Бизнес Ритейлеры «морозят» цены

Ритейлеры «морозят» цены

Ряд крупнейших российских торговых сетей подписали соглашение о замораживании розничных цен на социально значимые продукты. Челябинские ритейлеры указывают, что торговая наценка на основные группы товаров не меняется уже давно, и остановка цен зависит прежде всего от политики производителей. Как отреагирует челябинская розница на федеральные инициативы и когда цены снова начнут таять, читайте в материале Chel.ru.

Крупные розничные сети, входящие в Ассоциацию компаний розничной торговли («Магнит», X5 Retail Group, «Ашан», «Дикси», Metro Cash & Carry, «Лента» и другие), направили в Федеральную антимонопольную службу проект соглашения, фиксирующего розничные цены на социально значимые продукты, сообщают «Ведомости».

Похоже, федеральные сети решили перехватить инициативу – в последние пару месяцев о сдерживании розничных цен много говорили как региональные власти, так и надзорные органы. А с другой стороны ритейлеров атакуют поставщики, требующие не просто повышать цены, а делать это максимально оперативно.

Пока ФАС лишь анализирует предложение торговых сетей, но сомнений, что документ будет одобрен, у ритейлеров нет. ФАС положительно относится к инициативе АКОРТ, подтвердил замруководителя службы Андрей Кашеваров, ассоциация получит ответ в ближайшие дни.

Виза антимонопольщиков на документе необходима, чтобы избежать обвинений в картельном сговоре торговых сетей. Однако в данном случае ритейлерам особо опасаться не стоит – закон допускает некоторые согласованные действия. Например, в случае получения покупателями преимуществ, соразмерных выгодам, полученным хозяйствующими субъектами от таких действий. «По сути УФАС реагирует на нас, когда цены, по их мнению, повышаются. А по снижению цены сговор есть, но он разрешенный», – говорит коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов.

В списке обозначены лишь общие обязательства, жесткого перечисления продуктов, цены на которые предполагается зафиксировать, в документе нет. «Сетям предложено отталкиваться от списка социально значимых товаров и самостоятельно формировать корзину», – сказал «Ведомостям» представитель одной из розничных компаний.

К социально значимым относятся два десятка продуктов: говядина, свинина, баранина, куры, неразделанная замороженная рыба, молоко и некоторые молочные продукты, сахар и соль, подсолнечное масло, некоторые крупы, картофель, капуста, морковь, яблоки и т. д.

Местное управление УФАС сомневается, что федеральная служба даст добро торговым сетям. Главный вопрос – за счет чего ритейлеры будут компенсировать свои убытки. Заместитель руководителя Челябинского УФАС России Елена Рысева прокомментировала ситуацию телеканалу 74.ru.

Не дожидаясь ответа антимонопольщиков, о замораживании цен уже объявили несколько крупнейших розничных сетей: Metro Cash & Carry, «Дикси», Globus, «О’кей» и другие. Например, «Дикси» зафиксировала на месяц розничные цены на «базовый продуктовый набор»: гречку, рис, пшено, макароны, подсолнечное и сливочное масло, муку, замороженную рыбу и пельмени. Еще на 13 наиболее востребованных товаров – сахар, соль, некоторые виды круп, муки, масла и куриные яйца – ритейлер пообещал держать наценку в пределах 15%. Другая крупная торговая сеть – Metro Cash & Carry – заморозила цены на молоко, хлеб, некоторые крупы и макаронные изделия еще 13 февраля во всех 46 регионах своего присутствия в России на два месяца. «Мы убеждены в том, что данная мера станет дополнительной помощью для наших клиентов. Мы также рассчитываем здесь на понимание и поддержку со стороны наших поставщиков», говорится в пресс-релизе компании.

В ближайшее время о заморозке цен на ряд товаров объявит и X5 Retail Group (бренды «Карусель», «Пятерочка», «Перекресток»). «Мы с АКОРТ работаем над комплексом мер по поддержке потребителей и сдерживанию роста цен на социально значимые товары, который был вызван различными социально-экономическими факторами. Сейчас мы согласовываем наши предложения с различными ведомствами, в том числе и в ФАС, и объявим об этих решениях дополнительно», – ответил на запрос Chel.ru начальник управления по связям с общественностью X5 Retail Group Владимир Русанов.

Челябинские ритейлеры полагают, что соглашение о заморозке особо не повлияет на ценовую политику торговых сетей – на социально значимые товары наценка и так у всех близка к минимальной. «На социально значимые товары цена всегда невысока. Ни один магазин не будет делать на них высоких наценок. Потому что это товары, которые обеспечивают оборот. Наценить побольше можно на дорогие, имиджевые товары, которые покупают относительно редко», – поясняет управляющая супермаркетом «Золотая подкова» Галина Быкова.

Декларация о заморозке цен даст торговым сетям веский аргумент в общении с поставщиками. Апеллируя к социальной ответственности поставщиков, ритейлерам скорее всего удастся отсрочить повышение отпускных оптовых цен с их стороны. Но такая заморозка в любом случае не будет долгой. «Если крупные федералы-дискаунтеры замораживают цену, а не наценку на какую-либо позицию, то нужно заморозить арендную ставку, цены на электричество – вообще на все. А это невозможно сделать надолго», – говорит Андрей Грибанов. «Если поставщик поднимает цену, в итоге цена на полке растет. Невозможно компенсировать рост цен поставщика за счет собственной наценки. Мы пытаемся договариваться с поставщиками об отсрочке повышения цен, но это тоже не бесконечный процесс – у них растет стоимость сырья, растут зарплаты. Повышение цен в нынешней ситуации неизбежно», – подтверждает Галина Быкова.

Процент наценки на основные товарные позиции крупные торговые сети не меняют давно. По сути розничная цена зависит только от отпускной цены поставщика. «У нас никогда не было политики завышения цен. Мы как работали, так и работаем. Если у нас определено, что на хлеб и молоко наценка в 10–12%, то мы ее и не повышали», – говорит Быкова. И если ритейлеры смогут убедить своих поставщиков не поднимать цены, широкая публика не заметит, на каком этапе товарно-денежной цепочки на самом деле сократится прибыль, и остановка цен будет подана как социально ответственная позиция крупных торговых компаний, отмечает Андрей Грибанов.

Предположения федеральных аналитиков, что с помощью соглашения о заморозке цен торговые сети пытаются прекратить участившиеся в последнее время проверки обоснованности повышения цен со стороны прокуратуры и ФАС, челябинские ритейлеры считают несостоятельными. «Подобные соглашения, какими бы громкими они ни были, не могут остановить прокуратуру от проведения проверок», – констатирует Галина Быкова.

Публичная позиция торговых сетей в борьбе с ростом цен преследует прежде всего PR-цели, считают челябинские эксперты. Демонстративный отказ от повышения цен поможет ритейлерам завоевать любовь рядовых покупателей, напуганных увеличением ценников. «В первую очередь это привлечение новых покупателей и увеличение лояльности уже имеющихся», – указывает Быкова.

Если федеральные сети действительно заморозят розничные цены, менее крупные челябинские ритейлеры тоже вынуждены будут зафиксировать ценник. «Если будут заморожены те компании, которые по объему больше других влияют на рынок, мы будем действовать в рынке, однозначно. Основной критерий формирования цены – это конкуренция», – объясняет Андрей Грибанов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления