Уважаемые коллеги! В связи с тем, что в 2009 году вступают в силу изменения в Налоговый кодекс РФ, мы решили посвятить статью наиболее, на наш взгляд, интересным из них. «Налоговой оттепелью» мы назвали материал неслучайно: большинство изменений кодекса направлено на улучшение положения налогоплательщиков – организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц. Надеемся, что эта статья представит практическую ценность для работы бухгалтера и юриста.
Итак, рассмотрим, что изменилось в части начисления и уплаты налога на добавленную стоимость.
1. Изменения, внесенные Федеральным законом от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ
1.1. Расширен перечень случаев, при которых реализация не подлежит налогообложению.
В пп.25 п. 2 ст. 149 НК РФ внесено дополнение о том, что налогообложению не подлежит реализация на территории РФ лома и отходов черных металлов. Ранее данный пункт предусматривал реализацию лома и отходов только цветных металлов, а реализация лома и отхода черных металлов подлежала налогообложению в общем порядке.
Включение в перечень, не подлежащих налогообложению, реализации лома и отходов черных металлов не является новым для российского законодательства. Так, до 01.01.08 г. аналогичное положение было закреплено в п. 3 ст. 149 НК. Это означало, что налогоплательщик был вправе отказаться от данной льготы. Поскольку в настоящее время положение об освобождении от налогообложения реализации лома и отходов черных металлов закреплено в п. 2 ст. 149 НК, то налогоплательщик не вправе отказаться от данной льготы.
1.2 Освобождение от НДС при ввозе технологического оборудования.
От налогообложения НДС освобождается ввоз технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), но при условии, что его аналоги не производятся в РФ. При этом перечень такого оборудования должен быть утвержден Правительством РФ (п. 7 ст. 150 НК РФ).
Данная норма хоть и вступает в силу с 01.01.09 г., но будет действовать не ранее первого числа очередного налогового периода по НДС, следующего за налоговым периодом, в котором вступит в силу постановление Правительства РФ об утверждении перечня технологического оборудования, аналоги которого не производятся в РФ.
Ранее (до 01.01.2009 г.) действовал порядок, предусматривающий освобождение от налогообложения НДС любого технологического оборудования (и его частей) при ввозе его в Россию, если оно предназначалось для вклада в уставный капитал.
Дать оценку того, насколько новая норма изменит положение налогоплательщика, будет возможно после принятия Правительством РФ соответствующего постановления.
1.3 Случаи, когда организация выступает налоговым агентом, и порядок уплаты налога.
Расширен перечень случаев, когда при реализации имущества организация выступает налоговым агентом, а также внесены некоторые изменения в порядок уплаты налога:
покупатели (получатели) государственного или муниципального имущества, которое не закреплено за бюджетными учреждениями, ГУПами и МУПами, признаются налоговыми агентами. Компания-покупатель обязана исчислить налог по расчетной ставке и удержать его из выплачиваемых доходов, а также составить счет-фактуру и отчитаться по налогу (абз .2 п. 3 ст. 161 НК РФ);
в новом году организация признается налоговым агентом при реализации имущества по решению суда, в т.ч. при проведении процедуры банкротства. Данная норма применяется, если реализация произошла не ранее 01.01.2009 г. Налоговыми агентами, по-прежнему, признаются органы, организации и индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию такого имущества (п. 4 ст. 161 НК РФ);
выполнять обязанности налогового агента необходимо также, если российская компания является посредником, участвующим в расчетах в сделках с иностранцами, не состоящими на учете в РФ, а также в операциях по оказанию не зарегистрированными в России иностранцами услуг, выполнению им работ или передаче имущественных прав (п. 5 ст. 161 НК РФ). Ранее российские компании признавались налоговыми агентами при своем посредничестве, только если они продавали товары иностранных лиц, не состоящих на налоговом учете на территории РФ;
налоговый агент не теряет право на вычет, если заплатит налог из своих средств, а не удержит из доходов налогоплательщика (абз. 3 п. 3 ст. 171 НК РФ). Ранее вычет НДС предоставляется при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом и при их приобретении он удержал и уплатил налог из доходов налогоплательщика. Несмотря на, казалось бы, однозначность данной нормы о необходимости уплаты налога только из доходов налогоплательщика, а не из собственных средств, арбитражная практика была различна. В настоящее время все разночтения в применении нормы устранены.
1.4. Подтверждение нулевой ставки налога по экспорту.
По новым правилам налогоплательщик вместо множества таможенных деклараций (или их копий) для подтверждения нулевой ставки может подавать в инспекцию только реестр таможенных деклараций. Реестр должен содержать сведения о фактическом вывозе или таможенном оформлении товаров (пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ).
Несомненным положительным моментом для налогоплательщика является увеличение срока для сбора документов, подтверждающих нулевую ставку НДС при экспорте (ст. 27.3 Федерального закона от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ). Если товары помещены под таможенный режим экспорта (международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов) в период с 01.07.2008 г. по 31.12.2009 г., срок представления документов увеличивается на 90 дней. Обратим ваше внимание, что законодателем не указано в каких днях исчислять эти 90 дней – в рабочих или календарных. На наш взгляд, налогоплательщику, во избежание недоразумений, следует придерживаться периода в 270 календарных дней (180 дн. + 90 дн.)
1.5 Уплата НДС с авансов.
Изменения по уплате НДС с авансов являются, пожалуй, если не единственными, то самым нежеланными для налогоплательщиков. Этим они и выделяются на общем фоне иных изменений кодекса. К сожалению, процесс исчисления и уплаты НДС по авансовым платежам усложнен.
П. 1 ст. 168 НК РФ установлено, что при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок налогоплательщик обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму НДС, выделенную расчетным путем (п.4 ст.164 НК РФ), и выставить счет-фактуру не позднее пяти календарных дней, считая со дня такой оплаты, частичной оплаты (п.3 ст.168 НК РФ). Ранее Налоговый кодекс не содержал требования по выставлению счета-фактуры при поступлении частичной оплаты.
В счете-фактуре, выставляемом продавцом при получении оплаты в счет предстоящих поставок, в обязательном порядке должны быть указаны необходимые реквизиты (п. 5.1 ст. 169 НК РФ):
порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;
наименование, адрес и ИНН налогоплательщика и покупателя;
номер платежно-расчетного документа;
наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;
сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;
налоговая ставка;
сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Покупатель, после того, как перечислил аванс продавцу, может принять НДС к вычету, не дожидаясь отгрузки (п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172). Особо обращаем ваше внимание на то, что перечисленный аванс должен быть подтвержден соответствующими документами (в противном случае, НДС к вычету принимать нельзя):
счет-фактура на аванс от продавца;
платежный документ о перечислении сумм оплаты в счет предстоящих поставок;
договор с условием о предоплате.
Таким образом, сама по себе оплата аванса и полученный от продавца счет-фактура, не дает право покупателю на налоговый вычет без наличия соответствующих условий в договоре. Поэтому, мы рекомендуем вам при заключении новых договоров обращать внимание на имеющиеся в нем условия расчетов. Что же касается уже заключенных договоров, то в них можно внести соответствующие условия дополнительным соглашением, оформленном и подписанном в установленном законодательством (и договором) порядке.
Нередко у продавца будут возникать ситуации, когда ему необходимо будет выставить два счета-фактуры - на аванс и на саму реализацию. Подобная ситуация возможна, если авансовый платеж и непосредственно отгрузка товара произведены в одном налоговом периоде. Данное положение не отразится на сроках уплаты НДС и его сумме, но, на наш взгляд, усложнит учет операций.
Вычет НДС необходимо восстановить в том периоде, когда продавец предоставит счет-фактуру на отгрузку или вернет предоплату (п. 3 ст. 170). При этом у покупателя будет осуществлено две записи в книге покупок и одна запись в книге продаж – на сумму восстановленного НДС.
1.6 Уплата НДС при неденежных расчетах.
С 01.01.2009 г. утратили силу абзац 2 п. 4 ст. 168 и п. 2 ст. 172 НК РФ. Данные изменения означают, что с 2009 года перечислять НДС отдельными платежками при товарообменных операциях, взаимозачете и расчетах ценными бумагами больше не нужно.
Данное изменение является существенным для предприятий холдингового типа, где операции между отдельными предприятиями холдинга зачастую осуществляются путем товарообмена или взаимозачета.
Внимание! В соответствии с переходными положениями при осуществлении с 01.01. 2009 г. товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при расчетах ценными бумагами суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг), имущественных прав, принятых к учету до 31.12.2008 г. включительно, подлежат вычету в соответствии правилами, действовавшими на дату принятия к учету указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав. То есть, в данном случае, сумма НДС должна быть уплачена отдельным платежным поручением (п. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ).
1.7 НДС при СМР для собственного потребления.
С 01.01.2009 г. изменился порядок принятия к вычету НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления. Ранее вычеты производились по мере уплаты в бюджет налога. Неоднозначность толкования срока «по мере уплаты» вызывало немало споров. В соответствии с новой редакцией п. 5 ст. 172 НК РФ вычеты производятся на момент определения налоговой базы, установленный в п. 10 ст. 167 НК РФ, т.е. на последнее число каждого налогового периода. Это означает, что на конец каждого налогового периода будут определяться как сумма начисленного НДС, так и сумма вычета по таким работам.
Также следует учитывать переходные положения, согласно которым суммы НДС по выполненным и не принятым к вычету до 01.01.2009 г. СМР для собственного потребления подлежат вычетам по ранее действовавшему порядку (п. 13 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ).
1.8 Возмещение НДС.
Упростилась процедура по возмещению налога по бесспорным вычетам (п. 3 ст. 176 НК РФ). Налоговые органы смогут принимать решение о частичном возмещении сумм НДС, если в отношении возмещения этих сумм у налоговой инспекции нет сомнений. А в отношении спорных сумм разбирательство будет продолжено. Таким образом, налогоплательщик сможет своевременно возмещать НДС в той части, в отношении которой у налоговой инспекции нет претензий.
2. Изменения, внесенные Федеральным законом от 04.12.2008 г. № 251-ФЗ
Статья 154 НК дополнена п. 5.1., согласно которому налоговая база при реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи, определяется как разница между ценой реализации с учетом налога и ценой приобретения указанных автомобилей.
Изменения, внесенные данным Федеральным законом, вступают в силу с 01.01.2009 г., но не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость, т.е. 01.04.2009 г.
Как видно, законодатель внес существенные поправки в Налоговый кодекс РФ. Как будут действовать эти изменения и что они принесут налогоплательщику – покажет время.
Приглашаем вас принять активное участие в обсуждении статьи.