Бизнес Чем запомнился бизнесу 2014 год

Чем запомнился бизнесу 2014 год

Год Лошади проскакал галопом, выбив из седла одних и оставив на коне других. Что стало серьезным испытанием для челябинских предпринимателей? Как политические перемены – на федеральном и региональном уровнях – повлияли на местный бизнес? Какие сюрпризы преподнес начавшийся экономический кризис? Журналисты Chel.ru составили топ-10 ярких событий, оставивших неизгладимый след в жизни бизнес-сообщества Южного Урала в 2014 году.

Смена губернатора и сити-менеджера

2014-й стал для Челябинской области годом смены власти – в середине января Михаил Юревич уступил губернаторское место Борису Дубровскому, а в конце декабря на должность сити-менеджера, от борьбы за которую спешно отказался Сергей Давыдов, избран Евгений Тефтелев. Оба чиновника – из Магнитогорска, что заставляет челябинскую бизнес-элиту изрядно нервничать и рассуждать о грядущем переделе рынков.

Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что магнитогорская компания «Южуралавтобан» стала генеральным подрядчиком по уборке челябинских автодорог еще до появления на горизонте Дубровского.

А вот что касается рынка недвижимости, то здесь намечаются интригующие изменения. 22 декабря новым генеральным директором Южно-Уральской корпорации жилищного строительства и ипотеки (ЮУ КЖСИ) назначена экс-гендиректор магнитогорской строительной фирмы «Синай» Наталья Салеева. Известно, что с 1992 года по 2006 год она работала в ОАО «ММК», а с ноября 2006-го и до последнего времени – в компаниях «Синай-Групп». Согласно базе данных СПАРК, владельцем компании ООО «Синай» является Борис Дубровский, который после назначения его врио губернатора Челябинской области передал активы в доверительное управление.

Санкции и контрсанкции

В ответ на санкции Запада президент Владимир Путин в начале августа подписал указ о введении секторальных ограничений на импорт агросырья и продовольствия из ЕС, США и других стран, присоединившихся к санкциям против России. Так россияне остались без «враждебных» фруктов, овощей, молочной и частично мясной продукции, а также алкоголя производства Украины, Польши, Молдавии и США. Многие эксперты тут же заверили: без заграничной еды голодными не останемся. И отчасти были правы.

Первыми, кто ощутимо пострадал от санкций – гурманы, поскольку фуа-гра, норвежский лосось, хамон, пармскую ветчину, мраморную говядину, пармезан и прочие деликатесы быстро заменить продукцией российского производства оказалось довольно проблематичным. А бизнес суши-ресторанов и служб по доставке суши и вовсе оказался под угрозой закрытия из-за нехватки основного ингредиента – лосося, поставлявшегося ранее из Норвегии.

Санкции ощутимо ударили и по другим отраслям бизнеса – от кондитерки и мясопереработки до промышленности, одномоментно лишившихся части привычных ингредиентов. По рядовым же покупателям санкции прошлись чуть позже – не только исчезновением некоторых привычных продуктов, но и ощутимым скачком цен. Импортозамещение стало модной темой, на которую теперь равняются и власть, и бизнес во всех своих начинаниях. Жаль, что о необходимости развивать свое производства в стране задумались «с некоторым опозданием»...

Громкие банкротства

Арбитражный суд завален банкротными делами. К примеру, в начале года компания «ЧелПром-Даймонд» (Куса), в соучредителях которой числится режиссер Никита Михалков, обратилась в арбитражный суд с заявлением о собственном банкротстве. Но в сентябре по заявлению крупнейшего кредитора компании – «Челябинвестбанка» производство было приостановлено.

В начале декабря арбитражный суд области признал банкротом челябинское МУП «ДРСУ». Решение принято на основании заявления ООО «Стройкомплект» (бывшее ПКО «ЧелСИ», принадлежащее челябинскому предпринимателю и депутату регионального Заксобрания Юрию Карликанову), которому муниципальное предприятие задолжало более 5,5 млн рублей. Двумя месяцами ранее власти Челябинска решили ликвидировать МУП «ДРСУ». А летом минувшего года обострился конфликт вокруг группы компаний «ЧелСИ» – кредиторы потребовали признать компанию несостоятельной.

А информация о предстоящем банкротстве «Мечела» активно муссируется уже второй год подряд, но до банкротства, несмотря на удручающие прогнозы, дело пока так и не дошло. Непомерная долговая нагрузка и невозможность выплаты процентов по кредиту привели к падению капитализации компании ниже 10 млрд рублей. В сентябре даже появлялась информация о возможной продаже ЧМК, но компания отказалась от этой идеи. В начале декабря основной владелец «Мечела» Игорь Зюзин (67,42% акций) поделился 16 процентами акций с семьей. Спустя две недели компания представила кредиторам план реструктуризации долгов, который еще не утвержден. Пока компании удалось договориться об отсрочках только с двумя банками – Евразийским банком развития и «Уралсибом».

Немало переживаний в этом году доставили и туроператоры, чьи банкротства лишили несколько тысяч туристов желанного отдыха. «Лабиринт», «Интаэра», «Нева», «Южный Крест», «Авиачартер-ДВ», «Солвекс-турне»... А к концу года бочку дегтя для туротрасли пополнили и авиакомпании: сокращены все рейсы из челябинского аэропорта, кроме Таиланда и Египта.

Продажа вертолета Юревича

Вертолет представительского класса Bell 429 компании Bell Helicopter, купленный в 2010 году для экс-главы региона Михаила Юревича за 289 млн рублей, с самого начала был сильным раздражителем общественности. Масла в огонь подливало не только редкое использование vip-вертушки, но и необходимость постоянных – в среднем 50 млн руб. в год – трат на ее обслуживание, эксплуатацию, хранение. Борис Дубровский в первый же месяц после назначения его врио губернатора объявил о намерении продать вертолет предшественника.

За предпродажной подготовкой челябинцы следили с не меньшим интересом, чем в свое время за покупкой винтокрылой машины и сравнивали ее с чемоданом без ручки: мол, нести тяжело, а выкинуть жалко... В мае летательный аппарат наконец ушел с молотка за 245 миллионов рублей. Покупателем выступила компания «Донской табак», конечным бенефициаром которой является ростовский бизнесмен Иван Саввиди.

Распродажа крупных активов

В 2014 году смена собственников затронула не только властные элиты, но и некоторые заводы, фабрики и торговые комплексы. Так, французская корпорация «Лафарж» продала завод «Уралцемент» (п. Первомайский Челябинской области) итальянской компании Buzzi Unicem за 104 миллиона евро. Причиной сделки, по мнению экспертов, было желание снизить чистый долг «Лафаржа» – мирового лидера по производству цемента. А Buzzi Unicem благодаря приобретению нового актива увеличило производственные мощности в России, укрепило позиции в УрФО и получило возможность нарастить поставки продукции в Сибирский федеральный округ, а также экспортировать ее в страны Средней Азии.

Затянувшаяся (шесть аукционов!) эпопея по реализации ОАО «Чепфа» в этом году наконец-то увенчалась успехом – птицефабрику купило ООО «Овомир». Дочернее предприятие «Корпорации развития» выложило за приглянувшийся актив почти 1,438 млрд рублей. Правда, потом были попытки оспорить сделку, но арбитражный суд в этом отказал.

А самой громкой распродажей в сфере ритейла можно назвать выставление на аукцион гипермаркета «КС» и отделов в подземном комплексе «Никитинский», принадлежащих Артуру Никитину. За 1,1 миллиарда рублей «КС» приобрело ООО «Аякс Екатеринбург» (входит в Mallino Development Group, Екатеринбург). Полностью продана первая линия в ТК «Никитинский», в настоящее время идет активная реализация второй линии и продуктового зала.

Протесты против застройки Алого Поля и сквера на ул. Кирова

Челябинцы продолжают активно препятствовать застройке скверов города. К примеру, в апреле им удалось отстоять на публичных слушаниях Алое Поле. Проект реконструкции этого сквера включал строительство здания администрации детского парка (касса, общественный туалет, кафе), подземного центра досуга и отдыха с кафе, туалетом и с игровыми помещениями, детский игровой центр с подземной автостоянкой на 100 машиномест и всевозможные детские аттракционы, а также 25-этажный общественно-деловой центр.

А с планируемым строительством кафе в сквере на улице Кирова между гимназией №23 и Свято-Троицким храмом пока не все так гладко. Выступив в ноябре 2013 года против строительства в сквере кафе и добившись выдачи бизнесмену отказа в согласовании проекта застройки в управлении архитектуры города, жители ближайших домов успокоились. Однако предприниматель Сергей Дмитрук, арендовавший данный участок, отказываться от задуманного не стал – и обратился в Челябинское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства. Антимонопольный орган, опираясь на нормы действующего в стране законодательства, выдал горадминистрации и управлению архитектуры предписание утвердить изменения в градостроительный план этого участка. А Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд и Арбитражный суд Челябинской области подтвердили законность этого решения.

Пикеты и митинги рабочих ЧТЗ и «Трубодеталь»

В этом году довольно активно вели себя представители промышленных предприятий – как тех, кто успешно стоит на ногах («Трубодеталь»), так и пребывающих в состоянии полураспада (ЧТЗ-Уралтрак).

В ноябре заводской профсоюз провел перед проходной ЧТЗ крупный пикет, участники которого требовали своевременной выплаты зарплат и проведения модернизации предприятия. К рабочим вышел генеральный директор Виктор Воропаев, был создан антикризисный штаб. В Челябинск прилетел директор НПК «Уралвагонзавод» (в который входит и ЧТЗ) Олег Сиенко. Он сообщил о разработке антикризисной программы, о подаче заявки в правительство РФ на получение госгарантий для привлечения долгосрочных кредитных средств на сумму 15 млрд рублей. Но результат пока один – именно ЧТЗ держит лидерство по планируемым сокращениям.

Что касается челябинского завода «Трубодеталь», то здесь митинг случился впервые за всю 65-летнюю историю завода. Инициаторами его также были члены заводского профсоюза. Конфликт разгорелся по вопросам индексации заработной платы. Председатель профкома ОАО «Трубодеталь» Егор Цибульский утверждал, что в 2011–2012 годах зарплата на заводе не индексировалась, при этом переговоры с администрацией сменились на давление с ее стороны. Руководство завода, в свою очередь, делало упор на рост средней зарплаты рабочих более чем на 40%.

Спустя почти месяц «Трубодеталь» (входит в АО «ОМК»), горно-металлургический профсоюз России и АО «ОМК» подписали соглашение о взаимодействии при решении социально-трудовых вопросов. А также договорились не выносить сор из избы – избегать конфронтации и воздерживаться от отражения в СМИ необъективной или непроверенной информации.

Экспансия фаст-фуда

Развитие общепита в Челябинске в 2014 году прошло под знаменем фаст-фуда. А в некоторых районах города за посетителей началась настоящая война. К примеру, на участке, ограниченном улицами Сони Кривой, Красной и Воровского, закрепились сразу три игрока фаст-фуда с мировой славой – «Макдоналдс», «Бургер Кинг» и KFC.

«Макдак» работал в ТК «Урал» уже лет семь, в конце сентября его соседом стал первый ресторан всемирно известной сети быстрого обслуживания KFC. А чуть ранее вблизи этих заведений появился третий ресторан еще одной всемирно известной сети – «Бургер Кинг» – третий в Челябинске и четвертый на Южном Урале.

В конце лета рынок фастфуда пополнился еще парой ресторанов международной сети быстрого питания Burger Club. А в октябре о выходе на местный рынок объявила сибирская сеть ресторанов «Дядя Дёнер». Компания заявила об открытии в городе пяти точек в течение ближайшего года, пока стартовал один ресторан. Помимо этого, в Челябинске работает около двух десятков «Сабвеев».

Паника на валютном рынке

Резкое падение рубля, стартовавшее 16 декабря после повышения ставки Центробанка до 17 процентов годовых, ввергло южноуральцев в панику. Многие стремились обменять стремительно дешевевшие рубли на евро и доллары. Дошло до того, что во многих банках валюта просто заканчивалась. Курсы евро и доллара в челябинских банках превышали 115 рублей.

Скачок валюты в цене кардинально отразился, пожалуй, на большинстве сегментов рынка. Многие иностранные поставщики приостановили отгрузку товаров, российские компании – оплату ранее отгруженной продукции. А, к примеру, туристы отказались от ранее запланированного отдыха, туроператоры стали сворачивать свои программы. Настроения южноуральцев один из пользователей Chel.ru описал в четверостишии:

Зашел в обменник я недавно
Валюты в отпуск прикупить.
Смотрю на курс – и понимаю,
Не так уж сильно я устал.

Ажиотаж в магазинах

После мощного падения рубля в середине декабря, когда доллар в обменниках продавали по 80–100 рублей, а курс евро подпрыгнул до 90–130 рублей, жители Челябинской области ринулись скупать квартиры, автомобили, бытовую технику и электронику. Их не останавливали даже стремительно меняющиеся ценники: были случаи, когда стоимость товара (стиральной машины или холодильника) возрастала на 5–15 тысяч рублей только за время прохода покупателя от витрины к кассе. Представители магазинов электроники в частных беседах признавались: можно было ставить любую цену, буквально с потолка – товар все равно уходил влет. Ритейлеры и автодилеры за несколько дней выполнили годовые планы, некоторые автосалоны приостановили продажи машин.

Из-за девальвации рубля и сложной экономической ситуации крупнейшие продавцы одежды, обуви и аксессуаров также приостановили поставки товаров в российские магазины. В погоне за дешевеющими на глазах рублями крупных поставщиков продовольствия договорились с ритейлерами о сокращении срока повышения закупочных цен с 45 до семи дней.

Бурный шопинг подстегнули гости из Казахстана, где курс тенге к доллару был стабильным, и при обмене своей валюты на рубли соседи по Таможенному Союзу получали на руки на 20–30% больше. Зафиксированы любопытные случаи оптовых покупок – по 10 «лендроверов», по два–три золотых кольца с бриллиантами стоимостью по миллиону–полтора каждый.

Фото: Фото из архива 74.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления