Бизнес Константин Складанов, гендиректор компании «Абиком-М»: «Задача нефтяных компаний - обеспечить необходимый объем нефтепродуктов внутри страны, и рынок сам отрегулирует цену на топливо»

Константин Складанов, гендиректор компании «Абиком-М»: «Задача нефтяных компаний - обеспечить необходимый объем нефтепродуктов внутри страны, и рынок сам отрегулирует цену на топливо»

Мы уже шесть лет представляем бренд «Сибнефть» на челябинском рынкеУ потребителей складывается неверное представление о том, что владельцы АЗС зарабатывают колоссальные сверхприбылиНа внутреннем рынке создается дефицит нефтепродуктов, который стимулирует

Ситуация на топливном рынке в той или иной степени волнует каждого из нас. И назвать ее стабильной сегодня крайне сложно. За последние полгода бензиновый бизнес то и дело становился ареной ценовых войн, громких скандалов и шумных разбирательств.

На этом рынке в Челябинске работает не один десяток компаний, которые в условиях жестокой конкуренции усиленно борются за свое место под солнцем. Компания «Абиком-М» – официальный дилер «Сибнефть», традиционно являлась одним из самых сильных игроков в бензиновом бизнесе. Несмотря на жесткую ценовую политику конкурентов, «Сибнефти» до сих пор удавалось удерживать конкурентоспособные цены, при этом неизменно сохраняя высокие стандарты качества, которое волнует потребителя ничуть не меньше, чем стоимость литра горючего на местных автозаправках.

Что будет с ценами на топливо? Кто является главным виновником бензиновой инфляции? Какая участь ждет мелких автозаправщиков? Как решить проблему качества нефтепродуктов?

На эти вопросы мы предложили ответить генеральному директору компании «Абиком-М» Константину Складанову.

– Константин Геннадьевич, расскажите об истории прихода «Сибнефти» в Челябинск?

– Все началось в 1994 году, когда компания «Абиком-М» начала создавать собственную сеть автозаправок. В 1996 году мы одни из первых в Челябинске стали строить стационарные (капитальные) автозаправочные станции (в то время большинство АЗС в городе были контейнерного типа). Вскоре контейнерные заправки в Челябинске запретили строить и эксплуатировать. В 1999 году, заключив дилерский договор с «Сибирской нефтяной компанией», мы получили право использовать товарный знак «Сибнефть». Согласно этому договору мы приобретаем нефтепродукты крупнейшего в России Омского нефтеперерабатывающего завода и реализуем их через сеть АЗС, оформленных в фирменном стиле «Сибнефть». Кроме того, имея собственную нефтебазу, мы осуществляем оптовые поставки светлых нефтепродуктов. Мы вот уже шестой год представляем этот бренд на челябинском рынке. При этом не могу сказать, что статус дилера компании «Сибнефть» дает нам существенные преимущества. Техническое переоснащение действующих заправок, строительство новых объектов, развитие сервисных услуг мы полностью обеспечиваем своими силами и средствами.

– Какое из направлений сегодня главное в вашем бизнесе – розничная сеть АЗС или оптовые поставки топлива?

– Мы активно развиваем оба эти направления. Собственная сеть сегодня насчитывает 27 автозаправочных комплексов. К концу текущего года мы планируем расширить ее до 32 заправок. Кроме того, существует субдилерская сеть, состоящая из 20 АЗС. Владельцы этих заправок, так называемые джобберы, заключившие с нами специальное соглашение, получили право использовать марку «Сибнефть». Мы полностью обеспечиваем их высококачественными нефтепродуктами и совместно проводим мероприятия по продвижению бренда «Сибнефть» в Челябинске и Челябинской области. К примеру, совместно с джобберами была организована процессинговая компания «Сибкарт-Челябинск», которая занимается выпуском топливных смарт-карт. Кстати, в ближайшее время владельцы карт, смогут использовать их не только на территории Челябинской области, но и по всему Уральскому региону и за его пределами.

Что касается оптовых поставок, мы обеспечиваем потребности в нефтепродуктах крупных промышленных предприятий и мелких заправщиков Челябинской области.

– Актуальна ли сегодня проблема качества топлива в Челябинске?

– Безусловно. В Челябинской области существует такое звено оптовой торговли, как ЛПДС Новосинеглазово – это крупная нефтебаза, на которую топливо поступает по нефтепроводу из Уфы. Причем независимо от вида топлива, доставка осуществляется по одному трубопроводу. Неудивительно, что наличие посторонних примесей отрицательно сказывается на качестве нефтепродуктов. Несмотря на это, в Новосинеглазово выстраиваются длинные очереди бензовозов. Как правило, это владельцы одной или двух автозаправочных станций, которые предпочитают экономить на качестве.

Автозаправщики, которые дорожат своей репутацией и клиентом, в основном это крупные сети АЗС, предпочитают получать нефтепродукты более дорогостоящим способом – железнодорожным транспортом. С завода товар поставляется в цистернах на склад, а оттуда развозится по автозаправочным станциям. Мы работаем только таким способом. Кроме того, наша компания регулярно проводит экспертизу своих нефтепродуктов, о чем свидетельствуют паспорта качества.

– Как вы оцениваете конкуренцию на челябинском топливном рынке?

– Мы работаем в условиях жесточайшей конкуренции как на розничном, так и на оптовом рынке нефетпродуктов. Сегодня в Челябинске представлены три крупные брендовые сети автозаправок – «Лукойл», «Сибнефть» и «Татнефть». При этом челябинская сеть АЗС «Лукойл» принадлежит непосредственно нефтяной компании. Имея полный цикл производства от скважины до автовладельца, нефтяная компания свободно регулирует уровень цен в собственной сбытовой сети, оказывая при этом значительное влияние на ценовую политику конкурентов. Чтобы выдержать конкуренцию, мы вынуждены обращаться к нашему поставщику-производителю с просьбой установить более низкую входную цену на нефтепродукты. Но независимо от результата, мы вынуждены держать розничные и оптовые цены, ориентируясь на цены представителя в регионе нефтяной компании «Лукойл». Причем, если раньше наценка на бензин в розничной сети стабильно составляла порядка 25–30%, то сегодня она не превышает и 15%.

– Вы хотите сказать, что постоянный рост цен на АЗС вызван монополизацией топливного рынка?

– На мой взгляд, основной причиной роста цен на нефтепродукты является отсутствие экономического регулирования деятельности нефтяных компаний, которым в условиях роста мировых цен на нефть гораздо выгоднее работать на экспорт (правительству это, кстати, тоже выгодно). В результате, на внутреннем рынке создается дефицит нефтепродуктов, который стимулирует разного рода спекуляции. Как следствие, владельцы розничных сетей вынуждены повышать цены на топливо, чтобы компенсировать свои издержки. В то же время у потребителей складывается неверное представление о том, что владельцы АЗС зарабатывают колоссальные сверхприбыли.

– Каким вы видите выход из топливного кризиса?

– На мой взгляд, нефтяным компаниям необходимо четко расставить приоритеты: их задача в первую очередь обеспечивать потребность внутреннего рынка, а во вторую очередь экспортные поставки. Это создаст нормальные условия конкуренции. Обеспечьте необходимый объем нефтепродуктов внутри страны, и рынок сам отрегулирует цену. Только в этом случае появится возможность эффективно решать проблему с ростом цен на топливо.

– На каких принципах, по-вашему, должны взаимодействовать бизнес и власть?

– На принципах взаимовыгодного сотрудничества и индивидуального подхода к каждой конкретной компании. Так как далеко не все игроки топливного рынка в Челябинске совершают усилия для развития города и области. К примеру, со склада в Новосинеглазово (Восточное производственное объединение ОАО «Уралтранснефтепродукт») около 170 фирм продают более 600 тысяч тонн нефтепродуктов в год и при этом не платят акциз, то есть акцизные деньги остаются в Башкирии. Если бы местные власти серьезнее отнеслись к вопросу регулирования деятельности нефтетрейдеров, то бюджет Челябинской области мог дополнительно получать только акцизов свыше 1,5 миллиардов рублей.

Компания «Абиком-М» является вторым по величине плательщиком акциза на нефтепродукты в Челябинской области и ежемесячно пополняет областную казну на сумму около 20 миллионов рублей. Кроме того, мы постоянно занимаемся решением социальных вопросов, благотворительностью: поддерживаем хоккейную команду «Урожай» в Кременкуле. На наш взгляд, муниципальные власти должны взаимодействовать с каждой компанией индивидуально. Оценивая социальный вклад конкретной компании в развитие области, администрация должна адекватно содействовать развитию ее бизнеса. Государство, используя потенциал компаний на общее благо, должно предоставить социально ориентированному бизнесу более надежные и удобные условия для реализации своих идей, обеспечить им всестороннюю поддержку.

– Что конкретно власти могут сделать в отношении вашего бизнеса?

– Требуется целый комплекс мер, который бы позволил владельцам АЗС активно развиваться. Для того чтобы сегодня решить какую-то проблему, необходимо пройти по длинному и извилистому бюрократическому пути. Серьезная проблема для нашего бизнеса – процесс оформления земельных участков. К примеру, для того чтобы получить землю под автозаправочную станцию, нужно потратить как минимум полтора года, причем строительство самого объекта занимает не больше двух месяцев. К сожалению, такая ситуация характерна не только для топливного бизнеса. Другой вопрос, требующий выработки совместного решения, – установление справедливых арендных ставок на землю. Зачастую нам приходится сталкиваться буквально с парадоксальной ситуацией, когда высокие арендные ставки на землю (к примеру, в городе Копейске), приводят к тому, что автозаправочная станция начинает приносить убытки. Хочется, чтобы власть прислушивалась к нашим проблемам.

– На сегодняшний день у автозаправщиков существуют какие-то реальные рычаги защиты своего бизнеса?

– К сожалению, пока нет. Но таким эффективным инструментом может стать некоммерческая ассоциация участников топливного рынка. Причем, в нее должны войти не только владельцы автозаправочных станций, но и представители администрации, антимонопольной службы, налоговых органов и другие. Основными задачами этой организации являются объективный анализ ситуации на рынке, обсуждение проблем отрасли, решение вопросов ценовой политики компаний, распределения земельных участков, формирования арендных ставок, порядка уплаты акцизов. По сути, ассоциация будет являться своеобразным посредником между бизнесом и властью и позволит наладить эффективный диалог между ними. Это приведет к стабильности на топливном рынке, при которой одинаково соблюдаются интересы всех его участников и главным образом потребителя. Он получает качественный продукт по нормальной рыночной цене. Очевидно, что такое сотрудничество выгодно обеим сторонам.

– Сегодня зайти на топливный рынок уже достаточно сложно?

– Я бы сказал, что это практически невозможно. Любое начинание в этой области в первую очередь связано с получением землеотвода под строительство АЗС. На сегодняшний день плотность застройки автозаправочными станциями в городе достигла предела, то есть программа по развитию сети АЗС в Челябинске завершена. Так что, судите сами…

– Как в такой ситуации развиваются существующие сети автозаправок?

– Самым перспективным становится направление развития сервиса в сети АЗС. К этому постепенно приходят все автозаправщики. Наша компания с самого начала была ориентирована на создание целых комплексов на базе автозаправочных станций. В настоящее время мы ведем масштабную реконструкцию комплекса дорожного сервиса в районе села Кайгородово. Там заканчивается строительство двухэтажной гостиницы, уютного кафе. Кроме того, очень скоро комплекс дополнит охраняемая парковка и станция технического обслуживания автомобилей.

– Планируете ли вы развивать сервис на городских автозаправках? К примеру, владельцы АЗС в некоторых городах уже объединяются с представителями розничных сетей, создавая минимаркеты на базе АЗС.

– На некоторых АЗС «Сибнефть» уже функционируют магазины сопутствующих товаров, кафетерии и охраняемые стоянки. Мы прекрасно понимаем, что за этим будущее и планируем развивать подобные проекты в рамках собственной сети.

– Константин Геннадьевич, как давно вы работаете в этой компании?

– С 1996 года. До этого я закончил челябинское высшее автомобильное инженерное училище. Потом служил в автомобильных войсках в батальоне подвоза ГСМ. В нашем распоряжении был склад нефтепродуктов, автозаправочная станция и автомобильный парк на базе машин «Урал» и «КамАЗ». На марш-бросках мы обеспечивали дозаправку транспорта, перевозили горючее через монгольскую границу, когда российские войска стояли в Цыган-Талагое.

Когда я пришел в «Абиком-М», то хорошо знал всю техническую основу этого бизнеса. Начал работать в компании с должности руководителя одной из АЗС. В 1999 году меня назначили исполнительным директором, а с 2004 года я являюсь генеральным директором компании. Как и в любом бизнесе, в этой работе есть немало трудностей, с которыми сталкиваешься каждый день. Если умеешь их преодолевать, мобилизовать себя и свою команду, тогда достижение цели реально.

– Чувствуется в вас армейская закалка…

– В армии действуют те же законы, что и в жизни. Служба в армии научила меня очень многому. Четкости, добросовестности, трудолюбию. Дисциплина, порядок, штабная культура. Все это не прошло даром…

– Штабную культуру сегодня трансформируете в корпоративную?

– Многие полезные вещи, которые я почерпнул во время службы в армии, стараюсь применять в работе. Могу вас заверить, солдафонщины у нас в компании нет, и строем никто не ходит. (смеется)

– Позвольте, напоследок, несерьезный вопрос. С Романом Абрамовичем вы встречались?

– Пока не приходилось.

– А за «Челси» болеете?

– Честно говоря, не видел ни одного матча. Представится случай слетать на игру, с удовольствием это сделаю.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления