Бизнес Андрей Чертов, директор инженерно-коммерческого предприятия «Никас»: «Создание климата – это наша профессия!»

Андрей Чертов, директор инженерно-коммерческого предприятия «Никас»: «Создание климата – это наша профессия!»

Мы не работаем с дешевой техникойВ климатическом бизнесе мы всегда были на шаг впереди всехСолидная фирма никогда не будет снижать цену в ущерб качествуБольшинство руководителей компаний осознало, что кондиционирование и вентиляция – это требование сегодн

Бум на климатическую технику в России начался в середине девяностых годов. На рынке появились компании, которые стали смело предлагать клиентам дорогое и бесшумное (!) климатическое оборудование для климата иностранного производства. Но долгое время повстречать кондиционер можно было разве что в фешенебельном офисе какой-либо бизнес-структуры или в кабинете власти. Сегодня современные системы кондиционирования и вентиляции в любом помещении необходимы как воздух и их наличие не только в офисе, но и в доме воспринимается не как роскошь, а норма жизни современного человека. Услуги по созданию хорошего климата предлагают десятки компаний.

О том, какому оборудованию доверить погоду в доме и офисе, как не стать клиентом фирм-однодневок и других тонкостях климатического бизнеса рассказывает директор инженерно-коммерческого предприятия «Никас» Андрей Чертов.

- Андрей Станиславович, расскажите, с чего вы начинали свой бизнес?

- В начале 90-х годов, мы занимались торговлей – поставками разного оборудования, компьютерной техники в Челябинск. Компания «Никас» была создана довольно спонтанно. Тогда мы с коллегой – Николаем Клеутиным, ныне генеральным директором фирмы «Никас», работали в коммерческой организации, но решили начать самостоятельное дело. Изучили рынок и нашли нишу, которая была никем не занята.

В 1992 году мы первые в нашем регионе начали заниматься системами кондиционирования: привозили в Челябинск бакинские кондиционеры – большие оконные ящики (других тогда не было), продавали, устанавливали, обслуживали их. Даже летали в Баку: были планы завязать с производителем тесные связи. Через два-три года в Челябинске стали появляться другие фирмы. Но без преувеличения могу сказать, что мы всегда были на шаг впереди всех. Когда остальные начали продавать оконные кондиционеры, мы рискнули завезти в Челябинск сплит-системы. Тогда никто толком не знал что это такое, кроме того, стоили они очень дорого. Потом первым в Челябинске «Никас» стал заниматься центральными системами кондиционирования. Один из первых наших крупных объектов был «Киномакс-Урал».

- Конкуренция между челябинскими фирмами, которые занимаются климатическим оборудованием, сегодня высокая?

- Компаний на рынке достаточно. Как говорят, только ленивый не занимается этим. Но стабильно работающих на рынке не так уж много. Летом появляется масса мелких фирм. Отработав сезон, к зиме они, как правило, исчезают. В климатическом бизнесе существует такое негласное правило: разработкой технического задания, проектированием, поставкой, установкой оборудования, его обслуживанием должна заниматься одна компания. Если этой цепочки нет, значит фирма просуществует недолго. Тот, кто живет сегодняшним днем – повесит кондиционер и уйдет. Но российский рынок климатической техники небольшой. Тут все друг друга знают. Стоит один раз совершить оплошность, вернуть себе имя потом очень сложно. Поэтому любая профессиональная фирма очень дорожит своей репутацией. Если ты хочешь, чтобы тебя уважали, в какой-то момент нужно уметь отказаться от прибыли.

В жизни многое определяют все-таки не деньги, а простые человеческие отношения. Очень показателен в этом плане был 98-й год. Кондиционеры – это валютный товар. Мы тогда со многими работали на условиях товарного кредита, поэтому когда наступил август 98-го некоторые клиенты оказались нам должны. Тогда каждый проявил себя в истинном свете: кто-то честно и порядочно заплатил. Сейчас они преуспевают в бизнесе и являются нашими постоянными клиентами. А были такие, кто предпочел ситуацией воспользоваться. Только сегодня я об этих компаниях ничего не слышу, им пришлось уйти с рынка.

- Я слышала: чтобы продавать кондиционеры, даже необходима специальная лицензия?

- Придя в фирму, заказчик обязательно должен поинтересоваться, есть ли у фирмы лицензии на те виды работ, которые декларируются. У нас имеются лицензии Госстроя и именные сертификаты от фирм-производителей климатического оборудования на все виды услуг. Вообще, оценить климатическую фирму можно по трем критериям. Во-первых, важно, сколько времени компания работает на рынке. Второе – это наличие у нее квалифицированных специалистов, имеющих сертификаты. И третье условие – наличие сервисной службы.

- Покупка кондиционера превращается в целое событие?..

- Купить кондиционер можно в любом салоне бытовой техники. Может быть, там он даже стоит дешевле. Но все не так просто. Раньше главным критерием при выборе кондиционера был объем вашего помещения. Сегодня сложился более профессиональный подход. Основным условием является соблюдение теплового баланса в помещении. Кондиционер поглощает тепло. Его количество напрямую зависит от материалов, из которых изготовлены стены, потолок. Второй фактор – это люди и техника, находящиеся в помещении. Это тоже нужно учитывать при выборе кондиционера. Немаловажный критерий – это попадание тепла через щели, форточки и так далее. В любой уважающей себя фирме специалист должен выехать на объект, осмотреть помещение, произвести необходимые расчеты. Может быть, установить кондиционер способен любой, но правильно установить может только профессионал.

- Обслуживание кондиционера – достаточно дорогое удовольствие...

- Кондиционер – это тоже что автомобиль, который необходимо постоянно обслуживать. У многих существует неверное представление, что кондиционер нужно только повесить на стенку и больше ничего не требуется. Хороший кондиционер при условии, если он грамотно установлен, проходит регулярный техосмотр и правильно эксплуатируется, может прослужить семь-десять лет. Поверьте, если по инструкции положено раз в две недели чистить фильтр, это не значит, что все люди это делают. Не будут же они ставить галочки на календаре? Для этого существует сервисная служба. Разовый выезд специалиста стоит от трехсот до шестисот рублей. Это не великие деньги. Лучше всегда предупредить болезнь, чем потом ее лечить. Большинство наших клиентов сознают, что это необходимо.

- Бизнес, связанный с кондиционированием и вентиляцией можно назвать наукоемким. А где в Челябинске взять квалифицированных специалистов?

- В девяностые годы, когда многие ударились в торговлю, инженерный труд фактически обесценился. Приятно сознавать, что сейчас ситуация меняется кардинально: инженерные специалисты сегодня высоко ценятся и очень востребованы. Многие фирмы, давно работающие на рынке климатической техники, начинают растить специалистов со студенческой скамьи. Мы плотно сотрудничаем с Южно-Уральским госуниверситетом. У нас уже работает пять выпускников ЮУрГУ. Сейчас в компании «Никас» около ста сотрудников. Наши менеджеры, монтажники постоянно продолжают обучение и в России, и за рубежом. Специалисты «Никаса» ездили на заводы-производители климатической техники во Францию и Японию.

- Расскажите, о своих клиентах?

- Мы достаточно давно работаем с банками Челябинска: главное управление Центробанка, Челиндбанк, «Ураллига», «Уралпромбанк». Администрации города и области. Управление железной дороги. «Челяэнерго». Нашими объектами являются «Гостиный двор», «Киномакс-Урал», «Киномакс-Победа», страховая компания «АСКО», операторы мобильной связи – «МТС», «ЮУСТ», «Мегафон», «Теле-2» (мы регулярно обслуживаем их базовые станции). У нас много корпоративных клиентов. Но мы не уходим от частного заказчика, стараемся относиться ко всем одинаково внимательно. Если человек пришел к нам, нужно дать ему понять, что мы нужны ему.

- Значит кондиционер уже перестал быть редкостью не только в магазине или офисе, но и в обычной квартире?

- Представьте себе: первый патент на систему кондиционирования воздуха в помещении был выдан в 1815 году. Сколько времени должно было пройти, чтобы люди осознали, что это вовсе не роскошь. Очень показательный пример: в 1924 году в Детройте в одном из супермаркетов была установлена система кондиционирования, в результате торговый оборот повысился в 3 раза.

10-15 лет назад в России не знали ничего кроме бакинских кондиционеров, и те были исключительно привилегией больших начальников, либо медицинских учреждений. Остальные люди обходились допотопными вентиляторами, которые оглушительно шумели. Сегодня большинство руководителей компаний осознало, что кондиционирование и вентиляция – это жизненная необходимость.

У меня есть такая привычка: когда еду на машине по городу, всегда смотрю на фасады домов: сколько сплит-систем установлено. Сегодня их число не сравнить с тем, что было лет пять назад. Ведь понятие евроремонта – это не дорогие обои и подвесные потолки, а прежде всего создание комфортных условий для работы и жизни человека. Поэтому, делая ремонт в квартире, многие изначально закладывают в его бюджет установку кондиционера.

- Сегодня на рынке существует около двадцати производителей кондиционеров. Какое климатическое оборудование вы используете?

- Существует техника эконом-класса и бизнес-класса, она принципиально различается качеством. Мы работаем с конечным заказчиком, и в случае чего нам приходится отвечать перед ним. Есть кондиционеры и за сто, за двести долларов. Но это все равно, что купить, например, одноразовый фотоаппарат. Любая уважающая себя фирма не станет продавать клиенту технику, которая в лучшем случае прослужит год. Лучше отказать заказчику или попытаться переубедить его.

Также как солидная фирма никогда не будет снижать цену в ущерб качеству. У нас был неудачный опыт работы с дешевой техникой. Поэтому мы предпочитаем проверенные марки. Наши бренды – это японские «Daikin», «Panasonic» «Mitsubishi Electric», французская техника «Airwell», кондиционеры «Samsung». В основном мы работаем с крупными московскими поставщиками техники. Сложное оборудование – центральные кондиционеры, охлаждающие машины, мы заказываем специально под конкретный объект за границей. У нас есть партнеры во Франции, Италии.

- Сейчас практически во всех жилых домах уже на этапе строительства устанавливаются пластиковые окна, а вентиляция в квартирах прежняя – старого типа...

- По старым строительным нормам и правилам в жилых домах закладывается обычная вентиляция вытяжного типа. В квартире с евроокнами человек ощущает себя как будто в оранжерее. И кондиционер здесь не спасает. Для того чтобы осуществить приток свежего воздуха с улицы необходима приточная вентиляция. Это требование сегодняшнего дня. Сейчас некоторые строительные фирмы уже начинают задумываться над этой необходимостью. Нам очень нравится, как в этом плане работает строительная компания «Монолит».

- Если брать во внимание нашу экологию, то одним кондиционером и системой вентиляции, явно не обойтись…

- Конечно, в комплексе, надо использовать еще и очиститель воздуха. Он очень эффективен, но пока это достаточно дорогое удовольствие. Мы как-то предложили одному заказчику очиститель воздуха. Он задал нам такой вопрос: «А как я буду это ощущать?» А как можно потрогать воздух? Мы понимаем, что это уже следующий этап. Хорошо, что люди хотя бы осознали, что от кондиционеров польза есть.

- У нас в регионе очень много промышленных объектов, для которых проблема качественной вентиляции чрезвычайно актуальна. Промышленной вентиляцией вы занимаетесь?

- Это одно из направлений нашей деятельности. Приходя к нам, заказчик получает весь комплекс услуг: проектирование системы, поставка, монтаж оборудования и сервисное обслуживание. Сейчас многие компании, которые раньше занимались только поставками вентиляционного оборудования, организуют свое собственное производство. У нас тоже есть производственный участок по изготовлению вентиляционных коробов. Мы очень плодотворно сотрудничаем с проектными институтами: уже на стадиях проектирования объекта закладывается оборудование, чьим поставщиком в Челябинске являемся мы. Нашими клиентами являются «Южно-уральская железная дорога», курганский завод медицинских препаратов «Синтез». Кроме того, мы ведем работы на ряде объектов оборонного комплекса.

- Андрей Станиславович, у вас возникали конфликты внутри компании?

- В фирме «Никас» раньше существовала такая система: как только в рамках компании выделялось значимое направление, мы создавали отдельные структурные подразделения. Так в частности возник «Никас-ЭВМ» - салон электроники. Другое направление возглавила фирма «Никас-центр», которая занималась поставками банковского оборудования. Потом что-то у нас не сложилось, ребята решили начать работать самостоятельно, но пообещали переименовать предприятие.

Полагаясь на бывших партнеров, наше предприятие вышло из состава акционеров «Никас-центра». В какой-то момент к нам вдруг начали поступать звонки с претензиями о невыполненных обязательствах от «ненаших» клиентов. Выяснилось, что «Никас-центр» тоже начал заниматься кондиционированием, но менять имя передумали. Мы еще в 95-м году подали документы в патентное бюро в Москву и зарегистрировали товарный знак, но не само название. Поэтому на время возникла некая путаница: что же в Челябинске делает «Никас», а что – «Никас-центр». Через какое-то время ситуация в точности повторилась в Кургане с ЗАО «Никас-Курган». Я не говорю, что мы лучшие: у нас тоже есть ошибки. И мы готовы отвечать за свои ошибки, но не за чужие.

- Какой вы видите свою компанию в будущем?

- Мы тринадцать лет на рынке климатической техники. Прошли все этапы. Это как становление ребенка: тяжело в первый, третий и седьмой год. Мы все эти болезни роста, слияния, распада уже преодолели. Сегодня случайных людей у нас в компании нет. У «Никаса» существуют новые задумки, есть перспективы роста. Надеюсь, что мы сохраним и свое доброе имя.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления