Бизнес Денис Константинов, генеральный директор фабрики мебели и зеркал «Мебельбыт»: «В мебельном бизнесе серьезная конкурентная борьба. Останутся только сильные...»

Денис Константинов, генеральный директор фабрики мебели и зеркал «Мебельбыт»: «В мебельном бизнесе серьезная конкурентная борьба. Останутся только сильные...»

Мы выполняли заказ для выборов президента РоссииСегодняшнее количество мебельных магазинов в Челябинске – это не предел, вся конкуренция - впередиЗападная мебель не всегда самая лучшаяМне чиновники один раз помогли – талон на вывоз мусора подарили

На этот раз 74.RU решил поговорить о мебельном бизнесе. Почему? Потому что мебель – это то, что нас окружает. Дома и на работе. Именно про мебель можно сказать: мы не замечаем, если она есть, но переживаем, когда чувствуем ее недостаток.
Судя по тому, сколько мебельных магазинов и отделов было открыто в Челябинске за последние два-три года, сегодня этот бизнес популярен и приносит регулярный доход. Если в советские времена типовой стенной шкаф, за которым нужно было отстоять огромную очередь не один год, был пределом мечтаний рядового гражданина, то теперь у людей появился свободный выбор. Или скромный шифоньер от отечественного производителя, или шикарный спальный гарнитур от итальянских фирм.

О том, как работается челябинским мебельщикам, 74.RU поговорил с руководителем фабрики мебели и зеркал Денисом Константиновым.

- Денис Александрович, «Мебельбыт» - это ведь давно известная челябинцам мебельная фабрика?

- Да. Ей уже больше 25 лет. Раньше она называлась «Челябоблмебельбыт». Это было предприятие бытового обслуживания по производству мебели, состоящее из нескольких областных подразделений: в Челябинске, Златоусте, Магнитогорске. Фабрика была очень сильная, богатая. Но после перестройки не смогла выйти из ситуации взаимных неплатежей и тому подобного. Прекратилась оплата за электроэнергию, не платились налоги, и задолженность по ним подходила к критической. С конца 1994 по 98-й год предприятие медленно угасало. А у меня к тому времени был опыт управления, и я решил взяться за оздоровление этой фабрики.

- Где успели набраться опыта?

- Я рано начал работать. По образованию – юрист. Еще учась на первом курсе университета, стал заместителем по правовым вопросам директора ремонтно-строительного предприятия «Арс». Так же замом директора по правовым вопросам работал и на Втором хладокомбинате. А потом уже была мебельная фабрика.

- Там была проведена процедура банкротства?

- Нет, банкротство не было допущено. Меня наняли учредители. Целью было - не допустить перемены собственника. До того как стал заметен какой-то ощутимый подъем, года три шел процесс становления.
Думаю, у нашей фабрики есть перспектива. За последнее время выросла численность рабочих. Оплата у них, я думаю, хорошая. Рассчитались по всем долгам. Меняем оборудование, а то оно у нас 80-х годов прошлого века. Стремимся автоматизировать процесс и избавиться от ручной доводки отдельных деталей.
Конечно, кое-чем пришлось пожертвовать. Целостности фабрики не сохранили. Но совместными усилиями с коллективом вывели фабрику из-под угрозы разорения.
Сейчас мы одни из самых крупных производителей зеркал в Челябинской области. Что касается нашей корпусной мебели, изысками она не отличается, но спрос на нее все равно большой. Работаем по индивидуальным заказам. Не один год у нас трудятся профессионалы, имеющие шестой рабочий разряд.

- Вы сказали, целостность была нарушена. То есть те подразделения в Златоусте и Магнитогорске отпали?

- Это случилось еще в период перестройки. Разделили фабрику учредители. Образовалось несколько самостоятельных предприятий. Недостроенные здания и пустующие цеха были реализованы. Фабрика отказалась от всего, что было тяжело держать на балансе.

- А что с ассортиментом? Насколько разнообразно можете работать?

- Ассортимент широкий. Это любая мебель для населения. Но не только. Например, к выборам президента России облизбирком сделал нам большой заказ на производство нескольких сотен ящиков и кабинок для тайного голосования. Для библиотек выполняли заказы. Индивидуально любую мебель можем изготовить.

- Облизбирком торговался?

- Заказ был большой, поэтому цена была не очень высокая. Скажем так, оптимальная. Вообще-то там был тендер, который мы выиграли. А цену мы несколько раз согласовывали. Сегодня не бывает так, чтобы кто-то что-то приобрел не торгуясь.

- Избирательная комиссия осталась довольна?

- Да. К нам потом и другие избирательные комиссии обратились. Районные.

- Скоро выборы. Будет новый заказ?

- Наверное, нет. Те ящики, что мы сделали, лет двадцать-сорок прослужат.

- За последние два-три года в Челябинске появилось очень много мебельных магазинов и отделов. Взять к примеру «Калибр». Раньше такого не было. Это потому что у людей повысилась платежеспособность?

- Думаю, платежеспособность у населения была всегда. Просто мебельное производство долгое время было свободной нишей. До того доходило, что прежде чем получить какой-нибудь шкаф, человеку приходилось годами стоять в очереди. Отсюда и началось.
Я считаю, что даже те магазины, которые сегодня есть - это не предел. Город – большой, миллионный. Поэтому рост будет, и интенсивный. Возможно, начнется очень сильная конкурентная борьба и останутся только сильные компании. Люди начинают разбираться в том, что им предлагают. Если раньше хватали все подряд, то сейчас больше смотрят на качество и дизайн.

- Но и сейчас очень много игроков на этом рынке. Не боитесь затеряться?

- Да, игроков очень много. В том же «Калибре» отделы практически не повторяются. Там заполнен полностью первый этаж, часть второго и даже третий. А значит, уже о сотнях различных компаний идет речь. Другое дело, что много однотипных игроков, которые торгуют практически одинаковой мебелью и не предлагают ничего, кроме того, что у них есть.
Для себя я вижу перспективу. Мы не работаем на массового потребителя - у нас это в планах. Мы работаем в большей степени на индивидуальный заказ. Заказать в городе мебель определенных пропорций, размеров, вида и цвета можно. Но ведь нужно, чтобы предприятие еще и несло ответственность за качество узлов, деталей соединений, давало гарантии. А таких не много.

- Сотни различных компаний. Имеется в виду - отовсюду?

- Да, сейчас в этой сфере очень хороший экономический подъем. Мы предпочитаем закупать материалы и комплектующие для производства мебели в Московской области. Тамошняя продукция хоть и дороже, но по качеству ничуть не уступает импортной. Например, «Шатура». У других качество страдает. Поролон местных производителей в последнее время качеством не отличался. Москва, в отличие от нас, смогла в свое время перестроиться.

- К нам москвичи приходят, а мы к ним?

- У меня другой бизнес, он ориентирован на область. Пока у нас нет планов что-то менять. Сначала нужно седлать работу безупречной. Для примера можно привести челябинскую фирму «Линда». Ее продукция поставляется даже за границу. Но и для своего города надо делать мебель. Покупатели ведь разные. Одному нравится местная, второму – из других уголков России, третьему - заграничная. Кстати, причем не всегда очень хорошего качества. Мне для ремонта, перед тем как продавать, привозили польскую мебель. Потому что при транспортировке часть ее приходила в негодность.

- Западная - не значит лучшая?

- Западная не всегда означает лучшая. Если из-за границы идет дешевая мебель, значит, ее качество хромает. Это экономия на материале и тому подобное. Скорее всего, такая мебель просто не находит покупателя за границей, поэтому и привозится сюда.

- Как же не растеряться? Покупать дорогую импортную мебель?

- Скорее всего, да. Но надо подходить к покупке более предметно. Открыть каркас, посмотреть, из чего он сделан. Например, боковины у кресел сейчас в целях экономии, порой, чуть ли не из картона делают. Ни одна солидная организация или предприятие себе такого не позволит. Это идет от кустарей-одиночек. Надо быть внимательнее. Открыть, покрутить - все станет видно.

- Но в магазине не дадут разбирать мебель…

- Нет, не надо разбирать. Зачем? Можно хотя обратить внимание на заднюю стенку у шкафа. По технологии она должна быть закреплены на шурупах. Если она прибита на гвозди - это говорит о более низком качестве. Все полки в шкафах из ламината должны быть полностью обклеены кромкой. Это нужно, чтобы не было выделения вредных веществ. У каждого вида мебели свои нюансы и их надо знать. Я вот по специальности юрист, но кое в чем уже разбираюсь.

- Что думаете насчет иностранной экспансии? Нужны ли правительственные меры, как часто говорится, в поддержку отечественного производителя? Пошлины, квоты…

- Я не сторонник этого. России нужен прогресс. Я прекрасно понимаю, что мебель сюда ввозить не очень-то рентабельно. Но у нас есть дешевая рабочая сила. Выгодней будет организовывать совместное предприятие: производить мебель и здесь же ее реализовывать. Пример этому -IKEA, которая в Москве организовала свое производство и реализацию. Я за то, чтобы были инвестиции. Как бы мы не гордились своими объемами металлургии, живем-то очень скромно и бедно. Москва, конечно, превзошла развивающиеся страны, но о регионах, в том числе о Челябинской области этого не скажешь.

- А вы бы не отказались от иностранных инвестиций?

- Поучаствовать в совместном проекте я бы не отказался. Но есть что-то, чего бы я не хотел.

- Помогают ли мебельщикам местные чиновники?

- Один раз было. В 1999 году в честь субботника фабрика получила талон для вывоза целой машины мусора на городской свалку. Тогда один вывоз стоил 50 рублей. Мы через два года как-то решили опять попросить такой талон, а нам сказали: «Что вы? Это такой дефицит!»
Если честно, на себе я не разу не ощущал помощи каких-то фондов и так далее. Вообще к этому очень скептически отношусь. Считаю, самая главная помощь - лишь бы не мешали.

- А законы мешают?

- Хотелось бы больше стабильности в законах. Ну, принят налоговый кодекс - очень хорошо. Не надо в угоду одному-другому менять этот порядок каждый год. За последние три года порядок налогообложения менялся неоднократно.
Сейчас надо привести бухгалтерский учет к мировым стандартам, а у нас это с одного раза сделать не получается. Казалось бы, сделали хорошее дело: приняли упрощенную систему налогообложения. Но в законе написано одно, а на деле получается совсем другое. Тот же учет бумаги, те же самые справки. Такое чувство, что наши чиновники намеренно пытаются любое дело испортить.

- Поделитесь опытом, как выживают отечественные мебельщики…

- Законы экономики никто не отменял. Я считаю, что у любого предприятия должно быть несколько источников дохода. Есть сезоны спада: летом, после праздников. Люди тратят деньги абсолютно не на приобретение мебели. Так что доходы от продажи в эти периоды становятся значительно меньше. Мы выживаем за счет того, что, к примеру, выполняем подряды на выполнение столярных работ. В свое время была бригада резчиков. Делали заготовки: ажурные подлокотники и так далее. У других свои концепции, свои бизнес-планы. Выживают как могут. Часто вижу объявления в газете: продаю мини-цеха по производству мебели и так далее. У мебельщиков жизнь не из легких.

- Как же ее облегчить?

- У всех какие-то свои меры. Другое дело, насколько они эффективны и оправданны. Не всегда громкие скидки поднимают у людей настроение и вызывают желание что-то купить. Тут же подозреваешь подвох. Купив мебель со скидкой, рискуешь в итоге узнать, что в другом месте она стоит именно столько, а не больше.

- Вы скидок не делаете?

- Мы делаем скидки. По карточкам для постоянных клиентов. В первую очередь, что должно привлекать клиентов – это качество и цена. Мы предлагаем покупателю, экономя его деньги, сделать мебель на несколько сантиметров поуже, поменьше. Можем убрать лишние шкафы, дорогостоящие выдвижные ящики, которые делаются из фанеры, убрать лишнюю полочку. И тем самым сократить стоимость мебели.

- Логично предположить, что на цену влияет в том числе и подорожание сырья. Дерево дорожает?

- Все дорожает, и дерево не исключение. Здесь много и субъективных, и объективных причин. Весной становятся непроезжими места вырубки. Закрываются дороги, дорожают услуги транспортников, электроэнергия.

- А вам где деревья валят?

- Мы не очень крупные потребители леса. Штучные изделия, конечно, делаем. Но как бы не старались, переплюнуть итальянский дизайн все равно не в состоянии. Мы специализируемся все-таки на ламинате. Из натурального же дерева выполняем только декоративные элементы. Закупаем сухой лес, сухую доску из области. Как правило, для этого берется сосна. Но может быть и береза, и дуб.

- Людей учат определять хороший мех, хорошую кожу. А как определить: из хорошего ли дерева, даже если оно искусственное, сделана мебель?

- Внешних признаков может и не быть. Тем более, если все находится под лаком. Дилетанту отличить шпон от массива непросто. Определять в этом случае должен специалист – человек, который с этим сталкивался.

- Глаз-алмаз?..

- Да. Потребитель в первую очередь смотрит на внешний вид. Как люди покупают автомобили? Приглашают специалиста. Как правило, знающего человека из своего окружения. То же самое и здесь. Не нужно кидаться на дешевизну. Если, к примеру, диван непомерно дешев, отсюда следует, что качество низкое. Скорее всего, высокая стираемость ткани, низкого качества поролон. Возможно, такой диван будет жестковат или быстро просядет. С другой стороны, можно купить достаточно дорогую вещь, но непрактичную. Тем самым выбросив деньги на ветер и пожалев о покупке через какое-то время. Ну, и нужно смотреть на функциональность. То, что предусмотрено для бани, нежелательно ставить в зал.

- Для примера, можете обрисовать разброс цен на рынке? Самая дорогая и самая дешевая табуретка? Самый дорогой и самый дешевый диван?

- Табуретки - от ста пятидесяти рублей до тысячи. Самый дешевый диван может стоить три с половиной-четыре тысячи рублей. Это самые скромные варианты исполнения. Дорогим можно считать диван за 30 тысяч. Но это не предел. Кожаный диван может стоить и 6000 долларов. Я, правда, не знаю - расходится ли такая мебель или нет - но она выставлена и предлагается в продажу.

- Можете сказать что-нибудь о современных веяниях? К чему стремятся мебельщики в последнее время?

- Веяния, конечно, есть. В последнее время идет тенденция к облегчению. Имеется в виду не вес мебели, а тенденция к свободе в пространстве, к примитивизму. То есть освобождение от массивной мебели. Огромная, с большими подлокотниками сегодня уже не пользуется спросом. Скорее всего, в ближайшем будущем будет преобладать техно-стиль, экологически чистые материалы.
Мы ориентируемся на средний класс и не стремимся что-то усложнять. Тем же, кто хочет красивую шикарную мебель, я бы рекомендовал итальянцев. Если покупать по душе, то мне именно такая и нравится.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления