RU74
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Челябинске

Погода+15°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +12

0 м/c,

750мм 41%
Подробнее
8 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Бизнес Дмитрий Мраморов, директор челябинского филиала «СКБ Контур»: «Мы не стоим на позиции монополии, просто так получилось»

Дмитрий Мраморов, директор челябинского филиала «СКБ Контур»: «Мы не стоим на позиции монополии, просто так получилось»

Отчетность через Интернет экономит время и деньгиМы полностью защищаем своих клиентов от атаки хакеровНаша система доказала свою эффективность и надежность«Контур-Академия» готовит специалистов в области информационных технологий

За несколько десятилетий ХХ века Челябинск приобрел устойчивый имидж машиностроительного и металлургического города. Однако сегодня не так уж и мало в нашем городе фирм, которые бизнесом интеллектуальным, приносят славу своему городу и пользу горожанам на трудной ниве высоких технологий. Один из лидеров этого направления бизнеса на Южном Урале – компания «СКБ Контур». Сегодня эта фирма внедряет в жизнь по-настоящему революционную для России технологию сдачи налоговой отчетности через Интернет. Как удалось руководителям «СКБ Контур» добиться успеха? В чем секрет новых технологий? Что отличает «СКБ Контур» от иных челябинских фирм –коллег по бизнесу? Об этом и многом другом рассказывает директор челябинского филиала «СКБ Контур» Дмитрий Мраморов.

- Чем занимается «СКБ Контур», с чего все началось?

- «СКБ Контур» создано в Екатеринбурге в 1988 году. Филиал в Челябинске работает с 1997 года. Мы начинали с разработки бухгалтерского программного обеспечения, что до сих пор остается для нас ведущим направлением. Но сегодня из него плавно выделилось направление налоговой отчетности через Интернет. Сначала это было только приложением к бухгалтерским программам. Потом вышел закон об электронной цифровой подписи, и налоговая отчетность через Интернет стала независимым продуктом, который работает с любой бухгалтерской программой. Министерство по налогам и сборам разработало форматы электронных документов отчетности для сдачи в налоговую инспекцию. С этими форматами и работает наша программа. Кроме этого «СКБ Контур» занимается продажей компьютеров, их обслуживанием. У компании есть свои учебные центры, в Челябинске это «Контур-Академия». Это тоже достаточно независимый бизнес.

- Налоговая отчетность через Интернет – направление принципиально новое только для Челябинска или для России в целом?

- Эта технология принципиально новая для всей России. В стране в настоящий момент существует всего три оператора, которые предлагают подобную систему работы. В свое время, когда Министерство по налогам и сборам разработало формы налоговой отчетности и был принят закон об электронной цифровой подписи, согласно ряду приказов МНС появился статус специализированного оператора связи. Он должен быть посредником между налоговым органом и налогоплательщиком, то есть независимым арбитром и транспортным каналом. Сейчас таких операторов в России три: в Екатеринбурге, это «СКБ Контур»; в Москве и в Санкт-Петербурге. Каждый из этих операторов работает с определенными регионами. «СКБ Контур» сейчас представляет свои услуги по всему Урало-Сибирскому региону плюс Дальний Восток и еще несколько областей в Поволжье. Всего примерно 20 регионов.

- Достаточно много...

- Да, это серьезный объем. В разных областях степень развития разная. Но в целом, можно сказать, что по Уральскому федеральному округу мы работаем успешно.

- Как в Челябинской области начиналась подобная вещь? Какой была реакция налогоплательщиков?

- В Челябинской области система сдачи налоговой отчетности через Интернет работает с весны этого года. Опытная эксплуатация проходила на крупных налогоплательщиках: «Связьинформ», ЧЭМК, всего порядка 15 предприятий. И когда по итогам полугодия были сданы отчеты, было принято решение о промышленной эксплуатации внедряемой нами системы по Челябинску и по области. В конце августа - начале сентября были подключены все налоговые инспекции Челябинска, а в течение сентября – все основные областные центры: Магнитогорск, Златоуст, Миасс. Люди реагировали совершенно нормально. Мы буквально за полтора месяца набрали порядка 200 абонентов.

- Что система Интернет-отчетности позволяет экономить? Время, деньги, количество операций отчетности?

- Плательщикам это экономит, в первую очередь, время, которое прежде бухгалтер проводил в налоговой инспекции. Тем более если одна бухгалтерия обслуживает несколько разбросанных по городу предприятий, и нужно идти в разные инспекции. Те, кому приходится сдавать отчеты в разные инспекции, сразу оценили возможности системы и пришли к нам первыми. Другой плюс: бухгалтер может сдавать отчетность в любое время. Кроме того, так как программа работает в формате, утвержденном МНС, у плательщика существует масса вариантов, как туда цифры будут попадать. Он может зайти на сайт и заполнить отчетность. Может подготовить цифры в любой специализированной локальной программе, сформировать там выходной файл и принять в систему. Может не пользоваться специализированной программой по подготовке отчетности, а передать сразу своей бухгалтерской программой, если она поддержит этот формат. Этот вариант наиболее сложный, потому что связан с актуальной версией бухгалтерской программы, а это не всегда возможно...

Плюс системы в том, что она является клиентсерверным приложением. Мы на сайте поддерживаем все формы в актуальном состоянии. Например, есть некая пользовательская часть, которая содержит, скажем, бланк. Бланки изменились – пользовательская часть устарела. Я формирую отчетность, пытаюсь ее сдать – мне говорят: «Неверный формат». Любой бухгалтер, кто пользуется отчетной системой, эту проблему знает. У нас с этим проблемы нет. Бухгалтер сдает всегда самую свежую форму. Нажимает «Отправить», подписывает электронной подписью, после этого отчет с нашего сервера уходит на сервер областного управления МНС. Естественно, все это проходит по зашифрованным каналам связи, никакого постороннего доступа там быть не может. Все это защищается сертифицированными средствами ФАПСИ. Плательщик, после того, как сдал отчет, получает уведомление об этом буквально в течение трех минут. И дальнейшее его движение по налоговой инспекции плательщика особо не волнует. Это аналогично штампу на почте.

Система проверяет логику, арифметику, то есть ерунды-то туда не напишешь. Но после того, как отчет сдан, плательщик может отправлять какие-то дополнительные, исправительные и прочие отчеты – никаких проблем... Отчет поступает в нужную налоговую инспекцию. Там он расшифровывается и принимается в их систему. После этого налоговая инспекция формирует протокол проверки и отсылает его плательщику. Буквально с декабря у нас вводится новый сервис: и налоговая инспекция, и плательщик, не выходя из офиса, могут обмениваться по этим же зашифрованным каналам письмами, различными запросами.

- И это сближает, несмотря на дистанцию?

- Да, здесь совпадение интересов. Налоговая инспекция захлебывается в бумагах и дискетах. Они вынуждены держать большой штат сотрудников, которые сидят, принимают дискетки, сверяют их с бумажками, ставят штампики... У плательщиков тоже интерес прямой – не стоять в очереди. Кроме того, у нас в системе хранятся все отчеты, плательщик в любой момент может их себе сархивировать.

- Роль «СКБ Контура» - налаживать программу и следить, чтобы она работала?

- Да, наша обязанность - защитить документооборот. Чтобы он всегда стабильно работал, чтобы отчеты приходили вовремя. Мы обеспечиваем работоспособность сервера, правильность бухгалтерских форм, которые на нем находятся. Обеспечиваем, чтобы сданный отчет дошел до налоговой инспекции. И производим установку системы. В принципе, она достаточно проста, любой программист может ее поставить самостоятельно. У нас кроме Internet Explorer и средств криптозащиты в системе ничего не используется. Система развертывается на любую современную машину и любую современную операционную систему семейства Windows.

- А если случится атака хакеров?

- Связь происходит по протоколу HTТPS, который является мировым стандартом для связи по защищенным каналам. Связь между сервером и клиентом происходит по зашифрованному каналу. На сервер отчетности без ключевой дискеты и сертификата попасть нельзя. Если даже злоумышленник каким-то образом воспользуется этой ключевой дискетой, максимум, что он сможет сделать - посмотреть отчеты, которые послало предприятие или послать за него что-то другое. Но исправить то, что есть, он уже не может. Второй уровень безопасности - когда вы заходите на сайт, у вас спрашивается пароль. Для каждой организации есть свой логин.

- Все ли предприятия с распростертыми объятиями готовы подключиться к системе?

- Технология сама по себе является достаточно революционной, поэтому, на наш взгляд, 200 абонентов за полтора месяца – достаточно позитивный отклик. На наш взгляд, среагировали наиболее продвинутые, интересующиеся предприятия. И поток заказчиков у нас не ослабевает, я бы даже сказал, нарастает. Люди попробовали и начали обращаться.

- Кто был одним из первых?

- «Ариант», «Золотой Урал», ЧЭМК... Порядка 15 предприятий. Несмотря на то, что мы достаточно поздно начали подключать плательщиков. Основная отчетность у нас проходила до 20 октября, по нашей системе было сдано порядка 1000 отчетов. То есть люди покупают и сразу пользуются, а это значит, что выбор был осознанным.

- Кому в первую очередь приносит выгоду внедрение этой программы: налоговой инспекции или налогоплательщику?

- «Внедрение системы выгодно обеим сторонам. Для налоговой выгода такая: сокращаются очереди в налоговых, освобождаются люди и время для другой работы, уменьшается количество бумажных отчетов, снимается функция проверки отчетов на логические и арифметические ошибки. Выгоды для налогоплательщика уже обсуждались, могу резюмировать: экономия времени и нервов при походах в налоговую, исключение ошибок при заполнении форм, возможность сдавать отчеты в любое время.

- Вам приходится сталкиваться с какими-то проблемами при внедрении этой программы?

- При внедрении со стороны налогоплательщика мы особых проблем не испытываем. Пожалуй, единственное здесь – это отсутствие Интернета. И часто это связано с некомпетентностью пользователей. У них на компьютере есть значок «Internet Explorer», поэтому, когда их спрашиваешь: «У вас есть Интернет» – они говорят: «Есть». А на самом деле там даже модема нет. Еще тяжелый момент - уровень компьютерной грамотности бухгалтеров при работе с почтовыми программами. В любом случае нормальная работа в нашей системе подразумевает общение по электронной почте.

- То есть общая проблема – это невысокая компьютерная культура?

- Наверное, да. Еще одна проблема, более глубокая – опасения пользователя, что в его компьютере появятся вирусы, которые могут эту систему испортить, воспользоваться информацией. Система создана по самым современным технологиям, которые в принципе исключают доступ какого-то постороннего человека, если он не имеет электронно-цифровой подписи. На наш взгляд, проще бухгалтера подкупить, чем эту систему взломать. Это же все-таки система передачи отчетности, а она как таковыми деньгами не распоряжается. Поэтому надежность системы на самом деле с лихвой перекрывает все возможные на нее посягательства.

- Вы назвали систему революционной. А на Западе такие вещи практикуются или это российское ноу-хау?

- Думаю, что у них, конечно, это есть. Последнее десятилетие было временем цифровых технологий... В Германии давно налоги можно сдавать по Интернету. По поводу революционности... Помимо того, что есть революционность технологическая, эта система позволяет по-другому работать бухгалтерам. Сейчас почему-то есть такое мнение, что в работу бухгалтера должны входить походы в налоговую инспекцию, поездки в трамваях-машинах, очереди... Но бухгалтер должен заниматься своим, сугубо бухгалтерским, делом. Система именно это и позволяет осуществить. Она минимизирует ненужное общение и максимизирует эффективность рабочего времени на предприятии. Это может не понравиться самим бухгалтерам, потому что иногда отсутствие на рабочем месте они любят объяснять тем, что были в налоговой инспекции, но вот руководство не может это не одобрить.

Если на деньги переложить... Годовое обслуживание организации в системе стоит 2400 рублей, то есть 200 рублей в месяц. Это меньше, чем оплата за телефон. И бумаги за этот месяц организация потратит меньше. Почему еще революционная? Я говорил, что в России в настоящий момент три оператора. У москвичей технология построена на передаче по электронной почте. При этом используется офф-лайн технология. Плательщик попадает в ситуацию, когда каждый раз нужно скачивать новую версию. Наша же система работает в реальном режиме. В течение двух недель плательщик получает результат: что с его отчетностью, все ли правильно, есть ли вопросы. Наша система доказала свою эффективность и надежность. За период с начала года было сдано порядка 15 тысяч отчетов. Сейчас к ней подключено порядка 2000 абонентов из Челябинска, Екатеринбурга, Ханты-Мансийска, Дальнего Востока, Сургута.

- Какие планы по внедрению Интернет-отчетности на следующий год?

- Сейчас планируется новый сервис: возможность обмена письмами с налоговой инспекцией по защищенному каналу. Возможно, будем вводить и другие сервисы, допустим, передачу данных в Пенсионный фонд. Это тормозиться не по причине неготовности системы, а потому что МНС оказалось самым продвинутым из всех структур России. Поэтому первой заработала система налоговой отчетности в электронном виде. Мы, конечно, будем предлагать подобный сервис и в Госкомстат, и в Пенсионный фонд. Но все будет зависеть от того, как эти структуры отреагируют.

- В Челябинской области только вы продвигаете подобную вещь. Почему? Идет ли на пользу предприятиям фактический монополизм «СКБ Контура» на данном рынке?

- Есть другие операторы, но по какой-то причине они пока сюда не пришли. Придут ли они, сказать сложно. Каждый из них является коммерческой структурой и не всегда видит необходимость работы в том или иной регионе. Мы в принципе конкуренции не боимся. Наша платформа отличается от платформы конкурентов. Цены у нас самые низкие по сравнению с другими операторами. Мы не стоим на позиции монополии, просто так получилось. По сути дела никто никому не мешает создать систему такую же или лучше нашей. Нет никакого соглашения с налоговой инспекции, чтобы она только с нами работала. Более того, в России есть регионы, где работают несколько лицензированных операторов связи. Если кто-то из конкурентов захочет выйти на наш регион, нами это, конечно, приветствоваться не будет, но с другой стороны, никакого давления на налоговую инспекцию с нашей стороны быть не может.

- Вы говорили ранее про имеющийся у вашей компании учебный центр «Контур-Академия». Кого там готовят?

- Специалистов в области информационных технологий. Это авторизованные курсы. Мы являемся сертифицированными партнерами Microsoft, готовим специалистов по авторским программам Microsoft и выдаем соответствующие сертификаты. У каждой крупной западной компании: Microsoft, Cisco, Oracle, Sun, есть свои программы обучения, свои степени, которые присваиваются в зависимости от того, сколько курсов специалист прослушал и сколько сертификационных экзаменов сдал. В частности, у Microsoft есть степени системного инженера, разработчика, администратора. Мы проводим курсы, принимаем экзамены. С нашей помощью любой специалист информационных технологий может получить корочки, которые будут действительны во всем мире. И знания, естественно.

- То есть, если человек с этими корочками поедет в США, его без проблем примут на работу?

- Конечно. Потому что само тестирование проводится даже не фирмой Microsoft, а независимым центром. Таких центров, насколько я знаю, два в мире. Они разрабатывают тесты по заказу крупных компаний и посредством своей сети позволяют сдавать экзамены. В Челябинске до последнего времени подобных центров не было, работали только московские представительства. В ближайшее время мы планируем стать таким центром.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления