Бизнес Елена Нестерова, председатель правления ОАО КБ «Мечел-банк»: «За 15 лет мы доказали, что нам можно доверять»

Елена Нестерова, председатель правления ОАО КБ «Мечел-банк»: «За 15 лет мы доказали, что нам можно доверять»

15 лет – немалый возраст для банка, обреченного на существование в условиях неспокойной российской экономики.

15 лет – немалый возраст для банка, обреченного на существование в условиях неспокойной российской экономики. Именно столько исполняется в этом году старейшему в Челябинске «Мечел-банку». Все эти годы руководила им Елена Нестерова. Своей главной гордостью за время работы в «Мечел-банке» она называет коллектив. Ведь благодаря ему банк выстоял в кризисе 98-го года и надолго завоевал доверие своих клиентов. Сегодня «Мечел-банк» по праву имеет репутацию одной из самых надежных и авторитетных банковских структур в нашем регионе. Мы беседуем с председателем правления ОАО КБ «Мечел-банк» Еленой Нестеровой.

– Елена Павловна, банкир – не такой уж распространенный вариант женской карьеры. Почему вы выбрали для себя именно это поприще?

– Честно говоря, в юности я не предполагала, что свяжу свою судьбу с банковской сферой, но судьба распорядилась именно так. Можно сказать, что в банк я попала совершенно случайно. Три года отучилась в техническом вузе в Кургане, но из-за проблем со здоровьем учебу пришлось прервать. Так вышло, что я вернулась домой – в село Мехонское Шатровского района. Но надо было решать, чем заниматься дальше. Долго раздумывать не пришлось. Дело в том, что мама в то время работала главным бухгалтером на молокозаводе, по долгу службы часто бывала в банке. Вот ее коллеги и предложили мне поработать в местном отделении госбанка: взяли на работу учеником бухгалтера. До сих пор помню: размер оклада у меня тогда был 21 рубль. Но ученицей я оказалась способной: через месяц мне уже доверили обслуживать клиентов. Так и началась банковская карьера. Уже потом заочно закончила учетно-кредитный техникум при Госбанке СССР. А когда вышла замуж, мы переехали жить в Челябинск. На работу в челябинское городское управление Госбанка я пришла 12 октября 1971 года. Тогда как раз отмечался день образования банка. Так и попала в банковскую систему. Затем заочно получила высшее образование: закончила Всесоюзный финансово-экономический институт.

– Расскажите об истории создания «Мечел-банка». Вы ведь стояли у его истоков?

– Я хотела бы начать с того, что 26 сентября «Мечел-банку» исполняется целых 15 лет. Столько лет продержаться на этом сложном рынке, в непростых экономических условиях, которые всегда существовали в нашей стране – это, бесспорно, повод для гордости. Поэтому сегодня особенно приятно вспоминать о том, как и с чего мы начинали этот путь.

«Мечел-банк» был зарегистрирован 26 сентября 1990 года. Первое время офис располагался в Металлургическом районе, на улице Дегтярева, 47. Сейчас там находится одно из наших отделений. Уставной капитал банка к моменту регистрации составлял 5800 рублей. Хорошо помню, что пришлось начинать практически с нуля. Банк начала 90-х сильно отличался от кредитного учреждения в современном понимании. Представьте: из всего арсенала техники присутствовала только печатная машинка. Но главное – подобрался смелый и слаженный коллектив. Трудностей тогда никто не испугался. Неудивительно, что сегодня филиалы и офисы «Мечел-банка» присутствует не только в городах Челябинской области, но и в Оренбургской области, Кургане, Башкортостане, Сургуте, Екатеринбурге.

– Вы помните, кто был первым клиентом банка?

– Конечно, помню. Им стала организация «Проф-Мечел» под руководством Булавинцева Игоря Андреевича. Он вместе с нами прошел эти 15 лет, и сегодня является почетным и любимым клиентом.

Уже через год после образования мы приступили к работе с предприятиями и населением. «Мечел-банк» стал осуществлять инкассацию столовых комбината питания ЧМК. Кроме того, к нам на обслуживание перешли многие торговые организации Металлургического района. В банке в то время занимались любой работой, которая приносила прибыль. Из-за постоянной инфляции деньги в те годы исчислялись очень большими суммами. Много сил и времени приходилось тратить на счетную работу. Но уже в 1992 году у нас появились первые компьютеры, а еще через год – инкассаторская машина.

Все это время мы не переставили динамично развиваться, вводить новые услуги. Так, в 1995 году «Мечел-банк» стал эмитентом платежной системы STB-Card. Специально для этого нашим сотрудникам пришлось стажироваться в Воронеже, так как в Челябинске в то время ни один из банков еще не работал с пластиковыми картами. Но мы не побоялись рискнуть: стали обслуживать по пластиковым картам работников ОАО «Мечел» – огромного завода, где работают тысячи человек. И проект оправдал себя!

– События 98-го года серьезно ударили по многим региональным банкам. Как удалось выжить и сохранить свои позиции на рынке «Мечел-банку»?

– Многие из российских банков, которые выжили после кризиса (а среди них были и наши региональные банки) сегодня успешно работают на этом рынке и являются достаточно надежными структурами.

Да, действительно, кризис не обошел и «Мечел-банк». Но во многом благодаря усилиям коллектива мы выстояли и достойно вышли из положения. Мы ни на один день не задержали платежи, вернули деньги всем клиентам, которые этого пожелали. Конечно, предварительно долго беседовали с людьми, старались отговорить, сохранить вклады. Некоторые прислушивались к нашим доводам, соглашались. Ситуация была критическая: для всех работников банка это было очень непростое время. Тем не менее, мы преодолели кризис. Некоторые клиенты банка стали возвращаться к нам уже на следующий день, другие через неделю. Мы доказали, что нам можно доверять, а это дорогого стоит.

За это время «Мечел-банк» не потерял ни рубля клиентских денег. Я знаю, клиенты в нас верят. Более того, так получалось, что в «смутные периоды» для банковской системы к нам всегда обращалось гораздо больше клиентов, чем в более спокойные времена. И это о чем-то говорит.

– Как вы считаете, существует ли универсальная формула долгожительства банка?

– Сложный вопрос… Одно я могу с уверенностью сказать: своей деятельностью на протяжении последних 15 лет мы доказали, что «Мечел-банк» работает на принципах нормальной конкуренции. Это добропорядочный и законопослушный банк. Клиенты знают, что могут нам доверять.

– В деловой стратегии «Мечел-банка» присутствует такое понятие как «семейность». Что это значит?

– Думаю, все согласятся, что банк сегодня является непременной составляющей благополучия современной семьи. Но за последние годы выражение «семейный банк» настолько примелькалось, что многие попросту перестали улавливать его смысл. А ведь это означает, что банки могут и участвуют в решении всех основных проблем семьи. Мы разрабатываем свои продукты и услуги таким образом, чтобы каждый клиент – член семьи – мог выбрать для себя что-нибудь подходящее. При разработке новых вкладов специалисты учитывают конкретные возрастные категории и их потребности. К примеру, наш банк помогает вести предпринимательскую деятельность многим главам семейств. Руководители малого и среднего бизнеса охотно открывают у нас счета, берут кредиты. Кроме кредитов и вкладов мы предлагаем целый комплекс услуг по приему платежей, с которыми практически ежедневно стакивается любая хозяйка. Представители старшего поколения могут воспользоваться нашей «Сберегательной программой». Кроме того, мы можем помочь осуществить денежные переводы детям, которые учатся в другом городе или находятся на отдыхе… И это далеко не полный перечень интересных и важных слуг, которые мы предлагаем челябинским семьям. Если же попытаться ответить на ваш вопрос буквально в двух словах, то я бы сказала так: семейный банк – это банк, который работает для людей.

– «Мечел-банк» – один из лидеров регионального рынка потребительского кредитования. Но, как известно, кредит кредиту рознь. Каких принципов кредитования придерживается ваш банк?

– Начнем с того, что существуют базовые принципы кредитования: срочность, возвратность, платность и обеспеченность. Как профессиональные участники рынка, мы придерживаемся каждого из них. Кредитование – это достаточно рискованное направление банковского бизнеса. Но мы же понимаем, что деньги должны работать на людей, кредитовать население необходимо. Именно потребительские кредиты в последние годы сыграли огромную роль в улучшении качества жизни, дали возможность многим людям создать для себя цивилизованные условия и жить достойнее. Поэтому еще в 2003 году мы разработали программу кредитования физических лиц на покупку товаров длительного пользования. «Мечел-банк» начал сотрудничество с сетью магазинов бытовой техники «Рембыттехника», а затем и другими магазинами.

Уже в 2004 году мы стали выдавать кредиты путем зачисления денежных средств на пластиковую карту «VISA». Заемщик получил возможность использовать кредитные средства на свое усмотрение: на образование детей, на отдых, на ремонт жилья, на лечение… Второй плюс данной программы: заемщик автоматически становится владельцем международной пластиковой карты.

Кроме того, для владельцев пластиковых карт «Мечел-банк» проводит совместную акцию с группой предприятий «Рестостар» и ювелирной компанией «Торговый путь»: все обладатели пластиковых карт «Мечел-банка» имеют скидку семь процентов во всех заведениях группы.

И еще одна новинка – Grace-периоды! Это период краткосрочного кредита на льготных условиях.

«Мечел-банк» кредитует людей с положительной кредитной историей на бонусных условиях. Клиенты, которые уже брали заемные средства и успешно погасили кредит в нашем банке, получают бонус: льготные процентные ставки, скидки на расчетно-кассовое обслуживание, не считая того, что оформление кредита у них занимает минимум времени.

– Какое событие из жизни компании за прошедшие 15 лет вы бы назвали знаковым?

– Как бы странно это ни звучало, но для меня одним из самых знаковых событий за эти 15 лет стало приобретение год назад акционерами в собственность нового здания по улице Доватора, 29, в котором сейчас и располагается головной офис ОАО КБ «Мечел-банка». У нас наконец-то появилась возможность создать хорошие условия для клиентов – если хотите «уют в банке», для того чтобы все, кто к нам приходит, чувствовали себя здесь максимально комфортно. Кроме того, теперь большие площади позволят нам существенно расширить спектр предоставляемых клиентам услуг, что также немаловажно.

Другим знаковым событием, на мой взгляд, стало изменение направления деятельности «Мечел-банка». Если раньше мы в большей степени ориентировались на корпоративный бизнес, то сегодня становимся более клиентоориентированной компанией, много внимания уделяем обслуживанию населения и по праву можем называться семейным банком, чем необыкновенно гордимся!

– Кто является вашими основными конкурентами в бизнесе?

– Сегодня вопрос конкуренции на финансовом рынке не стоит так остро, как несколько лет назад. Каждый банк имеет свой определенный круг клиентов. Кроме того, в банковской сфере бывают ситуации, когда без помощи партнеров по бизнесу просто не обойтись. Поэтому в настоящий момент большинство банков скорее сотрудничают друг с другом, нежели конкурируют между собой. И это правильно.

– Вас не пугает открытие российского рынка финансовых услуг для западных банков?

– Не думаю, что с появлением на нашем рынке иностранных банков, россияне в массовом порядке бросятся размещать там свои вклады. Ведь каждый вкладчик банка стремится найти возможности вложить деньги с доходностью хотя бы на уровне инфляции. В то же время, ни один западный банк такой возможности не предоставляет. Их процентные ставки на порядок, а то и в несколько раз ниже, чем процентные ставки в российских банках.

Так что к приходу иностранных банков я отношусь совершенно спокойно. Кроме того, в числе акционеров нашего банка тоже присутствует иностранный партнер. Это не только придает банку большую надежность, но и повышает доверие зарубежных инвесторов, которые готовы вкладывать средства в развитие региональной экономики.

– Несколько необычно задавать такой вопрос банкиру, и все же: вы решительный человек, легко идете на риск, жалеете о потерях?

– К сожалению, в России бизнес и риск – понятия неразделимые. Поэтому мне, как и любому современному руководителю, приходится рисковать и принимать важные решения практически каждый день. Главное, чтобы риск был разумным. А жалеть о потерях… Мне кажется, что сожалеть о сделанных ошибках и искать виноватых – неблагодарное занятие. Именно поэтому я всегда стараюсь лучше анализировать ситуацию, тщательно продумывать каждый шаг, под разным углом взглянуть на проблему. Если же проколы все же случаются, то жалеть о них особо некогда: лучше мобилизовать все силы, чтобы спасти положение.

– Банк – довольно консервативная структура, осторожно воспринимающая всякие новации. Вы любите стабильность или являетесь сторонником новаторских идей?

– Сегодня, чтобы привлечь клиента, нужно постоянно развиваться и совершенствоваться. Ведь упустить время и оказаться в числе отстающих очень просто. Поэтому открытия и новации у нас безусловно приветствуются. Но как банкир, человек аналитического склада ума, работающий с цифрами, я понимаю, что во всем должен присутствовать рационализм и чувство меры. Пока интуиция в этих вопросах меня ни разу не подводила.

– Как вы считаете, какой стиль руководства подходит вам больше всего?

– Думаю, этот вопрос лучше задать моим подчиненным (смеется)…Так или иначе, я стараюсь придерживаться демократического стиля руководства. Как руководитель я прекрасно понимаю, что одному, пусть даже самому талантливому и трудолюбивому человеку, не под силу нести на себе весь груз ответственности, браться за все возникающие вопросы и разрешать форс-мажорные ситуации. Поэтому каждый в коллективе должен четко понимать и выполнять свой круг задач, должен уметь принимать решения и отвечать за результат. При этом надо понимать, что руководитель не имеет права на ошибку. Поэтому необходимо быть требовательным к своим коллегам, но справедливым. Но уметь адекватно оценивать себя и сотрудников достаточно сложно, это целое искусство. Здесь требуется не только знание менеджмента, но и элементарной человеческой психологии.

Моя формула идеального руководителя такова: я должна быть в курсе всего, что происходит в банке, адекватно реагировать на критику и при этом обязательно оставаться человеком.

– Насколько трепетно вы относитесь к подбору сотрудников?

– К вопросам подбора персонала я действительно отношусь с особым трепетом. И это не случайно. Ведь успешная деятельность банка – это прежде всего результат работы слаженного коллектива. Каждый сотрудник должен это понимать. Мы делаем одно общее дело. Все отношения в коллективе основаны на взаимном доверии. Порой, когда бывает сложно принять единственно верное решение, на помощь приходят коллеги. Но я всегда говорю, что кроме высочайшего профессионализма, для банковского работника важны еще и общечеловеческие качества, такие, как порядочность, внимательность, ответственность.

– Какова, на ваш взгляд, роль банковского сектора в развитии экономики нашей области?

– На мой взгляд, ее сложно переоценить. Банк – это питательная система любой экономики. Банковский сектор сыграл огромную роль в становлении и малого, и среднего бизнеса. Бурное развитие потребительского кредитования помогло улучшить благосостояние многих южноуральцев. Все это положительно сказывается на состоянии экономики области и страны в целом.

– Насколько зависима региональная банковская система от воли местных чиновников?

– Мне кажется, что не зависима вовсе.

– Существует такое мнение, что в России вообще нет независимых коммерческих банков – все они обслуживают интересы тех или иных промышленных и политических групп… Так ли это?

– Я считаю, что это мнение несколько преувеличено. Безусловно, существуют те или иные банки, которые в силу специфики своей деятельности обслуживают только крупные компании, предприятия, холдинги. Однако, как председатель правления коммерческого банка, могу сказать, что мы абсолютно независимая коммерческая структура, которая сделала акцент как раз на работу с конечными потребителями услуг – физическими лицами. Именно этому направлению сегодня отдается приоритет.

– Какова, на ваш взгляд, роль банкира в политике?

– Политика – это сфера государственных и общественных интересов. Другое дело, что бизнес и политика всегда следовали нераздельно. В какой-то степени мы решаем общую государственную задачу – способствуем развитию экономики Челябинска и области, помогаем населению жить достойно. Кроме того, делая благотворительные дела, мы своим существованием выполняем определенную общественную нагрузку.

Что касается моего личного отношения к политике, у меня никогда не было подобных амбиций. На мой взгляд, банкиру не нужно быть политиком. Он сам по себе является заметной общественной фигурой. Ведь в руках у банкира находятся рычаги экономики. От ситуации в банковской системе во многом зависит стабильность в государстве в целом.

– Как вы считаете, банковский бизнес должен заниматься благотворительностью?

– Разумеется, любой бизнес должен делать благотворительные дела. Но есть одно но… Как и во всем, занимаясь меценатством или спонсорством, не нужно забывать о чувстве меры. В первую очередь, мы должны помнить о том, что являемся коммерческим банком, где большинство средств – средства наших клиентов. Это значит, что мы не вправе распоряжаться ими, как собственными. Наша задача – оправдать доверие клиентов.

К этому хотелось бы добавить еще одну вещь: у нас в банке всегда существовало четкое понимание того, что помощь нужно оказывать тем, кто в ней по-настоящему нуждается: детям, инвалидам, ветеранам. В этих направлениях мы постоянно работаем.

– Елена Павловна, женское счастье принято определять набором традиционных компонентов: дом, семья, муж, дети… Что вы вкладываете в это понятие?

– Разумеется, семья в жизни женщины играет огромную роль, но, реализуя себя исключительно в семье, заботе о своих близких, человек вряд ли сможет чувствовать себя абсолютно счастливым. Безусловно, налаженный быт, замечательный муж, успешные дети, любимые внуки – это прекрасно, но нельзя чувствовать себя полноценно без возможности реализовать себя в любимом деле, без верных и преданных друзей. Это не менее важные компоненты счастья!

– Способствует женская занятость укреплению семьи или мешает?

– Я думаю, что скорее способствует, нежели мешает! Главное, чтобы между членами семьи было взаимопонимание и уважение. Это залог гармоничного союза. Признаюсь, по натуре я трудоголик. Всегда много времени провожу на работе, порой приходится работать и дома. К счастью, муж всегда понимал и поддерживал меня, помогал в трудной ситуации. Так происходит и по сей день. Во многом благодаря этому, мы стали еще ближе и роднее друг другу.

– Чем из всего сделанного за годы работы в банке вы особенно гордитесь?

– Горжусь своим коллективом, достигнутыми успехами и новыми высотами, которые он не перестает завоевывать. Поверьте мне, сплоченным коллективом единомышленников может похвастаться далеко не каждый руководитель! Мне в этом плане несказанно повезло.

Последние 15 лет я вместе с «Мечел-банком». В нем мой труд, возможность самореализации, постоянного профессионального роста. Я много работаю и по-другому не умею. Поверьте, очень важно ощущать себя человеком именно своей профессии.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления