Бизнес Александр Сафронов, генеральный директор фирмы «Мавт»: «Торговля алкоголем сродни торговле оружием. Очень востребованный товар!»

Александр Сафронов, генеральный директор фирмы «Мавт»: «Торговля алкоголем сродни торговле оружием. Очень востребованный товар!»

Заниматься производством водки на региональном уровне уже нет смыслаЧелябинцы перепробовали практически весь алкоголь мираДумаю, водка еще долго будет в России напитком номер одинУспех продажи водки определяют финансы, вложенные в раскрутку бренда

Директор компании «Мавт» Александр Сафронов на вопрос, почему он 11 лет назад занялся торговлей алкоголем, отвечает просто. Мол, каждый мужчина считает себя знатоком трех вещей: футбола, водки и женщин. Но торговать водкой в начале 90-х годов в России… Был тогда в этой сфере коммерческой деятельности определенный риск. Не все выдержали испытание… Сидит в тюрьме бывший «водочный король» Челябинской области Александр Морозов, и он еще легко отделался 12-летним сроком. А вот «Мавт», начиная с небольшого отдела в Торговом Центре, постепенно вырос в лидера по поставкам на Южный Урал спиртных напитков всевозможных сортов и различной крепости. Как получилось у Александра Сафронова не погубить фирму, даже конфликтуя с властями? Что ждет в будущем местный рынок алкоголя? Отвечает сам Александр Леонидович…

- Александр Леонидович, расскажите как создавалась ваша фирма?

- Мы – я и мой партнер Юрий Зуев работали в начале перестройки в НИИ. И после того как отпустили цены, появился свободный рынок, резко упали заказы на научные исследования со стороны заводов и других заинтересованных структур. Плохо, но с другой стороны появилась возможность заработать в открывшихся кооперативах и научно-технических центрах. Я был тогда заведующим лабораторией расчетов, а товарищ мой - ведущим программистом. Стали работать по заказам НТЦМ (научно-технического центра молодежи), заработали первые деньги и почувствовали вкус к хорошему заработку. Почувствовали, что можно по результатам своего труда получить не только оклад. Потом мы поняли, что должны выбирать: либо оставаться в институте, либо деньги зарабатывать. Мы выбрали деньги… Создали первую фирму, занимались разработкой программного обеспечения, внедрением систем оплаты труда... Торговали компьютерами года полтора-два. Потом компьютерный рынок заполнился, заработок резко упал. А у меня товарищ был коммерческим директором Торгового центра, я к нему пришел в гости и обратил внимание во всем Торговом центре пусто и только у одного отдела столпотворение. Оказалось что там торгуют импортным спиртным. Меня это заинтересовало, решили попробовать, заняли деньги, арендовали отдел в Торговом центре, закупили спиртное. Ликеры тогда были в моде…

- Тот кошмарный «Амаретто»…

- Да-да, как раз первые польские, голландские, якобы немецкие. И ведь спросом пользовались хорошим! Мы думали тогда, ну что такое алкоголь? Каждый мужчина разбирается в футболе, женщинах и алкоголе. Тут главное дешево купить и дорого продать и не перепутать. Поэтому кажущаяся простота процесса нас увлекла, и процесс начал набирать силу.

- Почему такое странное название – «Мавт»?

- Сначала мы назвали нашу фирму «Март». А когда решили открыть расчетный счет в банке, нам говорят: «Есть уже компания с таким именем». А у нас на руках все документы, процедура оформления тогда был очень длительная, нужно было ожидать решения комиссии в горисполкоме, которая собиралась раз в два месяца. Я думаю, что делать? Как изменить слово Март? Выбрал единственный вариант - подрисовал букве «Р» полукруг, чтобы получилось «В». Так и вышло - «Мавт». 11 лет назад это случилось, в 1992 году. Постепенно у нас появилось четыре отдела в Торговом центре. Появились сотрудники. Потом купили первый магазин на улице Российской и начинали системно заниматься уже оптовой торговлей. Рынок стал более цивилизованным к тому времени, появились законы, касающиеся алкогольного оборота, стали вводиться марки, акцизы, ограничения начались различные. Мы взяли второй магазин «Флагман» в Ленинском районе. Потом сделали к нему пристрой и постепенно все это набухало, набухало, набухало...

- И сейчас у вас система оптово-розничной торговли?

- Да, в Челябинской области у нас 11 розничных магазинов.

- Обороты можете назвать?

- Миллионов 70 рублей в месяц по этому году. В среднем.

- А продажи?

- Порядка миллиона бутылок в месяц.

- Что из алкоголя предпочитают пить челябинцы?

- В большей массе, конечно, водку. У нас водка 50 процентов оборота занимает. Причем чем отдаленней район от центра города, тем больше водки там продается. Допустим магазин на окраине Челябинска, там порядка 70 процентов оборота составляет водка. Ближе к центру процент водки уменьшается – до 40 процентов. Челябинцы достатка выше среднего и среднего предпочитают вино. Употребление зависит и от сезона. Летом больше пьют вино, а зимой водку. Зависит и от менталитета. У нас принято есть тяжелую пищу: пельмени, мясо. Не будешь же это все вином запивать. Думаю, водка еще долго будет в России напитком номер один. Виски стали много пить. Крепкий напиток, настаивается в бочках, в своем составе имеет дубильные вещества, поэтому синдром похмельный серьезно снижен. Растет потребления вина. А вот так называемые ликеры почти никто уже не пьет.

- А новые спиртные напитки?

- Текила лет пять назад появилась и достаточно популярна. Писко - чилийский национальный напиток, готовится из коньячных спиртов путем одноразовой перегонки. Легкий светлый напиток с ароматом муската. Легкий, конечно, в плане потребления, а так он 40 градусов. Появились горилки компании «Немиров», тоже пользуются устойчивым спросом.

- А что челябинцы еще не пробовали?

- Кашасу, пожалуй, это бразильская водка, готовится из нерафинированного сиропа тростникового сахара. Она продается, но мало. Еще не получила в нашем городе распространения. Но вообще сегодня на полках челябинских магазинов присутствует все, что есть в мире алкоголя. Я много поездил по миру, такого разнообразия как у нас в России я нигде не видел.

- Почему?

- Потому что у нас все это внове. Жили 70 лет с закрытыми границами, а потом все открыли – да просто любопытно попробовать. Хотя, думаю, народ наш уже много чего попробовал, ездят же люди за границу: деловые контакты, туристические поездки, поэтому нашего потребителя, наверное, уже ничем не удивишь. Многие разбираются в вине достаточно профессионально. Многие челябинцы, я знаю, собирают, например, виски, коллекционируют коньяки.

- Самый дорогой алкогольный напиток, который завозил «Мавт» в Челябинск?

- Коньяк «Ричард» - 90 тысяч рублей бутылка.

- И как?

- Берут. Две-три бутылки за год продается. Для подарков в основном. Для взяток. А что? Алкоголь – лучшая взятка. Человек со средним достатком никогда не купит дорогой алкоголь, ему денег жалко, а если ему преподнесут он с удовольствием попробует.

- В недавнем прошлом у «Мавта» были достаточно серьезные трения с областной властью. Почему?

- В 2000 году президентом России был избран Владимир Путин. Он опубликовал первое послание Федеральному собранию, где сказал, что нужно отменить все препятствия, которые мешают свободному перемещению между регионами. А в то время существовала система таких региональных марок, законодательное оформление оборота этих марок было достаточно слабое. И мы под влиянием эйфории, по наивности своей, решили через суд оспорить постановление губернатора. Только потом к нам пришло понимание, что это не наша администрация плохая, а просто жизнь заставляла областных чиновников ставить препоны на тот мутный поток спиртного, который тогда захлестнул всю страну. Было много подделок в то время, и в принципе, это было единственной возможностью регулировать поступление фальсифицированной продукции. С другой стороны, система была достаточно неуклюжей, консервативной. Сегодня опять введены региональные марки, но это уже сделано более умно, четко прописано законодательство, и споров на эту тему нет. И мы повзрослели, поняли, что торговец алкоголем должен быть абсолютно лоялен к властям.

- Почему?

- Потому что это как торговля оружием. Товар востребованный, и всегда найдутся желающие встать на наше место. Если хотят власти, то всегда найдут возможность создать препятствия деятельности фирмы. Да и вообще, я считаю, что бизнесмен должен заниматься бизнесом, а не правозащитной деятельностью.

- В 2000 году несколько десятков сотрудников фирмы «Мавт» подали заявление о вступлении в партию «Единство». Зачем это было нужно?

- Это было связано с тем самым посланием президента Путина Федеральному собранию. Безусловная поддержка выбранного президента, его взглядов, планов, надежд, для нас это послание было чуть ли не документом номер один, мы верили что все будет сделано буквально за год-два. И мы на волне этой эйфории всем коллективом решили вступить в это общественное движение. Причем я никого не заставлял, никого не уговаривал. Сейчас я являюсь активным сторонником партии «Единой России». Ездил на съезд сторонников «Единой России», здесь выступал. В принципе, я надеюсь, что все идеи президента, которые заложены в его посланиях, будут со временем претворены в жизнь. Я понимаю, что невозможно жизнь перевернуть за два года за весь президентский срок. Есть инертность, есть огромный бюрократический аппарат, который постоянно растет... Почему я не вступаю в партию? Считаю, что бизнес должен быть вне политики.

- Торговля алкоголем – дело опасное. Какие-то проблемы с криминалом у «Мавта» были?

- Когда мы только образовались, были попытки нам, э-э-э, «помочь в ведении бизнеса». Но нам удалось грамотно, как говорится, разрулить ситуацию. У меня троюродный брат работал в КГБ, я пользовался его советами, и проблемы с криминалом обошли стороной. Мы старались никому не перебегать дорогу, ни с кем не обострять отношения, выполняли все свои обязательства и не вступали в сомнительные сделки, сулящие огромный процент и такой же огромный коммерческий риск.

- С тем же Александром Морозовым не сталкивались? Ведь боксер из Златоуста в середине 90-х контролировал значительную долю алкогольного рынка Челябинской области…

- Не сталкивались, ведь Морозов занимался местной водкой, а «Мавт» в основном работал с импортным, качественным алкоголем. Отечественными спиртными напитками мы занялись только после дефолта 1998 года. Когда в употребление пошла в основном водка отечественных марок.

- Зачем вам магазины? Торговля в розницу – перспектива для «Мавта»?

- Я считаю, что в каждом российском городе - миллионнике может успешно работать специализированная алкогольная сеть. Вот мы ее сейчас и выстраиваем. Есть пока недостатки: формат не выдержан, ассортимент, цены. Однако именно рознице мы сейчас уделяем очень большое внимание, видя в этом хорошую перспективу.

- Названия ваших магазинов носят имена известных водочных бpрендов – «Родник», «Исток», «Флагман». С авторскими правами нет проблем?

- А мы когда так называли свои магазины, то согласовывали наши предложения с хозяевами этих брендов. Никто не возражал…

- Нет желания от оптово-розничной торговли перейти к производству алкоголя?

- Нет. Сейчас по России идет формирование федеральных водочных брендов, марок, которые знает вся Россия. И заниматься производством водки на региональном уровне уже нет смысла, нужно охватывать всю страну, только тогда производство будет рентабельным. А для этого требуются очень большие деньги… Водка – что это такое? Это смесь спирта и воды, очищаешь спирт, смягчаешь воду, вот и все производство, никаких особенных хитростей. Успех зависит от маркетинга! Кто больше вложит в раскрутку товара, кто имидж сделает симпатичней, тот и получит главную прибыль. У водки должен быть свой образ, потому что ее потребление во многом зависит от эмоциональных факторов. У человека хорошее настроение, он пьет водку с друзьями и считает ее прекрасным напитком. Через пару дней у него настроение плохое, он пьет из той же бутылки, и считает эту же водку омерзительной.

- Вы все понимаете в торговле водкой, так почему бы «Мавту» не стать крупным региональным производителем алкоголя?

- А региональные водки постепенно сходят на нет, в этом году почти у всех региональных заводов объемы производства снизились на 30-40 процентов. Обратный пример демонстрирует группа компаний «Веда», которая на всю Россию раскручивает свои марки – «Матрица» и «Вальс Бостон», у нее объемы растут. «Веда» вкладывает средства в продвижение товара на федеральном уровне, ставит рекламные щиты, проводит различные маркетинговые мероприятия. А тот производитель, кто не делает этого, будет постепенно умирать. Типичный пример - судьба «Казака Уральского». Челябинский завод все время был в тепличных условиях, продвижением своей продукции серьезно не занимался, свой бренд на Россию не раскручивал. И где теперь его водка, я ее давно в магазинах не видел.

- Значит и детище Александра Аристова – водку «Арианта», ждет такая же печальная судьба?

- Наоборот, думаю, у «Арианта» все будет в порядке. У «Арианта» есть всё: финансовые возможности, современное производство, осталось только начать продвигать свой товар не только в Челябинске. Что Александр Аристов и делает, но не с водкой, а с вином и шампанским. 90 процентов виноградников Краснодарского края принадлежит «Арианту», собрана вся технологическая цепочка, сделан та-акой дегустационный зал, каких я и во Франции не видел. Не сомневаюсь, по вину «Ариант» будет номером один в России. Я был в Абрау-Дюрсо, попробовал сухое шампанское «Брют», замечательный напиток, у него есть будущее!

- Существует ли в Челябинской области проблема фальсифицированного алкоголя?

- Сейчас, пожалуй, уже нет. Более актуальна проблема ввоза на наш рынок так называемого «серого алкоголя». Это напитки известных марок, сделанные на тех же легальных заводах, но, как говорят, «во вторую смену». Качество их такое же, но идут махинации с акцизами и федеральными марками, поэтому и цены совершенно другие.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления