Бизнес На Урале сетуют на бизнес-климат

На Урале сетуют на бизнес-климат

Отечественный бизнес все чаще нуждается в кредитах. В последние полгода недостаток финансирования наравне с ростом цен на сырье стал одним из главных препятствий для развития предпринимательства. В целом собственники предприятий склонны давать бизнес-климату страны негативные оценки. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского исследования «ТРАСТ Индекс МСБ», опубликованные на днях Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ).

Отвечая на вопрос «Как вы считаете, какие из следующих факторов оказывают наибольшее влияние на развитие малого и среднего бизнеса в России?», предприниматели говорили, что за указанный период нехватка финансирования как фактор влияния существенно вырос (с 38% до 54%), разделив первое место с уровнем цен на сырье, материалы и другие издержки производства (54 %).Также возросло влияние доступности кадровых ресурсов – с 24% до 39%. При этом административные барьеры стали менее значимыми для развития малого и среднего бизнеса (МСБ).

В целом, по данным исследования, общее значение индекса составляет 83%, что говорит о преобладании негативных отзывов со стороны предпринимателей. Хуже других оценивают деловой климат предприятия Уральского (79%) и Дальневосточного (79%) федеральных округов.

«ТРАСТ Индекс МСБ» – совместный проект Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), рейтингового агентства «Эксперт РА» и банка «ТРАСТ». Является индикатором настроений малого и среднего бизнеса (МСБ) по России в целом и в отдельных федеральных округах, включая отдельную репрезентативную выборку по Москве и Санкт-Петербургу. Индекс фиксирует не только текущие оценки предпринимательского климата в стране, но и прогнозные значения. Особенностью проведения исследования является то, что респонденты не только дают оценку факторов, но и предварительно указывают их значимость.

Оценка рынка МСБ с помощью ТРАСТ-Индекса проводится на протяжении шести лет – это, по словам исследователей, позволяет выстроить системный анализ и зафиксировать цикличность ряда тенденций. «Второй год подряд индекс не падает, при этом фактор ограниченного доступа к финансированию МСБ не являлся столь значимым для малого предпринимательства уже на протяжении нескольких лет, – говорит член Совета директоров, управляющий директор банка «ТРАСТ» Надия Черкасова. – Однако в настоящее время он занял лидирующие позиции в шкале потребностей предпринимателей».

По ее словам, это позитивный сигнал для общества: если бизнесу необходимо дополнительное финансирование, значит бизнес инвестирует и развивается. «Для банков открывается возможность предложить новые кредитные программы, отвечающие потребностям предпринимательства, активно развивающегося как в интернет-среде, так и сфере инноваций», – говорит представитель банка.

«Портфель банковских кредитов малому и среднему бизнесу в первой половине 2012 года рос быстрее, чем за аналогичный период 2011-го, – отмечает заместитель генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев. – Мы фиксируем прирост на 10% против 6% годом ранее». Как следствие, рост доступности финансирования отмечают и сами предприниматели – оценка по этому компоненту выросла за полугодие со 100 до 111%. «Мы ожидаем дальнейший рост доступности кредитов, прежде всего, для малого бизнеса вследствие активного развития банками поточного кредитования предпринимателей (так называемых «кредитных» фабрик»)», – говорит Павел Самиев.

По словам президента НАУМИР Михаила Мамуты, очень важно, чтобы банковское и микрофинансовое сообщество смогло адекватно отреагировать на потребности малого бизнеса, особенно в условиях растущего спроса на ресурсы. «Принципиально, чтобы доступ к кредитам был у всех заинтересованных компаний, иначе на предпринимательском рынке могут сложиться неравные конкурентные условия, – говорит он, – что может негативно сказаться на развитии сектора в целом».

В этой ситуации банкам и МФО стоит уделять развитию кредитования малых предприятий особое внимание, отмечает президент НАУМИР. В свою очередь важно, чтобы регуляторы сохраняли благоприятный режим для кредитования МСБ, а государство продолжало увеличивать объемы господдержки, в том числе через предоставление специализированных ресурсов кредитным и микрофинансовым организациям. «В последние годы в господдержке малого бизнеса был достигнут значительный прогресс, но пока по объемам поддержки в соотношении с ВВП мы довольно далеки от уровня развитых стран», – подытожил эксперт.

Предприниматели, отвечая на вопросы в рамках исследования, также указывали на наиболее востребованные сообществом банковские услуги. В частности, выяснилось, что вне зависимости от категории бизнеса (микро, малый или средний сегмент) предпринимателям интересны предложения банков по корпоративным зарплатным проектам (58% опрошенных ими уже пользуются), а 49% опрошенных пользуются дистанционным банковским обслуживанием. При этом предприниматели ждут активности со стороны банков по предложению розничных продуктов сотрудникам их организаций.

«Банкам следует обратить особое внимание на условия и каналы продвижения зарплатных проектов для малого и среднего бизнеса, учитывая, что спрос со стороны предпринимателей на данные корпоративные услуги уверенно растет, – считает генеральный директор Национального агентства финансовых исследований Имаева Гузелия. – Для кредитных организаций данный сегмент услуг может стать «якорным» продуктом в построении долгосрочных отношений с корпоративными клиентами и дальнейших перекрестных продажах».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления