скважины, эксплуатирует нефтяные месторождения. Только потом идет транспортировка, переработка, реализация готовых продуктов… В этой технологической цепочке в компании «ЛУКОЙЛ» заняты 150 тысяч человек. Розничная реализация нефтепродуктов в обороте корпорации занимает около 3%. Получается, что и нефтяники мы на три процента. Вот только куда отнести 20 лет прежней работы в Когалыме в ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь»? Очень многие работники нашего предприятия имеют за спиной «сибирскую закалку». А на Севере отмечают три праздника: Новый год, 8 Марта и День нефтяника. По большому счету, День нефтяника – это возможность отметить людей, которые обеспечивают более 60% бюджета страны.

Михаил Усов родился в башкирском городе Стерлитамак в 1959 году. Выпускник Уфимского авиационного института, с 1986 по 2006 год работал в Когалыме. Начинал старшим мастером, закончил начальником предприятия по ремонту и обслуживанию бурового и нефтепромыслового оборудования ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь». Михаил Усов награжден Почетной грамотой министерства промышленности и энергетики РФ, Почетной грамотой ОАО «ЛУКОЙЛ», удостоен звания «Почетный нефтяник».

А вместо благодарности – критика?

– И очень жесткая, злая, я бы сказал. Я могу понять настроение людей. Да, 26-27 рублей за литр бензина для России – это дорого. Но формула ценообразования прозрачна: около 10% – стоимость сырья, еще порядка 10% – транспортировка, примерно 20% – переработка, 60% – налоги. Налоги «привязаны» к мировым котировкам на нефть. И это определяет все остальное.

Некоторые «горячие головы» на вашем сайте требуют бензин по 12 рублей за литр. В принципе, государство может принять решение о внутренних ценах на бензин, но в бюджете страны на 2011 год заложена мировая цена нефти в 75 долларов за баррель. Вдвое сокращаем стоимость бензина – вдвое сокращаются поступления в бюджет. Согласятся ли с этим люди, которые получают зарплату, жалование, пенсии из бюджета?! Вопрос риторический. Хотелось бы, чтобы люди, требующие дешевого бензина, понимали это.

А вы можете сказать, почему нефтепродукты на «ЛУКОЙЛ» дороже, чем на других АЗС?

– Дешево, дорого – это понятия относительные. Некоторые импортные товары поразительно дешевые, но берут их очень немногие. Есть более объективная формулировка для определения стоимости товара: цена – качество. «ЛУКОЙЛ» производит и продает нефтепродукты так называемого премиум-класса. На рынке они представлены под брендом ЭКТО. Дизельное топливо ЭКТО соответствует экологическому классу «Евро-5», бензины соответствуют экологическому классу «Евро-4», «Евро-5». Как можно сравнивать цену дизельного топлива ЭКТО и «солярки», которой заправляют на контейнерной заправке?! Недавно мне пришлось покупать хлеб в одном деревенском магазинчике. Хлеб был одного наименования, если не изменяет память – «Народный». С виду – буханка как буханка, доступная цена, только есть его никто не рискнул. Ощущение чего-то сырого и кислого, опасного для желудка.

Челябинское управление ООО «ЛУКОЙЛ – Уралнефтепродукт» обеспечивает работу 60 АЗС, расположенных в Челябинске, Южноуральске, Троицке, Пласте, Кыштыме, Озерске, Снежинске, Верхнем Уфалее, Вишневогорске, Аргаяше. Поставка нефтепродуктов осуществляется с завода «Пермьнефтеоргсинтез» железнодорожным транспортом. Качество нефтепродуктов на АЗС обеспечивается многоступенчатой системой входящего технологического контроля, работой мобильной лаборатории контроля качества топлива. Резервуарный парк Челябинского управления расположен в 18 километрах от областного центра. Это крупнейшее в регионе современное предприятие, способное принять на хранение более 70 тысяч тонн нефтепродуктов. Нефтепродукты для оптовой реализации поставляются с уфимских НПЗ. Поставка осуществляются трубопроводным транспортом с линейной перекачивающей станции «Новосинеглазово» ОАО «Уралтранснефтепродукт».

Но дешевые нефтепродукты все-таки существуют, например, для сельхозпроизводителей.

– Да, такие нефтепродукты существуют, но для самой компании они не дешевы – налоги за них заплачены без всяких скидок. Это ответ на просьбу правительства РФ, своеобразная помощь, дотация сельскому хозяйству. Что касается цены, за основу была принята цена на 1 ноября 2010 со скидкой в 30%. Получилось так, что дизельное топливо при рыночной цене в 22 тысячи рублей за тонну селянам отпускалось по 17 тысяч рублей. Разница существенная, надеюсь, что все горючее дошло до целевого потребителя. Таким образом, сельхозпроизводителям Челябинской области за апрель–июль 2011 было направлено 11,4 тысячи тонн дизельного топлива, полторы тысячи тонн Аи-92.

Тем не менее, селяне остались не вполне довольны…

– Да, мы видим определенную критику с их стороны. В ходе осуществления поставок минсельхоз области постоянно настаивал на опережающих сроках (отпустить в июне топливо, которое планируется произвести только через месяц – задачка не из простых). Сейчас требует дополнительных объемов. Насколько мне известно, объемы поставок определялись на основе многолетних заявок министерства сельского хозяйства. А сейчас мы слышим, что объемы обрабатываемых площадей одним махом выросли в три раза. Согласитесь, есть от чего задуматься. Компанией решения по этому поводу еще не принято, если оно будет, мы его выполним безотлагательно.

В СМИ периодически возникает тема дефицита нефтепродуктов в регионах. Челябинской области он не угрожает?

– И в апреле, и в мае, когда Алтай и Центральную Россию «потряхивало» от нехватки топлива, потребители «ЛУКОЙЛ» в Челябинской области неудобств не ощущали. Не могу сказать, что внутри предприятия не чувствовалось напряжения рынка. Все это было – и работа с минимальными остатками, и «проталкивание» застрявших в дороге цистерн. Работали с колес. Нервов потрачено много. Тем более приятно, что потребители АЗС ничего этого не заметили. А вообще-то дефицит топлива в России – это последствия попытки администрирования в экономике. Судя по всему, выводы из происшедшего сделаны правильные. Во всяком случае, сдерживать цены на топливо правительство намерено теперь не командами, а регулированием акцизов.

Впредь будем надеяться на здравый смысл и благоприятную рыночную конъюнктуру?

– Потрясений на долю россиян выпало предостаточно. Хочу пожелать всем стабильности и от всей души поздравить с профессиональным праздником!

Челябинское региональное управление ООО «ЛУКОЙЛ – Уралнефтепродукт»,
Адрес: Челябинск, ул. Нефтебазовая, 1;
тел./факс: (351) 262-02-77 (приемная), 247-50-00 (отдел поставок), 247-50-02 (отдел продаж);
e-mail: Написать письмо

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления