Бизнес Олег Сиротин, президент Национального парка спорта и туризма «Тургояк»: «Я не ставил цели создать в Челябинской области уральский Куршавель»

Олег Сиротин, президент Национального парка спорта и туризма «Тургояк»: «Я не ставил цели создать в Челябинской области уральский Куршавель»

Первое время после открытия горнолыжного центра «Солнечная долина» многие воспринимали его как младшего брата уже раскрученных в регионе курортов – «Абзаково» и «Завьялиха»...

Первое время после открытия горнолыжного центра «Солнечная долина» многие воспринимали его как младшего брата уже раскрученных в регионе курортов – «Абзаково» и «Завьялиха». Однако очень скоро стало понятно, что третье место в рейтинге местных «горнолыжек» – совсем не та желанная цель, ради которой затевали все это создатели проекта.

За пять лет существования «Солнечная долина» стала примером четко спланированного и активно развивающегося бизнеса в области туризма в Челябинской области. Сегодня здесь работают пять горнолыжных и сноубордических трасс разной степени сложности протяженностью от километра для профессионалов до 250 метров для новичков. Три большие и три малые канатные дороги, а также специальная транспортная лента для самых юных лыжников, обеспечивают пропускную способность три тысячи человек в час. Кроме того, на горе Известной находится единственный в области сноуборд-парк и самая большая на территории России тюбинговая трасса. Благодаря системе искусственного оснежения «Gemini» сезон катания в «Солнечной долине» продолжается до шести месяцев. Эта технология позволяет производить 240 кубометров качественного снега в час при температуре –1C° и ниже.

Сегодня Национальный парк спорта и туризма «Тургояк» объединяет целую сеть предприятий активного отдыха – санатории «Синегорье» и «Жемчужина Урала», парк детских развлечений «Ривьера» и клуб-отель «Золотой пляж», связанных общей сетью продаж всех услуг и трансфером с «Солнечной долиной».

Олег Сиротин с улыбкой воспринимает высказывания журналистов, которые приписывают хозяину «Солнечной долины» желание создать под Миассом ни больше ни меньше уральский Куршавель. По его словам, у «Долины» особая стратегия развития. Она сводится к тому, чтобы создать на базе комплекса крупный учебный, тренировочный центр и парк активного отдыха федерального значения. Согласно задумкам амбициозного владельца «Солнечной долины», в ближайшие пять лет на горе Известной разместятся 14 горнолыжных трасс, обслуживаемых восемью кресельными подъемниками, несколько полей для внетрассового экстремального катания, школа подготовки и сертификации инструкторов, полигон для трак-триала на снегоходах, три «альпийских поселка» с комфортабельными гостиницами, несколько ресторанов и кафе, а также центр более, чем десяти туристических маршрутов.

– Пять лет назад, когда создавалась «Солнечная долина», это был новый и незнакомый для России вид бизнеса. Как возникла такая идея?

– Я в душе большой модернизатор. Мне всегда нравилось все новое. Поэтому когда пять лет назад мой друг Павел Яковлев предложил создать недалеко от Миасса горнолыжный центр, я решил, что это блестящая идея. Миасс всегда считался центром машиностроения на Урале. О развитии туристического бизнеса здесь никто всерьез не задумывался.

Я занимался туризмом с самого детства: ходил в походы с отцом, который до сих пор работает тренером. Так что, можно сказать, без колебаний взялся за это дело. Желание создать что-то новое и интересное пересилило страх неизвестности.

– Как вы нашли это место?

– Разумеется, с самого начала вместе со мной над проектом работали опытные специалисты, тренеры, которые консультировали меня, помогали с выбором территории для курорта. Они и предложили мне в качестве места для горнолыжного центра гору Известную, которая имеет прекрасные природные условия для организации горнолыжных трасс. Помню, как мы приехали сюда шесть лет назад, поднялись на «Буране» на вершину горы, съехали оттуда на лыжах по целине. Много раз упали, но были счастливые и довольные. Тогда и родился этот проект.

За основу был взят тот факт, что расстояние от Челябинска до «Солнечной долины» всего 110 километров, а до Екатеринбурга и Уфы – 250 километров. Свою роль сыграло и уникальное географическое положение центра – между Государственным Ильменским заповедником и национальным парком «Таганай», также непосредственная близость к жемчужине Урала – озеру Тургояк. Кроме того, немаловажно, что в пяти километрах от «Долины» находится автомагистраль Челябинск–Москва и транссибирская железнодорожная магистраль. Все это создавало хорошие перспективы для бизнеса.

– С чего вы начали?

– На горные лыжи я впервые в жизни встал здесь – в Миассе, на горе Ильменской. Позже неоднократно бывал на горнолыжных курортах Европы. Меня всегда удивляло, почему, имея такие уникальные природные условия, мы не можем создать хороший курорт у себя на Южном Урале. Когда идея у меня в голове окончательно созрела, то следующие пять лет пришлось потратить на учебу. Все это время я не предпринимал каких-то решительных шагов, потому что был неопытен. За пять лет мне удалось изучить опыт всех горнолыжных центров России, познакомиться с бизнесом многих европейских курортов. Сегодня я прекрасно знаю экономику курорта: практика показала, что, сочетая российские национальные особенности и опыт Европы, можно создать нечто уникальное на нашей почве.

Если попробовать сегодня сравнить «Солнечную долину» с любым европейским курортом, я бы сказал, что это маленький ребеночек, который недавно родился и еще не избалован. Я точно знаю, что залог успеха «Солнечной долины» в постоянном повышении качества оказываемых услуг и сервиса. Я сознательно выбрал путь качественного развития. Пошел учиться, закончил Международную академию менеджмента качества по специальности «менеджер по управлению качеством на предприятии». Сегодня это одна из самых влиятельных организаций в мире в области менеджмента качества. Моими преподавателями были Милтон Гаррет – бизнес-лектор номер один в Соединенных Штатах и Вадим Леонидович Рождественский – основатель Международной академии менеджмента качества. Теперь у меня нет сомнений в том, куда необходимо двигаться, чтобы предложить рынку туристический продукт, который будет востребован всеми любителями активного отдыха.

– Привлечь крупных инвесторов под проект вам удалось?

– Инвесторы всегда охотно идут в проект, если он верный и в перспективе гарантирует возврат инвестиций. Они зарабатывают на этом деньги. Наш бизнес отличается от быстрых, рядовых проектов тем, что на начальном этапе требует достаточно большого объема инвестиций. При этом их окупаемость происходит не раньше, чем через пять лет. А финансовый климат в России до недавнего времени характеризовался тем, что любые долгосрочные проекты, требующие «длинных денег», попросту не рассматривались отечественными инвесторами. Зато они были чрезвычайно интересны зарубежным финансовым группам. Сегодня российские банки изменили подход и начали активно искать точки приложения долгосрочных инвестиций. Это касается и нашего бизнеса.

Предыдущие пять лет мы формировали наше инвестиционное предложение. Сегодня оно поддержано властями всех уровней: от мэра города Миасса до руководителя Федерального агентства физической культуры, спорта и туризма, тщательно просчитано и будет впервые представлено заинтересованным инвесторам 8 декабря 2005 года в Екатеринбурге.

Я на собственных ошибках и чужом опыте учился этому бизнесу, чтобы понять, как этот проект нужно реализовывать. Сегодня я смело могу выступать в качестве специалиста в области развития горнолыжного бизнеса.

– Хотите сказать, что вы могли бы выступать не только эффективным собственником, но и наемным топ-менеджером подобных проектов?

– В общем-то, я им и являюсь в настоящий момент. При этом остаюсь собственником бизнеса.

– И насколько успешны вы в роли менеджера?

– В качестве управленца я пришел в компанию год назад. За это время мне удалось увеличить объем продаж в три раза, прибыль – в пять раз. А в этом году по сравнению с прошлым объем продаж увеличился в два с половиной раза, прибыль – в три.

– Насколько высока конкуренция со стороны других, не менее раскрученных горнолыжных комплексов, таких, как «Абзаково» или «Завьялиха»?

– Я предпочитаю рассматривать их не как конкурентов, а как партнеров. Я убежден, что создание системы курортов и сети продаж услуг гораздо рациональнее, нежели тактика переманивания клиентов из одного комплекса в другой. Мы можем сделать этот бизнес более прибыльным и растущим, если будем работать в системе. В этом случае, купив одну путевку, клиент получает возможность попробовать склоны сразу нескольких курортов: «Солнечная долина», «Магнитогорск-Металлург», «Абзаково», «Завьялиха». Это позволяет охватить географию всего региона и предложить разноплановый отдых, так как каждый курорт имеет свою специфику. Кроме того, комплексный продукт становится привлекательным не только для южноуральцев, но и российских и зарубежных туристов. В этом и состоит идея создания Национального парка спорта и туризма.

– Сегодня этот проект уже реализуется?

– В последнее время я достаточно много общался с руководителями различных горнолыжных центров, чтобы понять, каково их видение развития туристического бизнеса в России. Сегодня уже четыре предприятия вошли в состав Национального парка спорта и туризма. Это клуб-отель «Золотой пляж», социальный фонд «Республика «Спорт», горнолыжный центр «Солнечная долина», парк детских развлечений «Ривьера» на озере Тургояк. Свое желание вступить в эту систему уже высказали санатории «Жемчужина Урала» и «Синегорье». Постепенно вокруг этой идеи формируется круг бизнесов, заинтересованных в создании системного подхода и организации сетевого обслуживания клиентов и сокращения издержек каждого партнера в отдельности. Разумеется, компания, входящая в такую систему, должна предлагать высокий уровень предоставляемых услуг, креативно мыслить и просто иметь желание развиваться.

– Что даст участие в этом проекте его участникам?

– Программа интеграции, которую мы сегодня активно разрабатываем, даст возможность финансирования и развития всей системы туризма на Южном Урале в три-четыре раза быстрее, чем это происходит сегодня.

– А зарубежные инвесторы сегодня проявляют интерес к местной индустрии туризма?

– Ежегодный рост рынка услуг внутреннего туризма на 30-40% и рост предложения всего на 1-2% безусловно привлекают зарубежных инвесторов. После встреч с представителями американских инвестиционных фондов и с генеральным консулом США Скоттом Роландом, который был восхищен красотой уральской природы и оценил стратегию развития нашего курорта как правильную и перспективную, у меня не осталось сомнений, что в ближайшее время в туриндустрии Южного Урала будут работать десятки миллионов долларов инвестиций.

– С точки зрения бизнесмена, что необходимо предпринять, чтобы на Урале начался настоящий туристический бум?

– Я считаю, что у нас все есть, чтобы это произошло. В первую очередь, нужны лидеры бизнеса и талантливые организаторы. Необходимо внимание и поддержка туристической отрасли со стороны властей всех уровней. Остается только брать на себя ответственность, грамотно просчитывать и реализовывать эти проекты.

– Какая главная идея лежит в основе вашего бизнеса?

– Я вырос в семье тренера, со спортом и туризмом связан с самого детства. Я абсолютно уверен, что бизнес, который связан со здоровьем, спортом, проявлением людьми своих лучших качеств, таких, как упорство, воля к победе, выдержка, – обречен на успех. На этом весь мир держится: люди придумывают, становятся, добиваются, любят… Такое стремление создавать лежит и в основе моего бизнеса.

– А кем хотят стать ваши дети?

– У меня трое детей – три девочки. Старшая видит свое будущее в бизнесе, средняя пока не высказала своего окончательного решения, но очень старается добиться успехов в спорте, а младшая говорит, что хочет стать чемпионом России.

– По какому виду спорта?

(Смеется.) Она еще не определилась. Либо это будут спортивно-бальные танцы, либо горные лыжи. И то, и другое у нее получается хорошо.

– Вы сами часто катаетесь на горных лыжах?

– Практически каждый день, когда у меня есть хотя бы час свободного времени.

– На заграничные курорты выезжаете?

– У нас в стране существует ежегодная традиционная программа под названием «Русская неделя». Два раза в год все корифеи горнолыжного спорта, руководители горнолыжных центров, известные спортивные журналисты собираются вместе на горнолыжных курортах Европы – осенью в Швейцарии и весной в Австрии. Я постоянный член клуба «Русская неделя» и не пропускаю это событие никогда. Здесь собираются такие легендарные личности, как Вадим Гиппенрейтер, первый чемпион Советского союза по горным лыжам 1937 года, Талий Монастырев, семикратный чемпион Советского Союза по горнолыжному спорту, и новички в горных лыжах – летчики-космонавты, герои Советского Союза Муса Манаров и Сергей Крикалев.

– Собственными спортивными достижениями вы похвастаться можете?

– Еще в молодости я получил первый разряд по легкой атлетике. У меня есть серебряная медаль чемпионата СССР по хоккею «Золотая шайба», мировой рекорд скорости перехода на катамаране через Атлантический океан с легендарным Федором Конюховым и первое место по горным лыжам на «Русской неделе» в Австрии в прошлом году. Вот такие достижения.

– Насколько мне известно, в «Солнечной долине» неоднократно бывали разные российские знаменитости. Чей визит вам запомнился больше всего?

– Самые необычные люди, которые бывали в «Солнечной долине», – это путешественник Федор Конюхов, легенда советского спорта Ирина Роднина, летчики-космонавты Муса Манаров, Сергей Крикалев и Сергей Авдеев, хоккеисты Владимир Петров и Владимир Крутов, политики Ирина Хакамада и Валерий Панов.

– Сегодня вы точно знаете, куда необходимо двигаться, в каком направлении развивать бизнес?

– Каждый здравомыслящий человек мечтает о благополучии для своих детей. Я считаю, что сегодня бизнес должен двигаться в сторону обучения, воспитания детей. Поэтому в будущем я вижу «Солнечную долину» в первую очередь как мощный обучающий центр. С этим связан наш последний проект – детский клуб «Солнечная долина». Его участником может стать любой ребенок в возрасте от 4 до 13 лет. Во время зимней программы дети будут обучаться катанию на горных лыжах по методике, рассчитанной на любые способности. А летом члены клуба смогут участвовать в программах летнего отдыха. По окончании обучения они станут настоящими лидерами. Там не будет легко, но, пройдя все этапы, ребенок получит колоссальный жизненный опыт и шагнет на новую ступеньку развития. Мы планируем, что в клуб-школу «Солнечная долина» ежегодно будет вступать около тысячи детей, примерно пятьсот из них будут становиться постоянными членами клуба, а значит, постоянными посетителями «Солнечной долины» и «Золотого пляжа» станут и их родители. Это и есть наша бизнес-стратегия.

– Олег Юрьевич, вас никогда не посещала мысль выгодно продать свой бизнес?

– На этот вопрос я бы ответил вам народной мудростью. Одного грузина, который отмечал свою золотую свадьбу, спросили: «Скажите, за эти пятьдесят лет вам никогда не хотелось развестись со своей женой?». Знаете, что он ответил? «Развестись – нет, а вот убить – хотелось»… Так и здесь: когда возникает желание все бросить, анализируешь ситуацию и понимаешь, что во всех ошибках виноват сам. Нужно взять и исправить – находишь силы и делаешь.

– А как же ваше намерение заниматься политикой?

– Я сделал определенные шаги в политике и получил колоссальный опыт, который очень ценю. При этом я определил для себя курс действий на ближайшие 5-10 лет. Сегодня заниматься бизнес-проектами для меня гораздо интереснее, чем заниматься политикой. Для меня важнее знать, что есть люди, которые сильны в политике, их вектор развития совпадает с тем, что делаю я. В этом политика и состоит – быть рядом и поддерживать друг друга в реализации нужных людям проектов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления