RU74
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Челябинске

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

0 м/c,

746мм 66%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Бизнес Виталий Никулин, директор корпорации «Гипермаркеты «ДАР»: «Мы строим торговые центры, которые соответствуют мировым стандартам»*

Виталий Никулин, директор корпорации «Гипермаркеты «ДАР»: «Мы строим торговые центры, которые соответствуют мировым стандартам»*

Диверсификация форматов – наиболее эффективный способ минимизировать рискиДо сих пор в Челябинской области не существовало классических гипермаркетов Рано или поздно все крупные челябинские операторы столкнутся с необходимостью выхода на областной рынок

Время, когда вывеска «супермаркет» над входом в соседний магазин воспринималась как «дорогая экзотика», давно прошли. Сегодня каждый из нас привык удовлетворять насущные потребности в товарах первой необходимости с комфортом. Нынешнего покупателя, который отважился совершить очередной шопинг, заботит уже не столько сумма чека, сколько ассортимент товаров в магазине, уровень обслуживания, близость к дому и так далее.

Челябинский рынок розничной торговли переживает настоящий бум. Затянувшимся приходом на местный розничный рынок столичных и иностранных компаний, который давно прогнозируют эксперты, сумели с выгодой для себя воспользоваться региональные торговые сети. Провинциальные ритейлеры осваивают новые форматы торговли, открывают новые магазины, вынашивают амбициозные планы покорения соседних регионов, обобщают собственный опыт и непрерывно ищут пути дальнейшего развития.

19 ноября в Доме архитектора прошел Торговый форум «Специфика и перспективы ритейла в России. Мультиформатные сети и гипермаркеты в регионах». Представители торговых организаций и крупнейших товаропроизводителей, властных структур области, а также европейских экспертных организаций собрались в столице Южного Урала, чтобы обсудить проблемы розничной торговли.

Устроителями форума была организована работа по двум основным направлениям: государственное регулирование и поддержка розничной торговли, мультиформатные сети и гипермаркеты в Южно-Уральском регионе.

Столь масштабное мероприятие, посвященное ритейлу, в Челябинске проводилось впервые. Организатором форума выступила Межрегиональная Торговая Ассоциация. Мы беседуем с Президентом Межрегиональной Торговой Ассоциации Виталием Никулиным.

– Виталий Александрович, расскажите, какие цели преследует создание Межрегиональной торговой ассоциации, президентом которой вы являетесь?

– Межрегиональная Торговая Ассоциация – это добровольное объединение коммерческих и некоммерческих предприятий и организаций – участников розничной торговли, созданное для представления их интересов в целях совершенствования системы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. В числе инициаторов ее создания выступили группы компаний «Незабудка» и корпорация «Дар». В последние годы розничная торговля продемонстрировала серьезную значимость для экономического развития региона. Яркое свидетельство тому – рост налоговых отчислений торговых организаций. Постепенно происходит установление цивилизованных отношений в розничной торговле. Между тем, существует немало пресловутых административных барьеров, о которых принято много говорить в последнее время: сложные процедуры регистрации, лицензирования, сертификации, многочисленные проверки со стороны контролирующих органов. В результате бизнес испытывает давление и несет существенные издержки. Очевидно, что по мере развития цивилизованного рынка розничной торговли должна совершенствоваться система его регулирования, для этого необходимо создание гибких, более совершенных механизмов. Мы собираемся участвовать в такой деятельности и уже получили поддержку городской и областной администраций, Законодательного собрания области.

Есть и другие актуальные цели: сближение ведущих торговых компаний города, обмен опытом, поиск совместных решений возникающих задач. Мы делаем одно общее дело – вкладывая средства в малый и средний бизнес, развиваем экономику области и тем самым влияем на уровень жизни населения. В этой ситуации мы все выступаем как партнеры, а не представители конкурирующих организаций, и можем оказывать друг другу посильную помощь. Ведь зачастую многие сходные проблемы у «коллег по цеху» возникают из-за дефицита информации или затруднений ее обмена. Желание присоединиться к Ассоциации выразили ряд известных компаний, которые высказали заинтересованность в регулярном конструктивном взаимодействии по целому ряду вопросов. Многие бизнесмены сейчас понимают выгодность и перспективность такого цивилизованного взаимного сотрудничества.

Совершенно очевидно, например, что на современном этапе развития общества начала изменяться культура потребления. Поэтому ритейлерам важно элементарно понять, в каком направлении двигаться дальше. Будут ли, скажем, пользоваться особым спросом «магазины на диване», или будущее за дискаунтерами, каковыми себя позиционируют федеральные сети «Пятерочка» и «Дикси». Какие факторы становятся ключевыми в работе ритейлера: оформление магазинов, снижение цен, оптимизация ассортимента, квалифицированность персонала, сокращение пути от поставщика до прилавка; что нужно потребителю – формат «cash&carry», или он хочет приходить в магазин пешком, а не приезжать на автомашине.

– На сегодняшний день торговая сеть «Незабудка» – крупнейшая на Южном Урале. Как вы оцениваете то, что уже сделано, и каковы планы на будущее?

– «Незабудка» – это мультиформатная торговая сеть. За два с лишним года мы открыли в Челябинске больше 30 магазинов: дискаунтеры, универсамы, супермаркеты. Диверсификация форматов, на наш взгляд, это наиболее эффективный способ минимизации рисков и издержек.

Каждый из магазинов рассчитан на своего покупателя. Все зависит от уровня доходов населения и представлений о том, какие продукты они хотят покупать. Было бы странно ожидать, что в дискаунтере – магазине эконом-класса – вам предложат свежую рыбу и раков на льду. Это невозможно и не нужно. Но сегодня появляется все больше людей, которые хотят покупать полуфабрикаты и готовую еду. Это означает, что культура покупок постепенно меняется. Не исключено, что через несколько лет дискаунтеры с их подходом к торговле и вовсе исчезнут.

Российская торговля идет по тому же пути, который в свое время прошла Европа. По мнению экспертов, рынок ритейла продолжит развиваться в сторону все более просторных и дорогих форматов. В ближайшие 5-7 лет формат гипермаркета может стать преобладающим в России. Классический гипермаркет, как известно, предполагает, так называемый «one-stop shopping» – возможность делать все покупки в одном месте – и гибкую систему ценообразования. Обычно гипермаркет рассчитан на все слои населения и предлагает в ассортименте дешевые товары для малоимущих, самые популярные товары для среднего класса и эксклюзивные предложения для состоятельных людей.

Гипермаркеты, демонстрирующие новые стандарты качества обслуживания, высокий уровень сервиса, притягивают к себе покупателей. Будущее мелкой, несетевой розницы – скорее, в небольших по площади специализированных магазинах, напоминающих популярные в Европе мясные, сырные лавки, булочные. Они обслуживают жителей одного квартала или даже дома и ориентируется на вкусы постоянных покупателей. Такая небольшая торговая точка может более гибко реагировать на спрос и предоставлять сервис премиум-класса благодаря персональному, внимательному отношению к каждому клиенту.

– В рамках форума состоялась презентация сети гипермаркетов «Дар Сити», представляемой корпорацией «Дар». Почему вы решили начать реализовывать свои амбициозные планы по завоеванию рынка именно с Миасса, откровенно не самого инвестицинно привлекательного района области?

– Сеть гипермаркетов «Дар Сити» – новый проект группы компаний «Незабудка». При определении районов для экспансии мы в первую очередь ориентировались на города со стабильным населением и развитой инфраструктурой. Безусловно, такие города, как Челябинск или Магнитогорск характеризуются более высоким уровнем жизни и платежеспособности населения. Они важны для нас в стратегическом плане. Концепция «Дар Сити» разрабатывалась в течение двух лет. За это время мы тщательно изучали работу столичных сетей, опыт крупноформатной торговли за рубежом. Были привлечены ведущие столичные и европейские консалтинговые компании, которые занимались построением бизнес-процессов для таких крупных сетей, как «Carrefour» и «Мосмарт». Первый гипермаркет сети «Дар Сити» будет запущен до Нового года в Миассе. В течение следующих двух лет мы построим два комплекса в Челябинске. Основная цель корпорации «Дар» на ближайшие пять лет – достижение доли рынка в 14% от общего розничного оборота продуктов питания области. С 2006 года «Дар Сити» планирует начать освоение смежных регионов. Вероятнее всего, это будут Пермь и Уфа. Сейчас ведутся переговоры с администрациями четырех областей и достигнут ряд договоренностей.

Выбрав Миасс в качестве стартовой площадки, мы получаем возможность «обкатать» технологию. Безусловно, определенные шероховатости возникнут. Но это даст возможность в будущем году скорректировать предложение для челябинского рынка. Рано или поздно все крупные челябинские операторы столкнутся с необходимостью выхода на областной рынок. Но в этом деле важно быть первыми: к тому времени мы уже будем иметь здесь своего покупателя. На сегодняшний день торговля в Миассе далеко не всегда носит цивилизованный характер и напоминает ситуацию в Челябинске несколько лет назад. Мы надеемся ее изменить.

– Сейчас в Челябинске представлено достаточно сильных игроков. Вы не боитесь столкнуться с отсутствием вакантного места, придя через год на этот рынок?

– Возможностей для функционирования различных торговых сетей на розничном рынке Челябинска более чем достаточно. Мы вполне спокойно относимся к здоровой конкуренции и будем рады взаимовыгодному сотрудничеству. Потребители от этого разнообразия предложений только выигрывают: выбор становится богаче, процесс совершения покупок – более удобным и приятным, а цены снижаются. Кроме того, развитие сетевой торговли заставляет лишний раз задуматься владельцев магазинов-одиночек. В будущем им придется сдаться крупным сетям либо начать работать над собой. Появление «Дар Сити», безусловно, заставит других участников рынка пересмотреть стратегию и тактику своего развития.

– Чем «Дар Сити» будет принципиально отличаться от других местных гипермаркетов, таких, как «Молния», «Сезам» и «Теорема»?

– По сути, до сих пор в Челябинской области не существовало гипермаркетов в классическом смысле. Этот формат подразумевает не только большую площадь торговой зоны, широкий ассортимент продовольственных товаров и доступные цены, к чему привыкли южноуральцы. Посещение торгового центра превращается в событие недели для всей семьи. Люди хотят не просто рационально тратить средства и время, обеспечив себя необходимыми продуктами питания и товарами повседневного спроса на длительное время, но и организовать таким образом свой досуг. Главное не что ты покупаешь. Важен сам процесс покупки. Товар как таковой уже не удовлетворяет потребности покупателя. Важна идея, которая даст клиенту уверенность в том, что именно здесь будут реализованы все его желания и потребности. Поэтому мы постарались сделать уникальное предложение покупателю, обеспечив ему комфортные условия для совершения покупок. В любом гипермаркете должен присутствовать целый ряд дополнительных сервисных услуг, которые превращают его в нечто большее, чем обычный магазин. Это элементарная возможность перекусить, отдохнуть, приятно провести время с семьей или друзьями, совершить какие-то уникальные покупки. Есть и более очевидные способы, позволяющие создать любому покупателю минимальное ощущение комфорта. Например, чтобы добраться до нашего гипермаркета, можно воспользоваться специальным бесплатным автобусным маршрутом. Это распространенная практика, принятая у столичных операторов.

– Выход оператора в регионы связан с проблемой построения правильной и эффективной логистики. Как будет строиться работа с поставщиками?

– Сейчас активно продолжается договорная компания, проводится некий конкурс среди поставщиков за право выставить свой товар на полки. Кроме того, «Дар Сити» позиционируется как торговый центр с широким выбором товаров повседневного спроса по приемлемым ценам. Поэтому 50% поставок осуществляется по прямым российским и иностранным контрактам. Таким образом, мы взаимодействуем не с поставщиками, а с производителями. Это позволяет сократить путь, который проходит товар до прилавка. В результате снижаются издержки ритейлера, и это сказывается на ценовой политике.

– Кадры решают все. Думаю, ваш бизнес здесь не исключение. Как собираетесь решать эту проблему?

– Мы прекрасно понимаем, что управление каждым гипермаркетом целесообразно строить локально, создав и обучив местную команду управленцев. Поэтому приходится принимать недостаточно квалифицированный персонал и тщательно готовить его к работе. Для этого у нас создан собственный учебный центр. Не случайно одно из направлений политики компании на ближайший год – инвестиции в персонал. Это вложения, которые быстро окупаются. Если говорить о социальной функции, которую мы так или иначе несем, – создание новых рабочих мест – здесь мы придерживаемся принципа эффективности. Скажем, в любом челябинском торговом комплексе работает, как правило, до 2-3 тысяч сотрудников. В «Дар Сити» это число сократилось до 240 человек. Мы применили европейскую технологию построения бизнес-процессов, благодаря чему достигли такой оптимизации. В течение рабочего дня один человек делает такое количество работы, которое, скажем, в советские времена выполняла целая бригада рабочих. При этом он имеет высокий уровень заработной платы.

– Как вы считаете, что до сих пор сдерживает экспансию на челябинский рынок крупных иностранных операторов?

– Есть разные мнения на этот счет. Многие называют в качестве причины проблему взаимоотношения с местными властями и часто упоминают такое понятие, как «закрытость» регионов, их нежелание пускать «чужих» операторов. Мне кажется, это несколько надуманный фактор. Гораздо более серьезным препятствием служит значительное количество рисков, которые сопровождают предпринимательство в наших условиях: местные экономические, географические, правовые особенности и культурные предпочтения накладывают определенный отпечаток на характер розничных рынков в регионах. У нас слишком обширные территории, неравномерная концентрация населения, у нас попросту зима длинная. Поэтому зачастую попытки иностранных операторов механически перенести на нашу почву свой опыт, испытанный на других территориях, который они считают эксклюзивным и единственно верным, оказываются неудачными.

Местные игроки лучше знают специфику региона, могут корректнее прогнозировать поведение отечественного потребителя. Одной из трудностей региональной экспансии является построение эффективных логистических схем. Это требует значительных инвестиций в строительство локальных распределительных центров. Кроме того, возникает проблема формализации и контроля бизнес-процессов, а также нехватка квалифицированного персонала на местах. При этом существуют определенные сроки возврата инвестиций, которые измеряют эффективность бизнеса. Безусловно, инвестиционные возможности западных сетей гораздо выше, чем у российских конкурентов. Экспансия – их политика. Так что рано или поздно это случится. Мы готовы не только конкурировать, но и сотрудничать.

* На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления