Бизнес Олег Иванов, хозяин ресторана «Титаник» и сети ювелирных салонов «Адамас»: «Если бы мы начинали с денег партии, то стартанули бы более резко!»

Олег Иванов, хозяин ресторана «Титаник» и сети ювелирных салонов «Адамас»: «Если бы мы начинали с денег партии, то стартанули бы более резко!»

Работать я начинал с грузчика-экспедитораРесторатор – это моя вторая профессияМы открываем магазин нового формата, каких в Челябинске нетРаньше «Титаник» был моим хобби, теперь стал тяжелым и серьезным бизнесом

- Олег Геннадьевич, у вас фотография школы Кембридж. Вы там учились?

- Нет, у меня дочь заканчивала университет в Лондоне. Сейчас практикуется там же.

- А вы где учились? Расскажите о себе.

- Родился в Челябинске, в 1982 году окончил институт советской торговли (сейчас это коммерческий институт на улице Орджоникидзе) по специальности товароведение промышленных товаров. Параллельно с учебой работал, начинал с продавца, экспедитора-грузчика. Начинал с торгового областного центра, потом ОРСы, знаете, раньше системы такие были: торги, ОРСы.

Очень долго работал на низших ступенях, считаю, что это было хорошей школой. Потом стал разочаровываться, потому что не продвигают: институт окончил, а продолжаю грузчиком работать, обидно. У меня не было родственников или друзей, которые меня могли бы продвинуть. Очень было проблематично человеку из рабочей семьи чего-то добиваться. Наконец-то мне доверили работу товароведа по таре, и я считал это большим шагом вперед. Через какое-то время предложили более серьезную работу. Бердяушевский филиал ОРСа, коллектив 350 человек, 40 маленьких магазинов, 5 столовых, 2 хлебопекарни, базовое хозяйство, транспорт. Саткинский район. Мне 24 года, и вот такой объем работы.

- Когда вернулись в Челябинск?

- Три года отработал, вернулся, мне предлагали возглавить ОРС Златоуста, потому что работа в Сатке удалась у меня. Но в силу определенных обстоятельств вернулся в Челябинск. Был директором магазина, потом директором объединения магазинов все в том же ОРСе, потом был заместителем начальника ОРСа, это уже 100 магазинов. Как раз проходила перестройка, конец 80-х начало 90-х годов. Я тогда понял, что перспективы у госструктуры никакой нет. Да и главное, работать было уже неинтересно, и я понял, что нужно заниматься собственным бизнесом.

- С чего он начался?

- С производственно-торгового кооператива. Занимались и оптовой деятельностью, как все тогда, по бартеру работали. Потом был Агросервис, мы пытались открыть небольшую ферму и выращивать бычков. Пытались разводить рыбу на арендованном озере где-то на территории летного училища, там есть полигоны для бомбежки, мы там арендовали озеро, запускали мальков, потом в путину вылавливали и реализовывали в городе эту рыбу. Позже мы построили цех по разливу минеральной воды. Может, помните, одно время в городе появилась Шадринская минеральная вода? Это потом стало изобилие, а тогда дефицит был, и мы были первыми, кто начал разливать эту воду. В первые годы я построили два цеха, один в Орске.

- Стартовый капитал откуда взялся?

- А вот он и зарабатывался той деятельностью, о которой я и говорю. К сожалению, не могу похвастаться, как некоторые, которые начинали с денег партии, бюджетных средств или доходов от приватизации. К сожалению - потому что мы иначе бы более резко стартанули. У нас резких скачков не было, но не было и резких торможений. А стартовый капитал вкладывался небольшими суммами в развитие. Тем самым мы смогли, создавая предприятия более рентабельные, закрывая нерентабельные, добиться каких-то определенных результатов.

- Сейчас вы ресторатор?

- Это моя вторая профессия.

- А как это связано с торговлей ювелирными изделиями?

- Сейчас объясню. В свое время мы с моим компаньоном открыли в Челябинске первый частный ювелирный магазин. Он назывался «Модерн», это не тот который сейчас напротив парка имени Пушкина. А знаете рядом с «Титаником» кафе, пивной бар, там раньше были общественные туалеты, и их-то мы перестроили в ювелирный магазин.

- Доходный бизнес был?

- В те времена - да. Это был 1993 или 1994 год, тот период, когда дефицит был на всё. А ювелирные украшения вообще считались предметами роскоши, и их в принципе не было. Мы организовали предприятие, но, к сожалению, как часто бывает между партнерами, мы разошлись. И я остался с 5 тысячами долларов и двумя-тремя объектами, находящимися в аренде. Ювелирный магазин мне не достался, поэтому все началось по новой. Начали строить маленький продуктовый магазинчик, я собрал команду, в октябре этого года компании «Торговый путь» 10 лет будет. После того как оправился немножко, через года два мы вновь открыли ювелирный магазин «Жемчуг».

А на днях мы открываем магазин нового формата, каких в Челябинске нет. Во-первых, он самый крупный из тех, что есть в городе. Там три больших разделенных зала: золотой, бриллиантовый, серебряный. Ассортимент огромнейший, но это надо смотреть.

- А магазин возле «Титаника» тоже ваш?

- Да. У нас сеть предприятий. После «Жемчуга» мы постепенно открывали-открывали, число точек доходило до 11.

- Сеть – это об «Адамасе»?

- Нет. «Адамас» – это один из крупнейших ювелирных заводов на сегодняшний день, а мы их дилеры. Завод специализируется на производстве цепей. Ввиду того, что нас связывают дилерские отношения, мы имеем право использовать торговую марку.

- Ресторанный бизнес. Как начался «Титаник»?

- «Титаник» начался с небольшого кафе. Взяли в аренду заброшенный подвал-бомбоубежище, которое много лет не эксплуатировалось. Это потом, когда мы его сделали, все сказали: «Ах, какое прекрасное место!» Если обратить внимание, у нас большинство предприятий – это заброшенные подвалы. У меня не было возможности брать готовые помещения. Сначала мы хотели сделать небольшое кафе для себя, принимать гостей. Но по мере того, как мы стали его делать, подумали, почему бы не сделать ресторан. Открылись в 2000 году. К названию придумали приставку «Титаник» 2000, чтобы не связывали с тем «Титаником», который затонул. Первое время я говорил: «Титаник» – это мое хобби. Потом же стало ясно, что это тяжелый и серьезный бизнес.

- Прибыльный?

- Определенный доход он приносит, конечно. Но при условии соответствующих вложений, труда, профессионализма, причем коллективного. Ресторан - это коллективный труд. Во-вторых, это конгломерат торговли и производства. Изготовление блюда - это производство самое настоящее. Это и серьезные технологии. У нас в Челябинске рестораны открываются и пустые стоят. А «Титаник» 4-ый год «плывет» и не пустует. А в Москве считается, что средняя продолжительность жизни ресторана 3 года. Вы знаете, что в Москве ежедневно открывается до 7 заведений общественного питания, начиная от баров. Почти столько же закрывается. В Москве 5 тысяч предприятий общественного питания: бары, кафе, рестораны, казино, клубы. Но это мало. Если сравнивать с тем же Парижем, который гораздо меньше Москвы, но имеет 20 тысяч харчевен.

- Как вы решили проблему вытянутого помещения?

- Да, там совершенно неудобное помещение для ресторана. И знатоки так называемые говорили: «Что вы делаете, да так не делают!» Музыканты говорили, что выступать не удобно.

- Как к вам пришла идея оформить ресторан именно в таком стиле?

- Идея названия принадлежит моей жене. Я-то хотел сначала мексиканский ресторан сделать. Мне не понравились проекты, которые сделали дизайнеры. В результате планировку я делал сам, а дизайнер уже воплощала в жизнь мои идеи.

- Сейчас какую часть Вашего бизнеса занимает именно «Титаник»?

- Титаник – это первое предприятие общественного питания нашей компании, но оно не единственное. Сейчас мы можем говорить о трех.

- «Кукарача» и «Оливье»?

- Да, просто они работают в другом направлении. Но мы не выходим за рамки ресторанного бизнеса. Тот же «Оливье» - ресторанная еда на вынос, ну за исключением мелкорозничных точек, так называемых трейлеров. Их два и отдел в Синегорье. Но это сопутствующий бизнес. Мы не планируем расширения, потому что это уже будет ближе к системе фаст-фуда.

Основная цель - это работа самой сервис-кухни «Оливье», эта услуга оказалась очень востребованной. Это предприятие нового типа, раньше такого не было. Если помните кулинарии были – это что-то очень отдаленно напоминает. Это еще и своего рода шоу за стеклом: торговой зал, за стеклом – цех, и вы, покупая продукцию, видите, как пекут эти булочки, пироги. Людям надоела колбаса, я считаю, им нужно разнообразие. Наша сервис-кухня неспроста завоевала интерес не только по Челябинску. Приезжала делегация из регионов: начальник управления торговли Уральского и Сибирского регионов. Смотрели «Кукарачу», новый тип ресторана - летнего кафе.

- В «Кукараче» вы воплотили свою мечту о мексиканском ресторане?

- Да, да, да! Так вот, делегацию возглавлял министр торговли Свердловской области, им очень понравилась эта идея…

- Бизнес в общепите, как мне кажется, достаточно рискованный. Много людей, кому-то может не понравиться, он раскритикует…

- Процент недовольных всегда был и будет. Но он минимальный, может быть один-два процента из ста. Недовольство может быть в отношении ценовой политики. Наше предприятие специализируется в своей ценовой нише, для своей аудитории.

- Неприятных историй не возникало?

- Нет. В период становления ресторана были мелкие претензии на длительность приготовления блюд, например, но это где-то два месяца. Тем не менее, 90 процентов недовольных компенсировали это потом, когда им принесли блюдо: «Да ладно, пусть я 40 минут ждал, но это то, что мне надо». Когда мы открыли «Титаник», не было ресторанов такого уровня, кроме «Виктории», это сейчас они открываются с определенной частотой.

- Это ведь не самый дорогой ресторан…

- Нет, это категория демократичного ресторана.

- А почему вы выбрали эту нишу?

- Потому что на средний класс, выше среднего и рассчитан в принципе весь наш бизнес. Это услуги не для олигархов, чиновников и бизнесменов, которые посещают самые дорогие рестораны и магазины. У нас ценовая политика устроена таким образом, что в ресторан может прийти и студент, и бизнесмен. С учетом планировки помещения, где отдельные каюты. Я считаю, мы создали нормальные условия для соседства: каюты первого класса, демократичные столики, и для VIP-персон, и банкет можно провести. Публика приличная, криминала, жулья никакого нет - негласная политика заведения. Не хочу сказать, что есть фейс-контроль, но так сложилось, что такого рода публика к нам не ходит, и народ себя комфортно чувствует, отдыхает.

- «Кукарача» появилась ведь только в этом году. Как досталось место?

- Да, в этом году, и, думаю, будет не один год еще работать. Освободилось место, там было какое-то заведение, они съехали ввиду нерентабельности. Земля принадлежит институту Челябгипромез, я встретился с руководителем.

Сейчас в конкурсе среди ресторанов (я знаю, дипломы уже подготовлены) «Кукарача» чуть ли не первая среди летних кафе.

- Насколько летнее кафе прибыльно?

- Все зависит от суммы вложений, месторасположения, от погодных условий.

- Сейчас «Кукарача» прибыльна?

- Сейчас она находится в системе окупаемости затрат. Может такое случиться, что она принесет прибыль только в последний месяц работы, а мы намерены работать до конца сентября, но вообще-то, конечно, все будет зависеть от погоды. А на следующий год затрат меньше будет.

- Как у вас складываются отношения с местной властью?

- Ровные отношения. В основном, работаем с районными администрациями, с городом, как возникает необходимость, сотрудничаем в рабочей обстановке.

- Чиновники барьеров не чинят?

- Ну как и везде. Мы же не являемся исключением. Те проблемы, которые есть у всех бизнесменов, они время от времени возникают. Все это приходится преодолевать, но это рабочий порядок, никаких тепличных условий нет для нас.

- Вы достаточно давно в бизнесе. Сравните отношения с криминалитетом сейчас и тогда. Поменялись отношения?

- Конечно. Сейчас совершенно все по-другому. Сейчас нет того произвола, какой был в период перестройки.

- Например, что было? Приходили, денег просили?

- Ну и приходили, и провожали, по-разному было. Но во всяком случае с криминалом никогда мы не работали. Положение наше утвердилось в обществе, такого нет, чтобы наезды или еще что-то. Было такое время, но его нужно было пережить.

- На ваш взгляд как бизнесмена, что в нашем городе мешает развитию бизнеса? Что бы вы хотели, чего вам недостает?

- В тех объемах, в которых мы работаем, у меня нет стремления создавать какой-то гигантский холдинг, монополию. Я придерживаюсь несколько другого мнения. Пусть будет мало предприятий в компании, пусть они будут не сильно большие, но чтобы они были интересными, уникальными, рентабельными. Масштабы меня не влекут, примеров много называть не буду, когда вроде бы большое предприятие, торговый дом, а по сути непонятно что.

- Вы для себя препятствий не видите?

- Больших нет. Текущие, конечно, есть проблемы.

- Например?

- Ну, например, хочешь построить какое-то предприятие а в городе нет лимитов на электроэнергию, нет свободных мощностей. Это серьезная проблема. Получить место под строительство, найти помещение – тоже огромная проблема, поэтому мы работаем в основном на аренде.

- Перспектива вашего бизнеса?

- Это общественное питание и ювелирный магазин. Есть еще одно направление – это центр красоты…

- По слухам, его возглавляет ваша супруга.

- Совершенно верно.

- То есть у вас семейный бизнес?

- Ну, отчасти. Полностью его таким не назовешь, потому что жена не имеет прямого отношения к моему бизнесу, а я к ее. Я на начальном этапе помогал ей, конечно, финансами, но организацией бизнеса занимается она сама. И то, что студия - лидер в этом бизнесе, это ее заслуга.

- Вы не помогаете?

- Очень мало.

- Просто, насколько я знаю, это нарастает в Челябинске. Павел Рабин - у него сын… Семен Мительман…

- Что касается жены, я считаю, несмотря на то, что она занимается бизнесом, все-таки должна заниматься домашними делами. Дочь же вообще никак не задействована в бизнесе, хочет стать адвокатом.

- Вы сказали, много ресторанов в Челябинске. Как думаете, каковы перспективы ресторанного бизнеса в Челябинске? Что он из себя представляет на сегодняшний день?

- Я бы сказал позитивно, потому что многие открывающиеся заведения вселяют надежду. Многие, конечно, открываются без имени, без темы, либо идут в повторе, поэтому их перспектива сомнительна для меня. Могу назвать предприятия, на мой взгляд, успешные. «Bad Gastein», они работают в своей ценовой нише, у них прекрасная кухня, хороший менеджмент, молодцы. Хорошая кухня в «Виктории». Но ресторан при отеле, и специфика у него соответствующая. Хорошо готовят в ресторанах корпорации Колесникова – это «Ирландский паб», «Помидор». Последний раз я заходил в предприятия Еремина – «Уральские пельмени». Тоже хорошая кухня, еще мне нравится, как они джаз-бар сделали. Хороший ресторан «Остап Бендеръ». Много хорошего сейчас… Если раньше, как правило, все было «ни о чем» с так называемым евроремонтом.

- Кухня – это главное?

- Нет, почему? Кухня, интерьер, обслуживание, менеджмент.

- А кто неудачник, по-вашему? Кто в ближайшее время закроется?

- Если я кого-то не назвал, то это не значит, что они все неудачники. Я назвал тех, кто, на мой взгляд, хорошо работает.

- Вы бизнесмен челябинского масштаба? С московскими и иностранными партнерами не пытались работать?

- И с теми, и с другими работаем постоянно. У нас более 50 поставщиков ювелирных украшений по всей стране. С иностранцами мы сотрудничаем по центру красоты, потому как салон участвует в различных семинарах, конкурсах. По несколько человек ежегодно проходит стажировку в Лондоне, Швейцарии. В этом году на открытом чемпионате России в Санкт-Петербурге, который проходил в мае, наш мастер получила гран-при за лучший образ 2004 года, и все члены жюри были единодушны. Никакие интриги закулисные, как это обычно бывает, не помогли.

- Мой друг Антон Лапин говорит, что вы достаточно жестко контролируете репертуар, это действительно так?

- Да, это важно. Потому что музыка должна соответствовать имиджу заведения, это обязательно. Когда в итальянском ресторане играет русская попса или в китайском ресторане звучит итальянская развлекательная музыка… Это каленым железом надо выжигать. Более того, в «Оливье» тем же продавцам хочется послушать Русское радио. Ничего против него не имею, но нужна фоновая, мелодичная музыка, без шансона. Стиль «Титаника» – Англия, отсюда соответствующий стиль музыки. Мы в «Титанике» устраиваем дни национальной кухни. Это пользуется огромной популярностью. Два раза в неделю у нас японская кухня, и один раз в неделю – индийская.

На сегодняшний день индийского ресторана у нас нет. И японского нет. Поэтому у нас можно познакомиться с этой кухней. Причем познакомиться – это не просто придти, открыть меню и увидеть блюда с индийским названием, а целый комплекс с оформлением, со всем полагающимся интерьером. Ведь на период этих национальных дней полностью перевоплощается ресторан, делается отдельное меню, отдельная кухня, форма официантов. Вы не были? Сходите обязательно! Меняется интерьер полностью – это очень трудоемко и сложно в финансовом отношении.

- Каким новинками нас порадует «Титаник»?

- Говорить о новинках – это раскрывать экономические тайны, и тогда пропадает эффект сюрприза. Скоро вы услышите об открытиях новых ресторанов, магазинов, кофеен. Кофейня у нас будет не одна даже.

- А не много в Челябинске ресторанов? Они все открываются и открываются!

- Дело в том, что их открываться может сколько угодно. Очень часто рестораны открывают люди, которые никакого отношения к ресторанному бизнесу не имеют. И открывают они их как «предприятия для себя» и параллельно как средство заработка. Другое дело у нас – сколько времени и труда вкладывается в открытие ресторана. Плюс команда профессионалов. В Челябинске проблема с поварами. Открыть ресторан – это ровно 30 процентов от всего дела, остальные 70 – это сделать его рестораном, то есть создать свою кухню, создать имидж, добиться посещаемости, удержаться на плаву, продвигать культуру. Это самое сложное.

- Зачем это делается?

- Чтобы к ресторану не пропадал интерес. Постоянно что-то новое: обновление меню, новые «фишки»…

- Вы можете вспомнить свою самую большую удачу и неудачу?

- Сложно очень сказать, потому что все идет планомерно и понемногу. Поэтапно движемся в бизнесе, и, еще раз повторюсь, у нас нет такого, что это удачнее, чем другое. Просто подход такой: делать что-то необычное. А про неудачи и говорить не стоит. Они, конечно, есть, потому что жизнь – как тельняшка, черное сменяет белое. Пусть у вас не складывается впечатление, что мы тут работаем в тепличных условиях. Мы работаем самостоятельно, без каких-то там финансовых и чиновничьих поддержек.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления