Бизнес Телочек увозят в Казахстан

Телочек увозят в Казахстан

Региональный Россельхознадзор столкнулся с проблемой реэкспорта с территории Беларуси и Казахстана продуктов, запрещенных к ввозу в РФ. Чиновники и силовики объединили усилия в борьбе с санкционными товарами. При этом мясопереработчики говорят о сохранении объемов производства, а фермеры и владельцы крестьянских хозяйств фиксируют повышение спроса на свою продукцию. В то же время поголовье КРС снижается быстрыми темпами. Подробнее о новых тенденциях в агросекторе Челябинской области – в материале Chel.ru.

Таможня не дала добро

За отчетами служб мониторинга за ценами мы следим в течение четырех месяцев достаточно регулярно, а на этой неделе журналистам рассказали еще и об усилиях Россельхознадзора по недопущению ввоза в Российскую Федерацию с территории Республики Казахстан и Республики Беларусь товаров согласно перечню сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны Европейского Союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия.

Руководитель Управления Россельхознадзора по Челябинской области Сергей Наумов обратил внимание на серьезную проблему реэкспорта с территории Беларуси и Казахстана продуктов, запрещенных к ввозу в РФ, с которой столкнулось его ведомство. «Исполнение воли президента осложняется тем, что Челябинская область является пограничной с Казахстаном, который не вводил санкции на ограничение ввоза сырья и сельхозпродукции из вышеуказанных стран, – сообщил руководитель регионального ведомства. – А по российскому законодательству у Россельхознадзора в пунктах пропуска на участке российско-казахстанской границы нет правовых оснований для проведения документарного и физического контроля за поступающими подконтрольными грузами из государств-членов Таможенного союза. Также нет оснований для досмотра транзитных грузов, следующих по территории РФ из стран-участниц ТС».

В результате, по словам чиновника, Белоруссия в разы и в одночасье увеличила производство молока, сыров, мяса, в Казахстане, видимо, за один сезон заплодоносили яблочные, грушевые и другие фруктовые сады. А устрицы и лососевые из белорусского моря стали уже притчей во языцех.

Все эти, казалось бы, анекдотичные несуразицы на самом деле являются грубейшим нарушением закона и должны наказываться задержанием и утилизацией грузов. Для этой цели Россельхознадзор, таможни, региональные управления ФСБ, МВД, Госавтонадзора, Роспотребнадзора, минсельхоз объединили свои усилия в борьбе с упрямым реэкспортом от соседей по ТС.

Так, с начала октября в ходе рейдов на приграничных с Казахстаном автодорогах при досмотре 59 автомашин задержано 878 тонн поднадзорных фитосанитарному контролю грузов. Обнаружено, например, 123 тонны дынь, происхождение которых не установлено. «Бесхозными» оказались 309,6 тонн фруктов, овощей и муки из Казахстана, которые «перехватили» недалеко от Троицка. 32 автомашины с 423 т различных фруктов и овощей, мукой и зерном ехали из Казахстана, вообще без накладных и фитосанитарных сертификатов. Лишь одна машина с 13 тоннами груши сопровождалась документом о нидерландских «корнях» этого груза. Самая упрямая автомашина оказалась с пятью тоннами яблок и груш – она дважды за день пыталась въехать на территорию области без сопроводительных документов. Все эти автокоробейники были возвращены на территорию Казахстана, но груз утилизирован не был, так как это не разрешено законом о ТС. Кстати, улетели обратно в Казахстан еще и 7,7 тонн мяса птицы производства США и Венгрии.

Президентский указ от 06.08.2014 г. №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ» базируется на трех основных столпах: строгий контроль за ввозом отдельных видов сельхозпродукции на территорию РФ, координация деятельности по сдерживанию роста цен, создание условий для увеличения производства и продажи собственной сельхозпродукции.

Другой брат по ТС, вернее, сестра – Белоруссия – до уральского хребта большую часть своего реэкспорта все же не довозит. Так, прибывший на челябинский хладокомбинат №1 вагон брюшек лосося производства Великобритании, Дании и Франции был задержан, и все 960 тонн продукции возвращены обратно в «морскую» белорусскую державу. Мясных несанкционированных завозов с запада на Южный Урал в серьезных объемах не зафиксировано – сказывается самодостаточность области и традиционное направление вывоза мяса птицы и свинины в другие регионы страны – почетное второе место (после Белгорода) по производству мясной продукции остается все же за нами.

Мзды не берем

Казалось бы, сложно противостоять попыткам бизнеса обойти любые препятствия, если он увидит свой ценовой интерес. Тем не менее Сергей Наумов настроен достаточно решительно. Всего за четыре месяца определены главные пункты контроля, где возможна транспортировка и хранение незаконной продукции. Это несколько КПП на трассе М-5 и шесть хладокомбинатов области. Что же касается возможных запрещенных поставок для крупных перерабатывающих производств области, то здесь без рыночных механизмов регулирования не справиться.

По утверждению руководителя Россельхознадзора, около десятка крупных мясоперерабатывающих предприятий региона на 60–70% работают на импортном сырье, завозимом ранее из стран из перечня эмбарго. Тем не менее никаких снижений производства и продаж у крупных холдингов не наблюдается. Чиновник выражает сомнения в том, что они так быстро сумели изменить географию поставщиков, но пока не видит реальных механизмов контроля в этом сегменте. Скорее всего, главным шлагбаумом станут общеэкономические изменения, в том числе курса рубля, при которых поставки от российских производителей будут выгоднее и желаннее.

Мясо от запретов не растет

Но способны ли отечественные сельхозпроизводители удовлетворить эти аппетиты?

Председатель Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств Челябинской области Анна Таскаева говорит о довольно оптимистичных настроениях южноуральских крестьян: «Точные цифры за год мы подведем в январе, но уже сегодня на основе бесед с такими крупными фермерами, как Александр Хворостухин из Аргаяша, Айдархан Карсакбаев из Агаповского района, Сагымбай Рахимов из Карталинского района, можно уверено сказать об увеличении спроса на их продукцию. Забирают туши оптом, самовывозом, и теперь у них голова не болит о рознице».

Владелец крестьянского хозяйства «Добрава» в Рощино Алексей Шадрин, наоборот, большие усилия тратит на розничную торговлю. Стадо свиней на откорм в 160 голов он пока увеличивать не собирается, а вот поголовье кроликов намерен довести до 500 штук – у челябинцев неожиданно в разы увеличился спрос на крольчатину. Весной фермер намерен заняться птицей круглогодичного содержания (куры, гуси, индюки), к лету завезти около 120 голов баранов. Питание натуральными кормами без стимуляторов роста, конечно, существенно улучшает вкус мяса из Добравы, но в два раза удлиняет сроки откорма. Поэтому Шадрин не пытается конкурировать с крупными холдингами в ценах и объемах, а намерен удержаться в нише розницы и небольшого опта, а также доставки на заказ. «Никаких облегчений для организации розничной торговли мы не почувствовали, – рассказывает фермер. – Из-за дороговизны рыночных мест закрыли все стационарные розничные точки и перешли на торговлю с автомашин. Объем продаж увеличился сразу же в 5–10 раз».

Мясные переработчики также говорят о сохранении объемов производства и продаж. «Мы не сократили ни одного участка, ни штат работников, – говорит руководитель отдела маркетинга компании «Калинка» Станислав Бочаров. – Несмотря на отсутствие собственной сырьевой базы, предприятие снабжается сырьем без перебоев. За последние месяцы компания, наоборот, расширила свои предложения и наладила выпуск новых марок колбасы и полуфабрикатов». Эксперт не стал называть цифры статистики и географию поставщиков, заверил лишь, что российское законодательство компания выполняет строго, тем более что изменения в поставках произошли незначительные.

Более всего пострадавший от прошлогоднего наводнения и нынешней засухи юг Челябинской области пока не мечтает об увеличении производственных мощностей, а в условиях отсутствия компенсации за эти природные катаклизмы пытается сохранить имеющиеся фонды. Директор крупнейшего племхозяйства «Варшавское» Евдокия Гребенщикова уже несколько лет балансирует на грани сокращения племенного стада. Но держится до последнего. «В этом году у нас очень мало покупателей племенных голов из России и из области. Хотя мы продаем племенных телочек всего за 90 тыс. руб за голову. Это при том, что стоимость импортных пять тысяч долларов (300 тыс. руб и выше). Если раньше Казахстан сбивал цену до 60 тыс. руб за голову, то на фоне низкого курса рубля им теперь выгодно покупать у нас племенной скот, что они с успехом и делают, – отмечает Евдокия Гребенщикова. – Значит, в ближайшее десятилетие надо ждать успехов соседей в молочном животноводстве и в мясном скотоводстве намного больших, чем у нас. А мы потом, если опомнимся, будем возить обратно из Казахстана племенной скот для увеличения поголовья и продуктивности нашего стада».

Евдокия Гребенщикова ждет весенних решений правительства о направлениях господдержки животноводов России. Пока же обещанные послабления не работают – даже пролонгированные кредитные договоры Россельхозбанк предлагает под 30% годовых.

Несмотря на рыночное «окно» в виде эмбарго, говяжий исход с Южного Урала продолжается. При 45-процентной обеспеченности говядиной и 60-процентной – молоком и продуктами его переработки, в области, как и во многих других регионах страны, поголовье КРС снижается быстрыми темпами – на пять процентов в 2012 году и почти на 12% – в 2013 году. За девять месяцев 2014 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей региона уменьшилось на 7,9% – до 393,9 тысячи голов, числе коров сократилось на 8,5% – до 154,9 тысячи голов.

В сельскохозяйственных организациях зафиксированы еще более печальные результаты: там общее поголовье крупного рогатого скота снизилось на 13,6%, а поголовье коров – на 15,3%. При этом производство говядины, как говорят сухие цифры, выросло в регионе за прошедший год на 7,6%. То есть область съедает не только продукты мясного скотоводства, но и пускает под нож дойных коров, не задумываясь о последствиях.

Последствия между тем могут быть самыми печальными – в отличие от птицеводства или свиноводства в мясном скотоводстве и молочном животноводстве совсем другие периоды восстановления стада. Для того чтобы вырастить и «запустить» полноценные стада, понадобится не один–три сезона, как для курицы или свиньи, а несколько десятков лет.

Если Указ президента дочитать внимательно и до конца, то становится ясно, что главной его целью является все же не нож в спину западных производителей, а создание благоприятных условий для местных аграриев. Для достижения уровня продовольственной безопасности страны недостаточно лишь благородных таможенников и строгих ревизоров. Это малая толика действий. Глобальные же мероприятия за четыре месяца пока не просматриваются, а главным исполнителем президентской воли стал лишь заградительный курс валюты.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления