RU74
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Челябинске

Погода+3°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +1

0 м/c,

749мм 93%
Подробнее
3 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Бизнес Юрий Лифанов, генеральный директор компании «ТелеСемь-Челябинск»: «В медиа-бизнесе вращаются очень большие деньги!»

Юрий Лифанов, генеральный директор компании «ТелеСемь-Челябинск»: «В медиа-бизнесе вращаются очень большие деньги!»

Газета «Ва-Банк» по уровню доходов сравнима с крупными предприятиями ЧелябинскаТелегид на данный момент является самым востребованным продуктом на медиа-рынкеНикто в Челябинске не мог предположить, что с «Городским дилижансом» вообще можно конкурировать

Челябинск не является лидером среди российских городов по развитию прессы. Однако он никогда не был и в числе аутсайдеров. По мнению специалистов, свое место в «медиадесятке» наш город занимает прочно. Можно сомневаться, но в соседнем Екатеринбурге - между прочим, уральской столице - пресса представлена гораздо слабее. В России, кроме Челябинска, буквально по пальцам можно пересчитать города, где выходили бы в свет сразу три ежедневные газеты. В мире медиадеятельность считается весьма и весьма прибыльным бизнесом. Увы, в нашем городе коммерческий успех демонстрирует далеко не каждое печатное издание. Скорее, даже наоборот, настоящей финансовой независимостью из имеющихся на Южном Урале газет и журналов обладают единицы. Почему? Какова перспектива развития местного медиарынка? Об этом рассуждает генеральный директор компании «ТелеСемь-Челябинск» Юрий Лифанов.

- Юрий, вы занялись газетным бизнесом, когда вам было уже «немного за 30». А что было до этого? Журналистский опыт?

- Я писал немного в армейскую газету о жизни комсомольцев нашего корпуса, когда был военнослужащим. И все. Вообще же я учился на физфаке Уральского госуниверситета. А потом в течение 15 лет был калейдоскоп. Я работал сотрудником проблемной лаборатории низких температур, рабочим геологоразведочной экспедиции, оператором радиолокационной станции, телеграфистом, комсомольским работником в Советском райкоме комсомола. Мечтал одно время о работе офицера-политработника. Но в начале 90-х годов, как и многие тогда, вслед за Ельциным положил партбилет на стол и ушел из райкома комсомола на автоматно-механический завод наладчиком станков-автоматов. Потом опять была армия. А в 1995 году дивизию расформировали, и я в свои 32 года оказался на улице... Жалел, что пять лет назад отказался от предложенной мне должности коммерческого директора частного сыроваренного завода под Еткулем. Подозреваю, что это как раз то, с чего в свое время начинал Аристов...

- «На его месте должен быть я»?..

- Примерно так, если бы не отстрелили, конечно, время было смутное... Но тогда, в 90-м году, я испугался перспективы идти в бизнес не потому, что стреляли, а потому, что во мне совершенно отсутствовала коммерческая жилка. Мне просто претило само понятие – торговать. И я отказался.

- А через пять лет ваши взгляды на бизнес стали меняться?..

- Я стал думать: ну зачем я отказался тогда? И решил заняться бизнесом. Мы с моим другом собрались продавать телевизоры. Заключили договор с российским представительством фирмы «Samsung», арендовали помещение. Обратились в «Банк содействия приватизации», который тогда контролировал Головлев Владимир Иванович. Причем обратились через знакомого, который работал в газете «Акция». В итоге нам предложили не брать кредит, а заработать деньги. У Головлева тогда началась предвыборная компания в Государственную Думу, и нужны были люди, которые могли быстро организовать службу распространения «Акции», тираж которой с 10-15 тысяч резко вырос до 575 тысяч. Желтикова Галина Александрова поставила нам задачу: газета должна дойти до каждой отдельной семьи. А надо сказать, что сделать бесплатный тираж при наличии денег, а деньги у Головлева были - легко, а вот организовать доступ бесплатной газеты до читателя – проблема. Мы с этой задачей справились. Но когда Головлев стал депутатом, нас с другом элементарно «кинули»: деньги нам не заплатили.

Но сейчас я об этом не жалею, потому что тогда я получил опыт, с которым в 1996 году пришел в газету «Ва-Банк» и сказал: «Я умею распространять газеты, возьмите меня на работу». И главный редактор «Ва-Банка» Сергей Смирнов взял меня своим заместителем по рекламе. Спустя время я стал директором по рекламе всех изданий «Комсомольской правды» в Челябинске: «Ва-Банка», «КП-Челябинск», «Городского дилижанса». Позже я стал редактором «Ва-Банка».

- У «Ва-Банка» в то время была масса неслабых конкурентов: «Дело», «Челяба», «Уик-Энд». Как «Ва-Банку» удалось «сделать» всех? Ведь тот же «Уик-Энд» сегодня не сравнить с тем изданием, каким он был раньше...

- Да, это были очень мощные газеты. Но за четыре года, с 1996 по 2000 год, «Ва-Банк» обошел всех и вышел на первые позиции. Я считаю, что причина – в команде. Мне вообще всегда везло с коллективом. Были, конечно, трения в «Ва-Банке»: кого-то пришлось уволить... Но вот смотрите, что касается «Уик-Энда». В 1996 году рекламную службу этой газеты возглавил мой предшественник из «Ва-Банка». Его сейчас нет в России, он живет в Германии. Из «Ва-Банка» он ушел потому, что не умел ладить с людьми и был, скажем так, сложным человеком. Я его лично не знаю, но это общее мнение людей, которым доводилось с ним работать... Именно команда, я считаю, спасла «Ва-Банк» во время дефолта. Люди просто на время согласились затянуть пояса и получать зарплату, урезанную в три-четыре раза. Должна быть команда, и команда должна быть настроена на позитивные цели.

- Общие позитивные цели, а не частнособственнический интерес?

- Частнособственнический интерес – это тоже хорошо. Если не считать газеты «Акция», я всегда занимался коммерческими газетными проектами, то есть проектами, которые должны приносить деньги. Деньги предприятие получает тогда, когда каждый сотрудник заинтересован в получении личных денег. Мой бывший коллектив газеты «Ва-Банк» - это очень обеспеченные люди. И это способствует тому, что «Ва-Банк» на данный момент является в Челябинске доминирующим изданием по доходности. В «Ва-Банке» очень серьезные доходы, они измеряются миллионами рублей в месяц! Это не очень заметно, но газета «Ва-Банк» по уровню доходов сравнима с крупными предприятиями Челябинска. В медиабизнесе вращаются очень большие деньги! В ноябре минувшего года через челябинские газеты прошло порядка 900 тысяч долларов рекламных денег – это хороший бизнес!

- И вы ушли из такого «клондайка»?.. Почему вы расстались с «Ва-Банком»?

- В 2000 году учредители издательского дома «КП-Челябинск» произвели реструктуризацию. «Городской дилижанс» стал ЗАО «Городской дилижанс», «Ва-Банк» стал ЗАО «Ва-Банк». Я не мог сидеть на разных стульях в разных предприятиях. Нужно было выбирать либо директор по рекламе в «Комсомольской правде», либо заместитель директора ЗАО «Ва-Банк». Меня это не устроило. До этого я фактически руководил «Ва-Банком», и стать заместителем директора ЗАО было для меня равноценно понижению в должности. Поэтому я ушел в газету «Дело»...

- Находившуюся тогда в критическом состоянии...

- Да, дефолт 1998 года серьезно ударил по газете «Дело», которую издавало агентство «Алфавит». «Дело» выходило нерегулярно, очень маленьким тиражом. Мне предложили выгодные условия: совладение проектом, выделение его в отдельное предприятие, руководящую должность... С Леной Обоскаловой мы проект вытащили: тираж вырос в четыре раза, восстановилась периодичность. И если на начало моей работы газета зарабатывала около 100 тысяч рублей в месяц, то когда я в 2002 году уходил из «Дела» в «ТелеСемь», это уже было около миллиона рублей в месяц, в десять раз больше!

- Опять же, зачем ушли?

- Я получил предложение от издательского дома «ИнтерМедиаГрупп». Проект «ТелеСемь» в Челябинске я расцениваю для себя как шаг вперед. Бесплатная газета – это больше производственный процесс, чем творческий. Газета для продажи – это высший пилотаж. А во-вторых, это же экстрим! Ведь в начале 2002 года никто в Челябинске не мог даже предположить, что с абсолютным лидером местного рынка - газетой «Городской дилижанс» - вообще можно конкурировать!..

- «Городской дилижанс», вообще-то, до сих пор остается лидером на местном рынке...

- Да, но уже не абсолютным лидером! В начале 2002 года тираж «Городского дилижанса» составлял порядка 125 тысяч экземпляров, а его читательская аудитория достигала 34 процентов от всего читающего населения Челябинска. Сегодня у них 100 тысяч экземпляров тиража, а аудитория с 34 процентов снизилась до 25 процентов. Это все равно много, конечно. Но наша аудитория сегодня составляет 16 процентов. И 68 тысяч экземпляров тираж. Тогда как полтора года назад все это было равно нулю...

- Судя по цифрам, рынок подобных изданий в городе за полтора года тоже увеличился...

- Да, это общая тенденция. Рынок такого продукта как телегид растет во всем мире. На данный момент это самый востребованный продукт на медиарынке. И самый быстрорастущий.

- В 2002 году вы сами догадались о таких перспективах?

- Я не знал цифр, но понимал это на примере того же «Городского дилижанса». Я наблюдал процесс его развития - как еженедельно издание прирастало на 500 экземпляров.

- Вас не смущало, что «ИнтерМедиаГрупп» предложила вам заняться газетой, мягко скажем, несерьезной?

- Знаете, у меня есть отдельное мнение по поводу: серьезная – несерьезная газета. Да, в принципе, телегид не относится к прессе, которая называется качественной. Телегид – это не «КоммерсантЪ» и не «Известия», это издание масс-маркета. А масс-маркет должен опираться на широкие слои населения. Широким слоям населения не интересна качественная пресса. У того же «Коммерсанта» тиражи по стране мизерные: 300 тысяч экземпляров - это тираж газеты «Ва-Банк» в Челябинске! Газета масс-маркет ставит своей целью максимальный охват населения. Соответственно, она говорит на доступном языке. Она не несерьезная – она доступная! Но в Челябинске деление происходит вовсе не по принципу: качественная и массовая пресса. Здесь другое: есть издания, которые являются инструментом для зарабатывания денег, и есть издания, которые являются средством для получения политических дивидендов.

- Есть еще так называемые государственные СМИ...

- Да, есть официальные рупоры, но они имеют очень маленький тираж и влияние. Ситуация же следующая. Некоторые общественно-политические издания, которые в силу ряда причин не смогли выйти на массовые тиражи, заявляют: «А мы качественная пресса!» Я с этим не соглашусь.

- Хотите сказать, что вся челябинская пресса массовая?

- Да, по языку, по подаче – массовая. Хотя начинается определенная специализация, некоторые издания начинают двигаться в сторону элитных групп, давать аналитику. Можно считать качественной прессой «Деловой Урал», но он практически никому здесь не известен. Проект «Итоги 74» с некоторыми натяжками тоже можно назвать качественной прессой. В основном же челябинская пресса – это масс-маркет. А вот здесь момент: находит ли это издание тот язык, на котором оно может говорить с массовым читателем, или не находит? У нас деполитизированное общество, поэтому политический язык некоторых газет, обслуживание политических и экономических элит в городе массовому читателю не интересны! Эти газеты покупаются меньше. «ТелеСемь» по принципу массового языка, массового охвата и так далее делается намного более профессионально, чем многие издания, в которых такой язык считается слишком простым.

- Каковы же перспективы развития прессы в нашем деполитизированном обществе?

- Есть города, которые являются лидерами в массмедиа. Хотя Челябинск тоже силен в этом отношении, ему уступает даже Екатеринбург. Но лидеры - это все-таки Новосибирск и Самара. И вот здесь доминирующие позиции начинают занимать издания именно телегидовской направленности, семейного профиля. Это не обязательно телегид в чистом виде. «ТелеСемь», например, тоже пишет не только о ТВ. Мы даем советы женщинам по уходу за кожей лица, у нас есть медицинские советы и так далее. Еще пример: в Туле, полумиллионном городе, тиражом более 100 тысяч экземпляров выходит еженедельная газета «Слобода». Аудитория этой газеты – более 60 процентов населения города! Толщина - порядка 100 полос. Там освещаются вопросы коммунальные, городские, связанные с досугом, телевидением – то есть со всем тем, чем живет обычный человек. Такие газеты будут развиваться. Политизированные газеты тоже будут долго и успешно существовать, потому что всегда были, есть и будут политики.

- Наверное, чем-то вроде тульской «Слободы» мог стать и челябинский «Уик-Энд»?..

- В принципе, да. Если бы в 1996 году «Уик-Энд» не стал бы бесплатной газетой. Но на тот момент именно ниша бесплатных газет оказалась очень заманчивой. В ней очень сильно начали аккумулироваться деньги. Тем более что рекламный рынок обрастал различными финансовыми пирамидами, где деньги просто лились рекой. В отличие от сегодняшней ситуации, тогда рекламодатель особо не задумывался о позиционировании по тем или иным социальным группам, ориентируясь на массовую аудиторию. Если бы «Уик-Энд» остался в нише платных газет, велика вероятность, что не появился бы «Городской Дилижанс». Хотя бы потому, что первый редактор «Дилижанса» и редактор платного «Уик-Энда» - одно лицо. И другой момент. «Городской дилижанс» появился в 1996 году и до 1998 года развивался как городская газета. Максимальные тиражи достигали 6 тысяч экземпляров.

Потом в 1998 году «Дилижанс» был приобретен «Комсомольской правдой», и тогда же было принято решение, что «Городской дилижанс» станет телегидом. И началось восхождение газеты на олимп всенародной любви и популярности. Телегид оказался более востребованным продуктом, чем городская газета. Сегодня об этом можно судить по динамике роста газет «ТелеСемь» и «Городской дилижанс». Если проследить линии тренда за последний год, то увидим, что тираж у «Городского дилижанса» практически стабилен. Зато у «ТелеСемь» динамика положительная. Мы потихонечку получаем все новых и новых читателей.

- А каковы перспективы развития в городе качественной прессы?

- У нас общество еще социально не структурировалось. Конечно, будет у нас и мидл-класс, и высший класс. И пресса будет ориентироваться на потребности той или иной социальной группы. Но если пользоваться примером Запада, то там средний класс, как правило, в качественной прессе особо не нуждается. Качественная пресса - это пресса для людей, принимающих решения. Не обязательно топ-менеджеров. Это могут быть аналитики, бизнесмены, менеджеры среднего звена. Им нужен объективный, независимый, взвешенный анализ международной и внутренней политической и экономической среды. Эта аудитория есть, и она останется. Но согласитесь, людей, которые принимают решения, больше не станет.

- Разве? А как же пресловутое формирование среднего класса?

- Он формируется, да. Но в нормальном, западном, понимании, средний класс это не класс бизнесменов. Квалифицированный рабочий на Западе - это представитель среднего класса. Потому что у него соответствующий уровень дохода. Ему не обязательно читать «Таймс» и принимать решения.

- Во всем мире медиабизнес считается весьма доходным бизнесом. Тем не менее, в России до сих пор распространено мнение: газеты, журналы и ТВ в корне убыточны...

- Трудно с этим мнением согласиться. Профессионально организованные медиа не могут быть убыточными. Более того, капитализация некоторых челябинских газет очень высока. Когда кто-то примерно год назад пустил слух, что Артур Никитин якобы покупает «Городской дилижанс», я улыбнулся. Понимаете, Артур Никитин очень богатый бизнесмен, но... «Городской дилижанс» очень дорого стоит! Это даже не сотни тысяч долларов, больше. Бизнес этот доходный. Для примера можно просчитать прибыль такого успешного проекта как «Ва-Банк». Доход за ноябрь прошлого года у них составил 160 тысяч долларов. Рентабельность, насколько я знаю, около 15 процентов – нужно учитывать, что это бесплатная газета. Получается 24 тысячи долларов прибыли. Это хорошо. Другое дело, что далеко не все СМИ могут достичь этого уровня. Многое зависит от изначальной задачи. Если ставится задача заработать политические дивиденды - это одно, если заработать деньги – другое.

Нельзя совместить и то, и это. Если совмещается, то очень плохо. Народ не глуп. Если ему под видом увлекательного чтения предлагают деяния «великого политика», он понимает, что ему продукт всучивают, а не предлагают. Если издание выходит на рынок, чтобы зарабатывать деньги, учредитель должен знать, кому он этот продукт адресует. Он должен в тысячу раз лучше, чем свои привязанности, знать привязанности своих читателей. У нас часто бывает так, что издание делается для самореализации какого-то «великого» журналиста. Это не интересно читателю. У нас в Челябинске есть один журналист, не буду называть фамилии, - он каждый раз начинает свой материал с дифирамба себе любимому. И только потом переходит к собеседнику... Часто нет понимания того, что жизненным является только то издание, которое делается для нужд читателя. Секрет только в одном: очень сложно эти нужды узнать. Тот человек, который, узнав, что востребовано у читателя, этот продукт ему предложит, тот и получит прибыль. Телегид является таким продуктом.

- Можете назвать уровень рентабельности «ТелеСемь»?

- Она на данный момент невысока – около 10 процентов. Пока мы очень сильно занимаемся инвестициями в рост. Мы сидим в скромном офисе. Мы вкладываем деньги в перспективы, проводим рекламные акции. Только бюджет нашей осенней рекламной компании составил 1 миллион 200 тысяч рублей...

- А что в будущем?

- В этом году мы не собираемся становиться суперрентабельными, потому что будем продолжать расти. А вот начиная с 2005 года прогнозы оптимистические – 25 процентов рентабельности. Это нормальный уровень для платного издания. Газету мы будем модернизировать, делать более доступной. Хотим увеличить свою аудиторию, чтобы ее в свою очередь предлагать рекламодателю. Есть наметки, что у «Городского дилижанса» тираж будет на уровне 90 тысяч экземпляров. Наша цель - дойти до уровня «Дилижанса» и, может быть, в перспективе обойти его. Но не за счет отъема читателя, хотя взаимный обмен читателями будет происходить всегда. Мы, конечно, рассчитываем, что на каждого читателя, ушедшего в «Дилижанс», к нам оттуда придут два, но это уж как сложится... Главное, в чем заключается перспектива роста – в том, что рынок растет.

В Новосибирске есть два телегида: тираж одного из них составляет 250 тысяч экземпляров, другого – 110 тысяч. Итого 360 тысяч экземпляров на город 1 миллион 200 тысяч населения. Почти столько же людей живет в Челябинске. Но сравните: там два телегида – это 360 тысяч, здесь два телегида – это 170 тысяч. Потенциал у нас колоссальный! Тем более что если раньше мы с «Городским дилижансом» были практически близнецами - я перед каждым выпуском молился, чтобы наши обложки не совпали, то сейчас «Дилижанс» больше склоняется к городской развлекательной газете. Это тоже целая ниша. В перспективе обрисовывается ситуация, когда семья будет покупать и «Дилижанс», и «ТелеСемь». Из первой она будет получать информацию о развлекательной и культурной жизни города, из второй – о телевизионной жизни на своих телеэкранах.

- В регионы приходили и продолжают приходить федеральные медиаструктуры. Есть мнение, что местные издания под этим напором просто исчезнут...

- Федеральные медиаструктуры были в регионах всегда, только назывались они центральными изданиями. Сейчас происходит не интервенция федеральных массмедиа в Челябинск, а адаптация федеральных изданий под нужды челябинского рынка. Этот процесс еще 10 лет назад начала «Комсомольская правда». Потом были «Аргументы», «Труд», «КоммерсантЪ». Сегодня «Комсомольская правда» в Челябинске очень сильно отличается от «Комсомольской правды», скажем, в Екатеринбурге. Нет федерального издания, оно адаптировано. Другой момент. Есть издательские дома, которые, создав какой-то концепт-продукт, продвигают его в регионы – этот продукт в регионах тоже становится местным. Например, «Синегорье» издательского дома «Провинция».

Бренд «ТелеСемь» пошел из Новосибирска. Он показал себя, и этот рецепт успеха попробовали распространить в нескольких городах. В итоге возникла сеть местных изданий с одним концептуальным решением. Фактически это экспорт не газет, а идей. Что значит «местное издание»? То, учредитель которого имеет челябинскую прописку. В таком случае «Комсомольская правда» только в прошлом году стала федеральным изданием, когда челябинский владелец продал свою долю «Комсомолке». А газета «Ва-Банк», наоборот, только в прошлом году стала местным изданием, потому что «Комсомольская правда» продала местному владельцу свою долю. Хотя бренд «Ва-Банк» продолжает принадлежать «ИнтерМедиаГрупп».

Владелец «Вечернего Челябинска» господин Юревич сейчас находится... не знаю, где он, но может быть в Москве. Притом что он очень удачливый бизнесмен, может далеко пойти и остаться в Москве. «Городской дилижанс» появился как местное издание, потом стал изданием по договору франчайзинга с национальным телегидом «Антенна-ТелеСемь», а потом опять стал местным изданием. А вот сегодня, условно говоря, газета «Семь дней» предложит «Городскому дилижансу» франчайзинг, и «Дилижанс» снова станет неместным изданием. Понятие «местная пресса» очень условно. Даже «российская – нероссийская пресса» сейчас становится условным понятием. Издательский дом «ИнтерМедиаГрупп», в котором я работаю, российско-французский. Во Франции издается замечательный журнал, который в переводе на русский называется ... «ТелеСемь» - очень популярный журнал, имеющий, если не ошибаюсь, два миллиона экземпляров тираж. Для меня местные издания – это те, которые выражают чаяния местных читателей: «ТелеСемь», «Городской дилижанс», «Синегорье»... Где прописка - это вопрос не читателя, это вопрос собственника, вопрос эффективности бизнеса. Делать сетевой продукт с точки зрения эффективности бизнеса выгоднее.

- Чем больше будет таких проектов, тем меньше свежего воздуха останется для несетевых изданий...

- Вы имеете в виду «Челябинский рабочий» и «Вечерний Челябинск»?..

- Конечно. Но не только...

- Да, собственно говоря, и все. Ну, допустим, что возникнет какой-то бизнесмен, который решит, что издание городской вечерней газеты является рентабельным. Кстати, «Вечерняя Казань» выходит ежедневно тиражом 65 тысяч экземпляров – это больше тиража «Вечернего Челябинска» в четыре раза. В этом году «Вечерняя Казань» получила статуэтку НТС «Тираж года». НТС – значит, тираж достоверный, в отличие от многих наших местных изданий. Так вот, есть «Вечерняя Казань», есть «Вечерний Екатеринбург», есть «Вечерний Челябинск»... Один бренд, все эти газеты запускались в советские времена как издания горкома КПСС. Теоретически их можно объединить в одну сеть....

- «Рабочий», кстати, тоже есть не в одной Челябинской области...

- По поводу «Рабочих»... Лидером среди региональных газет является «Кузнецкий рабочий» из Кемерово, который по тиражу обходит в два раза «Челябинский рабочий». Здесь тоже возможно создание сети с общим брендом. Но, на мой взгляд, это мифическая ситуация. Не особо верится в то, что общественно-политическая газета областного масштаба может быть изданием ну очень рентабельным. Условно, таким издателем может стать, скажем, ...Борис Березовский. Он сейчас, будучи в Лондоне, двигает в президенты господина Рыбкина. Представим такую ситуацию: Борис Абрамович почесал лысинку и подумал: «Елки-палки, а в чем сейчас сила в России? В губернаторах. А что у них есть как средство воздействия на народ? Общественно-политическое издание. Ага, а не купить ли мне все 89 общественно-политических изданий страны, объединив их под общим брендом?!» Но в этом случае Борис Абрамович, естественно, будет решать политические задачи, а не вопросы прибыли. Хотя «Челябинский рабочий», к примеру, рентабельное издание, бесспорно. Он по-прежнему собирает очень хорошие рекламные бюджеты. Рекламодатель идет туда, потому что сложилось мнение, что «Челябинский рабочий» - это издание для руководителей. Причем «Челябинский рабочий» уникальное издание: у него более 90 процентов тиража распространяется по подписке. Такого нет нигде вообще!

- Исчезнуть под давлением он не может?..

- Нет, он занимает свою нишу. В ней всегда будет нужда. Потому что, извините, мы, например, никогда не будем писать о том, что Петр Иванович Сумин обратился с посланием нашему Законодательному собранию. «Челябинский рабочий» деньги зарабатывает, Это видно даже по редакции. Другое дело, по каким ценам они снимают помещения в Доме Печати. Но это уже то, что связано с политикой: использование газеты как добывание политических дивидендов. Хотя, конечно, Борис Николаевич Киршин ведет достаточно независимую от областных властей политику. Но... Когда я одно время работал в газете «Дело» и арендовал помещение в подвале Дома Печати, я знал, что плачу несколько другие деньги, нежели мои соседи.

- Если можно зарабатывать на газете неплохие деньги, почему, по-вашему, за последний год, кроме «Итогов 74» не появилось в городе ни одного нового издания? Я не говорю о журналах...

- Ну, появились «Уральские общественные ведомости». Правда, это не из области зарабатывания денег, а как раз из области зарабатывания политических дивидендов...

- Но это все-таки бывший «Уральский курьер»...

- Ну да. Вообще рынок в Челябинске достаточно насыщен. Появление «Итогов 74» объяснилось в некоторой степени ослаблением позиций «Делового Урала». Хотя, конечно, это не равнозначные газеты. «Деловой Урал», на мой взгляд, был более аналитичным. Сейчас ниш свободных в городе практически нет. Если бы «Городской дилижанс» строго выдерживал концепт телегида, мы бы не протиснулись. Только шаги «Дилижанса» в сторону досуговой газеты позволили нам достигнуть тиража в 67 тысяч экземпляров. Что касается газет периодичностью более одного номера в неделю, то здесь Челябинск и так, как говорится, впереди планеты всей. Я плохо знаю ситуацию, потому что это не наши конкуренты.

Наши конкуренты - это издания масс-маркета: «Комсомолка», «Городской дилижанс», «Синегорье», «Московский комсомолец». Но я читал, что как-то у нас было одновременно то ли четыре, то ли пять ежедневных газет. Возможно, если какое-то издание уйдет с рынка, например, «Возрождение», эту нишу может занять другое издание левоцентристского толка. Может появиться при наличии больших денег какое-нибудь издание для продвижения, допустим, каких-то правоцентристских идеалов. Хотя это убийство. Несмотря на то, что СПС и «Яблоко» у нас в Челябинске имеют довольно сильные позиции в сравнении со всей страной, издание, направленное на эту прослойку, тяжело будет продвигать. Потому что эта прослойка уже в большей степени стала переключаться на журналы. В том числе бесплатные.

- Кстати, бесплатные журналы у нас появляются очень активно...

- Они и появляются, и умирают активно. Рекламный бюджет всех фирм города растет, но растет не очень быстро. Поэтому больший кусочек можно урвать, если у кого-то что-то отнять. Начиная с 1993 года, самые большие рекламные бюджеты вливались в бесплатные газеты. Но с 1998 года эта доля рекламных денег в бесплатных газетах сужается, сужается и сужается... И в 2003 году произошло революционное изменение: доля денег, которую рекламодатели отдали в платные газеты, превысила долю денег, которую рекламодатели отдали в бесплатные газеты. Еще в 2002 году ситуация была иная. С чем связаны эти изменения? Тиражи платных газет подросли, это, во-первых. Во-вторых, рекламодатель начинает искать своего читателя. Он смотрит: «Ага, аудитория «ТелеСемь»: женщины в возрасте 25-45 лет с высшим образованием» - рекламу крупы и фитнес-центра он поставит сюда. Клиент становится более разборчивым. И на фоне этого я заметил тенденцию: рекламные деньги в бесплатные журналы почти не меняются. Да, у нас есть журнал «Выбирай», который по итогам прошлого года получил статуэтку НТС «Тираж года». Но другие журналы... их такая череда прошла! Где журнал «О»? Не знаю, выходит он или нет. Журнал «Домино»...

- Цифры по России: прирост рекламных денег в журналы за год составляет около 30 процентов. В газеты – примерно 20 процентов...

- Журнал бесплатный - это специфическое издание. С одной стороны, они вынуждены много места отдавать под рекламу. С другой стороны, они должны оставаться интересны читателю. Я смотрел один из первых номеров журнала «Активист» – там очень мало рекламы! Но дальше они будут вынуждены уделять рекламе все больше места. Чтобы окупить издание. Журнал - это дорогое удовольствие: полиграфия, бумага, команда... Причем, что характерно для Челябинска, суммы в этом бизнесе на самом деле крутятся не очень большие, если сравнивать с газетами. Количество наименований журналов больше не становится. Клиент у них примерно один и тот же. Это люди, которые выбирают, в какой ресторан пойти, какой салон посетить.

А сколько у нас таких людей в Челябинске? Ну, 50 тысяч. А только один «Выбирай» делает тираж 30 тысяч. «Активист» - 10 или 15 тысяч... Прорыв возможен. «Выбирай» имеет сильные позиции, у него есть «дочки» в других городах. Если какой-то издательской группе удастся установить контроль над рынком, тогда произойдет дрейф этих зданий в сторону платных. Мы стараемся жить по западным стандартам. Смотрите, журнал ELLE рекламный, и он платный. И во Франции, и в Испании он покупается, несмотря на то, что там одна реклама. Мужские журналы: «Максим», «FHM», «Плейбол» - платные. Качественный продукт должен продаваться. Кстати, «Выбирай» все-таки часть тиража продает.

- Не секрет, на челябинском рынке распространения печатной продукции монопольное положение занимает «Роспечать». «ТелеСемь» работает, в частности, еще и с «Азбукой». Что вы думаете о перспективах развития на этом рынке конкуренции?

- У нас 80 процентов тиража идет через «Роспечать». Через «Азбуку» - восемь процентов, шесть процентов - через киоски «ВЧ-Маркет», остальное - через частных распространителей. Знаете, практически нигде, кроме Челябинска, монополии «Роспечати» нет. Дело в том, что генеральный директор ОАО «Челяброспечать» Анатолий Максимович Симоненко и его коллектив выполнили уникальную задачу: сохранили все наследство «Союзпечати», переведя ее в «Роспечать». Несмотря на то, что в других городах произошло акционирование...

- Одно время даже у Дерипаски был пакет акций «Роспечати»...

- Да. У «ИнтерМедиаГрупп» тоже был пакет «Роспечати», около 1000 киосков по стране. Хорошо или плохо, что у нас в Челябинске сохранилось единое мощное предприятие? С монополистом всегда чуть сложнее работать. Ему не навяжешь свои условия. Но лично мне ничего не приходится навязывать «Роспечати». Наши предложения по ценообразованию, доставке тиража, их было не так уж и много, принимаются. Я знаю, у других директоров проблемы возникают, у меня - нет. Я знаю также, какие проблемы возникают у издателей в других городах. В Екатеринбурге, например, есть «Роспечать» Чкаловского района, есть «Роспечать» Уралмаша и так далее. Это совершенно отдельные предприятия, и у каждого своя политика в ценообразовании. Что касается конкуренции... Она возможна, если в одной географической точке мне предложат сервис сразу несколько киосков. Но такую конкуренцию ни один мэр не позволит.

- Но тот же «ВЧ-Маркет» мог бы поставить больше своих киосков...

- На мой взгляд, они сами пока не очень-то активно ведут работу по сети. Сравните киоски «Роспечати» и «ВЧ-Маркета». Уровень примерно одинаков: расположение, подходы... Но в «Роспечати» ассортимент насчитывает сотню экземпляров, в «ВЧ-Маркете» – 30. А ассортимент - один из важных элементов сервисной политики. У «ВЧ-Маркета», действительно, есть реальная возможность конкурировать с «Роспечатью». У «Роспечати» в Челябинске 200 киосков, у «ВЧ-Маркета» - около 30. Вполне сопоставимые цифры. И точки у «ВЧ-Маркета» располагаются достаточно удачно, некоторые даже в более выгодном положении, чем у «Роспечати». Наш тираж мог бы, например, распределяться так: 70 процентов - в «Роспечать», 15 процентов – в «ВЧ-Маркет». Но на самом деле пропорция: 80 к 6. Сеть у «ВЧ-Маркета» есть, но она не очень сильно загружена.

- Юрий, что вы сами предпочитаете из СМИ?

- Естественно, я просматриваю все челябинские издания телевизионной тематики, включая программы телевидения. Из качественной прессы... Стартовая страница моего компьютера - www.74.ru . Информацию о жизни города я черпаю отсюда. Я не читаю ни «Вечерку», ни «Челябку», ни другие издания.

- Интернет – конкурент печатной прессы?

- Да, во всяком случае, в сегменте качественной журналистики. Качественная пресса - продукт очень дорогой в силу своей небольшой тиражности и затрат на хороших аналитиков. На мой взгляд, Gazeta.ru вполне может быть конкурентом «Коммерсанта» или «Известий». Тем более что подача новостей осуществляется в режиме on-line. Но сам я Gazeta.ru читаю крайне редко. Новости я получаю, благодаря телевидению. Причем, донимаю всех домашних, потому что смотрю три версии: на ОРТ, на РТР и на НТВ. Плюс иногда «Телефакт». В этом смысле я узурпатор. Слава Богу, в доме два телевизора. Правда, я смотрю более качественный...

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter