RU74
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Челябинске

Погода+11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

0 м/c,

745мм 58%
Подробнее
5 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Бизнес Сергей Березуев, начальник управления по торговле и услугам администрации города Челябинска: «На рынке розничной торговли идет игра на выживание»

Сергей Березуев, начальник управления по торговле и услугам администрации города Челябинска: «На рынке розничной торговли идет игра на выживание»

Предложение возглавить управление по торговле стало несколько неожиданным

Сергей Березуев, как и другие представители нынешнего аппарата главы города, относится к новому поколению челябинских чиновников. Молодой бизнесмен – директор розничной сети гипермаркетов «Сезам» пришел в команду мэра Михаила Юревича для того чтобы возглавить управление по торговле и услугам при городской администрации. Он сменил на этом посту Михаила Нуждина – настоящего ветерана муниципальной службы Челябинска, возглавлявшего одноименное управление почти пятнадцать лет.

Новый начальник энергично взялся за наведение порядка в подконтрольном ему ведомстве. Чего только стоит недавняя акция по инвентаризации челябинских рынков и закрытии некоторых из них, которая уже успела наделать много шуму.

О больших и маленьких реформах, предстоящих в челябинской торговле, нам рассказал, начальник управления по торговле и услугам администрации города Челябинска Сергей Березуев.

– Сергей Анатольевич, до недавнего времени ваше имя было больше известно в местном бизнес-сообществе, а не в административных кругах. Предложение нового аппарата мэра – возглавить управление по торговле и услугам – стало для вас неожиданностью?

– Откровенно говоря, да. Еще год назад я с трудом мог представить себя в роли чиновника. Так как до этого мне приходилось работать исключительно в сфере бизнеса.

После окончания университета я сразу занялся коммерцией. Начинал, как и большинство предпринимателей в начале 90-х годов, с мелкого бизнеса – владел несколькими киосками. Позже появились отделы в магазинах города. Потом был опыт работы в торговой сети «Молния» в течение двух с половиной лет, после чего меня пригласили возглавить новый проект – гипермаркет «Сезам». Строительством и развитием этой сети я занимался на протяжении последних лет. Предложение новой администрации – возглавить управление по торговле – стало несколько неожиданным. Тем не менее, я решил, что пришло время попробовать себя в новом качестве. Ведь вернуться в бизнес никогда не поздно. Захотелось побывать по ту сторону баррикад. И сегодня я сижу здесь и разговариваю с вами.

– «Другая сторона баррикад» вас не разочаровала?

– Поначалу возникали некоторые сложности. К примеру, мне пришлось привыкать к большому количеству бумажной работы. На бывшем рабочем месте у меня на столе стоял компьютер, и лежало не больше двух-трех бумаг. Это не сравнить с тем количеством документов, которые теперь приходится просматривать ежедневно. Кроме того, непросто было свыкнуться с мыслью, что можно проводить весь рабочий день, сидя в одном кабинете, так как в прошлой жизни я постоянно находился в разъездах, посещал торговые объекты, проводил деловые переговоры. Постепенно свыкся, работать стало интересно. Во многом благодаря тому, что мне очень комфортно работать в команде, которая сформировалась в новой администрации.

– Вы знаете торговый бизнес изнутри. Как оцениваете ситуацию на этом рынке сегодня?

– Челябинский рынок розничной торговли в последние годы развивается колоссальными темпами. Неудивительно, что уже сегодня мы в два с половиной раза перекрываем нормативы по обеспеченности торговыми площадями на душу населения. А между тем развитие продолжается. Думаю, что через год мы превысим этот показатель в три-четыре раза. Нельзя однозначно оценивать это как положительный фактор. Достаточно зайти в любой крупный торговый комплекс: сегодня заполняемость арендаторами уже не та, что была два или три года назад. В условиях такой жесткой конкуренции, предпринимателям все сложнее выживать. Еще один недостаток – несмотря на увеличение количества игроков на рынке, качественного скачка в развитии не происходит. Уровень сервиса, который существует в большинстве сетей, оставляет желать лучшего.

– Основная проблема, с которой сталкиваются местные операторы – это высокая конкуренция?

– Главная проблема – это перенасыщенность рынка. Зачастую магазины сетей-конкурентов располагаются буквально в нескольких метрах друг от друга. И денежные потоки всего-навсего распределяются между ними. И как это ни парадоксально, в какой-то момент из-за конкуренции происходит повышение цены, так как магазину становится не под силу отрабатывать высокую арендную плату. Это приводит к снижению качества, ухудшению сервиса. Пытаясь минимизировать издержки, операторы начинают сокращать персонал, упрощать процедуру контроллинга. Не получается. Рано или поздно компании начинают задумываться над тем, что делать дальше. Кто-то закрывается, другие остаются. Идет игра на выживание. В конечном итоге, побеждает тот, кто обладает большими ресурсами.

– Тем не менее, новые сети продолжают заходить на местный рынок…

– Знаете, есть такая поговорка: гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Это касается смелых планов компаний, устремляющихся на челябинский рынок. Если сегодня сетевым компаниям принадлежит порядка 40% рынка розничной торговли, то через год эта цифра будет уже на уровне 80%. Что это значит? В первую очередь, с рынка будут вытесняться одиночные магазины, не выдерживающие конкуренции сетевиков. На их месте будут открываться новые супермаркеты и дискаунтеры, только под сетевыми брендами. Какое-то время это позволит расширяться существующим сетям, а также новым компаниям. Однако строить или открывать новые объекты рядом с уже существующими магазинами, на мой взгляд, не совсем перспективно для сетей. К сожалению, пока мы не можем регулировать этот процесс, а зачастую узнаем об открытии того или иного магазина только по факту. Но в новом законе о торговле для нас предусмотрены такие полномочия. Если он будет принят в такой редакции, органы власти субъектов Российской Федерации получат право разрабатывать и утверждать зонирование схемы размещения объектов розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Это значит, что мы будем обязаны провести инвентаризацию всех объектов торговли и закрепить эту схему на бумаге. После этого предпринимателям станет достаточно сложно открыть объект без согласования с администрацией. Муниципалитет будет решать, нужен ли в этом районе десятый по счету магазин или целесообразнее предложить бизнесмену обосноваться в том районе, где насыщенность еще не столько высока.

– Получается, что новый закон о торговле нужен в первую очередь власти, а не предпринимателям?

– Я всегда придерживался мнения, что самый лучший регулировщик в любой сфере – это рыночная экономика. Тем не менее, определенные государственные механизмы регулирования рынка все же необходимы. И бизнес прекрасно понимает это. Но сегодня власть фактически находится в стороне от многих вопросов, которые должна решать.

При этом мы не хотим взваливать на себя все функции по управлению отраслью. Напротив, нам нужны только контрольные функции. Ведь порой случаются просто абсурдные ситуации, когда мы вынуждены проигрывать дела в суде предпринимателям, хотя представляем интересы потребителей.

– Кстати, о спорных вопросах. Нашумевший конфликт городской администрации с Артуром Никитиным сегодня можно считать исчерпанным?

– Хочу еще раз повторить – у нас нет никаких прямых механизмов воздействия на предпринимателей. Заявления г-на Никитина о том, что ему не выдавали какие-то бумаги, дающие право вести торговлю, беспочвенны. Потому что подобных документов не существует в природе. Сегодня предприниматели, ведущие торговлю, получают только так называемый аттестат. Причем, процедура аттестации сугубо добровольная и бесплатная. Неудивительно, что 90% бизнесменов ее попросту игнорирует. Поэтому запретить работать гипермаркету «КС» никто не мог. Ситуация вокруг «КС» скорее свидетельствует об экономических, а не политических проблемах в бизнесе, возникших у известного предпринимателя. Артур Владимирович как-то сказал мне в одном из разговоров: он понял, что торговля – не его бизнес. Его бизнес состоит в том, чтобы построить и сдать в аренду. Что касается «КС», то там изначально был подобран плохой состав топ-менеджеров. В результате, проект оказался провальным.

– С чем связана последняя акция городских властей по закрытию челябинских рынков?

– Ни о каком закрытии всех рынков в Челябинске речи нет. Сейчас всего лишь проводится их инвентаризация. Причина того, что нам пришлось закрыть несколько рынков – это отсутствие у них правоустанавливающих документов: акта приема государственной комиссии, санитарно-эпидемиологического заключения и так далее. Представьте: рынок работает несколько лет, предприниматель успешно собирает арендную плату со своих арендаторов, при этом бюджет не получает ни копейки.

У нас в городе существует большое количество легальных рынков, работающих в соответствии с требованиями, таких, как «Каширинский», «Восточный», рынок «Перекресток». Кроме того, мы прекрасно понимаем, что рынки выполняют еще и определенную социальную функцию. Поэтому сегодня на каждом из них существует определенное количество мест торговли, которые бесплатно предоставляются пенсионерам-садоводам. Мы убедили руководство рынков пойти на это.

Но политику по наведению порядка мы намерены проводить очень жестко: документы оформлены, аренда за землю исправно платится, значит рынок работает. Если нет, то будет как в той известной рекламе: «Тогда мы идем к вам».

Думаю, что пройдет три-четыре года, и челябинцы не узнают ни один из рынков, которые существуют сегодня. Большинство из них приобретут статус торговых комплексов. Формат рынка изживает себя. В первую очередь, это понимают сами владельцы. Поэтому многие из них уже сегодня переходят к цивилизованной торговле под крышей.

– Какие форматы торговли на ваш взгляд наиболее перспективны на ближайшие годы?

– Я думаю, что самые жизнеспособные форматы на ближайшие годы – это гипермаркеты и магазины у дома. Кроме того, сейчас, как мне кажется, созрело время для построения сетей промежуточных форматов – это магазины площадью порядка 1,5-2 тысяч квадратных метров в каждом районе города. Они необходимы горожанам, когда у них существует потребность купить больше, чем предлагает магазин у дома, но в то же время нет необходимости ехать за покупками в гипермаркет. В Челябинске есть компании, которые уже начали заниматься развитием этого направления.

– Какую позицию сейчас занимает городская администрация в отношении иногороднего бизнеса?

– В Челябинске уже работает много компаний из Москвы, Екатеринбурга, других городов. Но надо понимать, что все иногородние операторы отличаются друг от друга. К примеру, «Пятерочка» является челябинской компанией, хотя использует общероссийский бренд. В то же время есть ряд операторов, которые предпочитают регистрировать предприятия в своем регионе. Это значит, что все налоги уходят туда, вместо того чтобы поступать в челябинскую казну. При этом, у таких компаний существует достаточно жесткая система логистики. 90% товара поступает из других регионов. От этого проигрывают местные поставщики. Поэтому мы понимаем, что необходимо в первую очередь поддерживать тот бизнес, который существует не первый год, платит налоги, обеспечивает рабочие места, проявляет социальные инициативы.

На мой взгляд, все иногородние компании, которые хотят работать в Челябинске и зарабатывать здесь деньги, должны участвовать в социальной жизни города. С некоторыми их них мы уже заключили соглашение на реализацию социальных программ.

– Но ведь были факты, когда иногородние компании уходили с челябинского рынка. Так случилось с московской сетью бытовой техники «Электрофлот»… Чем объяснить этот факт?

– Я считаю, что это абсолютно нормальный процесс. Скорее всего, компания недостаточно хорошо просчитала возможные риски. Кроме того, «Электрофлот» – достаточно мелкий оператор в масштабах страны. Поэтому их появление на рынке, как и уход с него прошли довольно незаметно. Если бы подобное произошло с таким игроком, как «Эльдорадо», то это был бы повод задуматься и глубоко анализировать причины.

– Что до сих пор сдерживает экспансию в Челябинск крупной иностранной сети «Metro»? Ведь иностранцы уже на протяжении нескольких лет говорят о своем желании зайти на наш рынок…

– С немецкой сетью «Metro» до сих пор не достигнута договоренность о будущем расположении торгового объекта. По определенным причинам мы отказались предоставить немцам земельный участок для строительства на улице Черкасской в районе гипермаркета «КС». Поэтому в настоящий момент пытаемся прийти к соглашению, которое устроит обе стороны.

Повторюсь, ни о каких репрессиях в отношении иногороднего бизнеса речи не идет. Мы прекрасно понимаем, что приход любого оператора оживляет местный рынок, заставляет развиваться локальных операторов. С другой стороны, не могу не признать, что мы с некоторой долей осторожности воспринимаем попытки иностранных и российских игроков обосноваться на местном рынке. Ведь наша задача – в первую очередь заботиться о наполняемости местного бюджета. Можно провести простую аналогию: с одной стороны, розничные сети, которые платят налоги в казну своего региона, с другой челябинские студенты, которые выходят на улицу с требованием вернуть транспортные льготы. Связь прямая: нет денег в бюджете, откуда возьмутся льготы.

Тем не менее, все понимают, что рынок должен развиваться. Будут приходить новые компании. Со своей стороны мы всегда готовы вести диалог с ними.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления