Бизнес Михаил Васильев, директор компании «Энергоспецсервис»: «Нужно проживать каждый день. Дорожить им. А еще стараться быть порядочным. И идти вперед. Несмотря ни на что…»

Михаил Васильев, директор компании «Энергоспецсервис»: «Нужно проживать каждый день. Дорожить им. А еще стараться быть порядочным. И идти вперед. Несмотря ни на что…»

" src=

«Я как-то спросил своего знакомого бизнесмена, зачем он так часто появляется в СМИ, он сказал, что этого требует реноме и тусовка. А, на ваш взгляд, зачем?» – «Человек сам по себе может быть интересен читателю» – «Возможно…» Вот так, между привычкой к глянцу и желанием просто по-человечески пообщаться, и сложился разговор с директором компании «Энергоспецсервис» Михаилом Васильевым. Разговор для руководителя, может быть, не совсем типичный...

«Я не был пьяным слесарем…»

– Михаил Владимирович, в одном из своих интервью вы сказали, что энергетика – ваша судьба. Но насколько я знаю, учились вы в радиотехникуме…

– Честно говоря, насчет судьбы – так получилось. В радиотехникум я поступил, потому что мне нравилось собирать радиоприёмники, разные радиоэлектронные устройства. Но мысли стать инженером в тот момент не было. Редко кто из пятнадцатилетних точно знает, кем он станет в будущем. Просто было интересно. Даже романтика какая-то была: практику мы проходили на закрытом производстве объединения «Полет» и ездили в ЧВВАКУШ испытывать сложнейшие аппараты. В итоге, работать я начал сначала бетонщиком, а потом дворником.

Почему?

– Хотел заработать квартиру. Мне был 21 год, два курса ЧПИ за спиной, жил у бабушки с дедушкой. А в это же время начинаются романтические увлечения, хочется самостоятельности…(Улыбается.) В общем, есть на перекрестке проспекта Победы и улицы 40 лет Победы долгострой. В 1992 году там был возведен первый этаж. Я пришел устраиваться на работу, и мне пообещали: через год-два каждый бетонщик получит по квартире. Сейчас 2007 год, а дом, по-моему, так и не сдан в эксплуатацию. Почувствовав, что он не строится, я решил выбрать другой путь получения квартиры – через ЖЭК. Специальность у меня была радиотехническая, но были и навыки работы электриком. Отец в свое время был руководителем службы энерговодоснабжения, так что я знал, что такое индикатор и пассатижи. Пришел в жилищно-коммунальный отдел ЖБИ-1, а мне говорят: электриков у нас достаточно, поработай сначала дворником. Я согласился. Через три месяца работы меня взяли учеником электрика, потом электриком. В общем, в 23 года я заработал свою квартиру.

– После этого желания сменить сферу деятельности не появилось?

– Нет. Здесь я уже многое знал. К тому же, работая электриком, а затем и работником комплексного обслуживания – одновременно электриком и слесарем, я прошел большую школу общения. Например, приходишь по заявке, смотришь неисправности, а за разговором жильцы начинают жаловаться, кто на что: бабушка на маленькую пенсию, женщина на мужа, и так далее. А я не был типичным пьяным слесарем, и люди мне как-то доверяли…

– То есть, будучи электриком, приходилось быть и психотерапевтом?

– Да, бывало. Выслушивал, успокаивал. А в итоге, вынес для себя две важных, как я считаю, вещи. Во-первых, уметь выслушать – это величайшее человеческое качество. Это я не про себя говорю, у меня не всегда получается. И, во-вторых, не нужно отрываться от народа. Это не пустые слова, я в депутаты не собираюсь.(Смеется.) Какое бы высокое положение ты не занимал, нужно к любому человеку относиться именно как к человеку, а не сотруднику твоей компании, твоему подчиненному. Понятно, что положение накладывает определенный отпечаток. Но я редко отказываю своим сотрудникам, когда нужно решить финансовые или семейные проблемы, иногда ловлю себя на мысли, что нужно бы отказать, потому что человек явно перебирает, и все-таки не могу. Списываю все на свою доброту.(Смеется.)

– Вот так, без лишней скромности?

– Да.(Улыбается.) Без лишней скромности, я человек добрый. Конечно, могу разозлиться. Я не какая-то флегма, которая будет улыбаться и ничего не чувствовать. Но изначально стараюсь относиться к людям именно по-доброму.

– Помогает в бизнесе?

– При непосредственном общении – конечно. Но краеугольным камнем я считаю все-таки обязательность. Если что-то пообещал, нужно сделать и уложиться в сроки. Еще важным качеством считаю пунктуальность. В свое время была у меня такая проблема – опаздывал на деловые встречи. Боролся с этой своей плохой чертой, но не всегда получалось. Только в последний год тема себя практически исчерпала. Возможно, из-за этого и недоброжелателей себе приобрел, особенно за первые годы ведения бизнеса.

«У нас не нефть, не наркотики, не проституция…»

– С чего начался «Энергоспецсервис»?

– Перед тем, как заняться бизнесом, я успел поработать пусть на небольших, но все-таки руководящих должностях. После нескольких реорганизаций и поглощения ЖКО ЖБИ-1 превратилось в МУРЭП «Электрометаллург», электрослужба которого обслуживала практически весь проспект Победы и улицу Российскую. Но если в коммунальном отделе ЖБИ электриков было семь, то здесь их было 70. Я через определенное время стал мастером и временами замещал начальника этой службы. Поработав так три года, пообщавшись не только с жильцами, но и организациями, понял, что в рамках муниципального предприятия невозможно предоставить весь необходимый клиентам спектр услуг. Поэтому и появилась мысль создать собственную компанию. В 2001 году я с компаньоном Игорем Белых (тогда заместителем руководителя профкома студентов ЮУрГУ) ее создали. Он ушел со своего места работы, я – со своего, и понеслось…

– Вы с самого начала просчитывали перспективность бизнеса?

– Нет. Вопросов, что будет дальше, себе не задавали. Просто занимались тем, в чем разбирались. К тому же подобных компаний, я думаю, тогда не было. Мы взяли за основу принцип «одного окна», когда потребитель может получить весь спектр услуг в электроэнергетике: проектирование энергоснабжения, оформление разрешительных документов на подключение, строительство подстанций, монтаж, оформление договоров на электроснабжение и прочее.

– За короткую историю у компании были спады и подъемы?

– Конечно. Первый год, я считаю, был подъемом. Мы были полны энтузиазма. К тому же первый заказ оказался очень удачным. Получив от компании «Планар» (она занимается производством радиоэлектронных устройств) большой объем работ, мы «сидели» на нем практически весь год. Правда, после того, как этот заказ закончился, начался спад. Выяснилось, что работа сама собой не находится. Поэтому какое-то время мы сидели почти без заказов, подумывали даже о том, чтобы распустить часть сотрудников, некоторые из них ушли сами. А потом появились новые договоры. Мы работали с управлением судебного департамента Челябинской области, министерствами образования и здравоохранения, с «Тойота Центр Челябинск», «Планетой-Авто» и другими известными в городе компаниями. Просто со временем пришло понимание, что наш бизнес – это весьма специфичная сфера услуг. В нем есть определенная сезонность. Работы производятся, как правило, с лета до зимы, а потом наступает спад. И заказов на электромонтаж может быть «то пусто, то густо».

Был и еще один сложный период: мы с компаньоном перестали друг друга понимать. Сначала по отдельным вопросам, а потом в целом. Каждый считал, что работает только он, а деньги делятся поровну. В итоге, в 2005 году мы поговорили друг с другом и определились с бизнесом – партнер продал мне свою долю.

А сейчас, я считаю, компания находится на подъеме. В 2007 году мы стали одними из немногих, кто выиграл тендер «Челябэнерго» на процедуру технологического присоединения к единой энергосистеме. То есть выступаем как подрядчики.

– Чем для вас это интересно?

– Это интересно для обеих компаний. Для нас сотрудничество с «Челябэнерго» выгодно объемами работ, для них – тем, что сеть расширяется и улучшается. Сетевая компания – это гигант, в котором неизбежно возникает вопрос управляемости. Иногда более выгодно привлечь подрядчика, нежели самим создать еще одну организацию, которая будет заниматься подключением.

– Бытует мнение, что плата за подключение, которую берет «Челябэнерго», весьма велика для заказчика. Это так?

– Я считаю, так говорят те, кто привык, что называется, к халяве. Раньше платы за присоединение не было, зато работы по усилению сетей, прокладке кабельных линий возлагались как раз на заказчиков. Нынешнее положение вещей, на мой взгляд, лучше тем, что специалисты-энергетики знают ситуацию в целом, поэтому более адекватно оценивают, где и какой мощности кабель нужно проложить. А клиент избавлен от необходимости тянуть дорогостоящие электролинии. Заказчики сейчас часто платят меньше, чем в итоге получают.

– Владельцы компаний, занимающихся проектированием и монтажом инженерных коммуникаций, говорят, что среди потребителей еще чувствуется желание получить много и дешево. Есть, на ваш взгляд, такая проблема?

– Да, отголоски менталитета советского периода еще чувствуются. Приходит человек, заказывает проект, ему называешь стоимость, а он удивляется, почему дорого. Объясняю: во-первых, труд многих людей, во-вторых, это бизнес – у нас работа стоит столько-то, у других столько-то. Уходит, через какое-то время возвращается и объясняет свое возвращение тем, что «набегался» – у одних масса проектов, поэтому не берут заказы, у других цены выше, третьи не проектируют, четвертые – аферисты. Так постепенно и меняется менталитет заказчика. Он приходит к пониманию, что труд должен достойно цениться и оплачиваться. Но ближайшем будущем, я думаю, заказчику придется нелегко.

– Почему?

– Дело в том, что с 1 июля 2007 года многие разрешительные лицензии, выдаваемые госведомствами на монтажные и строительные работы, отменяются. Их заменят техническое регулирование и технические регламенты – своего рода ГОСТы, которым здание должно соответствовать при проектировании и при сдаче в эксплуатацию. Объекты, финансируемые из бюджетов, эту процедуру будут проходить обязательно. Частные проекты – в том случае, если предполагают скопление большого количества людей – торговые и офисные центры, например, или являются сооружениями повышенной опасности. В рамках предстоящих изменений строители будут страховать свои объекты от своих же собственных ошибок: то есть если плохо построишь, то для тебя это чревато. Эти меры являются движением к цивилизованному рынку, что само по себе хорошо. Но проблема в том, что лицензии отменяются, а ввод технического регулирования только предстоит. Поэтому есть опасения, что на рынок хлынут дилетанты. Они были всегда, но теперь их может стать намного больше.

– Вы боитесь ценовой конкуренции с их стороны?

– Я не боюсь за свой бизнес, потому что у меня два преимущества – комплексный подход и репутация. Репутация – это, кстати, еще один, помимо обязательности, краеугольный камень в бизнесе. Для многих заказчиков мы являемся постоянным и проверенным подрядчиком. Проблемы скорее возникнут у новых заказчиков – кого выбрать, если лицензии отменены. С одной стороны, рынок сам о себе позаботится, и многие, наверно, будут спрашивать лицензии, выданные ранее. Но, с другой стороны, есть система конкурсов, где выигрывает тот, кто дает меньшую цену.

– Проработав в этом бизнесе не один год, вы можете оценить уровень его привлекательности – рентабельности, конкуренции?

– Что касается конкуренции, то серьезные соперники у нас есть только в одном из направлений – электромонтаже. В целом же, из-за многопрофильности, у компании «Энергоспецсервис» конкурентов мало. А рентабельность бизнеса составляет где-то от 10 до 20 % и зависит от заказчика. Чем и хорош этот бизнес? С одной стороны, он не сверхприбылен – это не нефть, не наркотики, не проституция, с другой стороны, здесь постоянно есть работа.

– Энергетику относят к стратегическим отраслям, чувствуете на себе пристальное внимание власти?

– Нет, пока не чувствуем. Власть ведёт диалог с генерацией, сетевыми и сбытовыми компаниями, а мы работаем на уровне подряда. Но и как любым горожанам, нам не безразлично качество работы энергетических компаний–это свет и тепло в наших домах.

– Сейчас идёт реформа РАО ЕЭС. А самим поучаствовать в приватизации энергокомпаний не хотелось?

– Ну-у-у.(Смеется.) Чтобы поучаствовать в приватизации генерации и энергосбытовых структур, нужно обладать колоссальными средствами. Капитализация этих предприятий – десятки миллионов долларов. В Челябинске людей, способных на такое, – единицы. Мы об этом не думаем – рановато, а может быть, и вовсе не нужно.

«Мужчины играют всегда. Женщинами, деньгами…»

– Вы заработали свой первый миллион долларов?

– По-моему, уже заработал.(Улыбается.) Но он не лежит в отдельно взятой коробочке, он, естественно, весь в производстве.

– Вы чувствуете себя богатым человеком?

– Я чувствую себя обеспеченным человеком.

– Принадлежность к кругу обеспеченных людей влияет на то, какие вы выбираете вещи?

– Да, есть такой момент. Тусовка требует поддерживать реноме. Хотя я человек независимый, сильно будет требовать – мы с ней разберемся.(Смеется.) Если честно, хочется хорошо одеваться. Просто и изящно. Но в Челябинске с этим проблема. Везут какие-то однотипные вещи, а хорошего классического костюма не найдешь. С вещами на званый вечер или еще куда-нибудь, где есть дресс-код, вообще проблема. Не люблю летать самолетами, а так бы давно улетел в Москву, там оделся и прилетел обратно.

– Раз вы любите одеваться, можете оценить то, как одеваются другие бизнесмены?

– Людей, одетых со вкусом, у нас мало. Со вкусом – это ведь не всегда дорого, и дорого – не всегда со вкусом. У нас же обычно одеты либо совсем никак, либо «блестяще» – с каким-то чрезмерным лоском. Видно, что человек вложил много денег, а естественности нет. Это характерно и для мужчин, и для женщин.

– Вам как обеспеченному человеку не хотелось отойти от управления компанией, а на свое место поставить наемного топ-менеджера?

– Это желание возникает, когда приходит период летних отпусков.(Улыбается.) Сама идея поставить профессионального управленца во главе многопрофильной компании хороша. Но моя роль в качестве руководителя пока не исчерпана. Нужно, чтобы компания работала, как часы. Я к этому иду, наделяя персонал сферами управления и ответственности. В результате должно быть так: я уехал на две-три недели, допустим, в Монте-Карло, и никто не бегает и не спрашивает, куда делся директор, без него мы не можем решить какой-то вопрос. Если так будет, то моя роль руководителя удалась.

Но полностью исключить себя как личность из процесса управлением я все равно не могу. Для нашего предприятия «Васильев Михаил Владимирович» – это своего рода бренд, который помогает при переговорах с руководителями и собственниками других компаний, с администрацией. Моя функция сейчас в том, чтобы договориться с заказчиком, ударить с ним по рукам. А вообще, чтобы продолжать быть директором, у меня есть и собственные причины.

– Какие, например? Нравится быть «первым лицом»?

– Удовольствие не в том, что ты – «первое лицо», можно быть и десятым. Важно, что решения принимаешь именно ты. И делаешь так, как считаешь нужным и лучшим. А еще мне нравится общаться. Особенно с женщинами.(Улыбается.)

– ???

– Объясню. Среди заказчиков много женщин. И здесь есть какая-то доля византийства. Мужчина, общающийся с женщиной – деловым партнером, всегда думает, что он ее переиграет. А женщина это прекрасно видит, но не подает виду, ей это нравится. И получается, в результате, своего рода игра. Но не флирт. Хотя, мне кажется, что женщины в бизнесе не любят играть в игры. Они не азартны.

– А мужчины?

– Мужчины азартны. Они играют всегда. Как большие дети, только игрушки становятся серьезнее – женщины, деньги…

Хотя… Недавно в одном из изданий «Коммерсанта» обсуждался вопрос, если в космосе существуют более развитые цивилизации, почему они до сих пор не посетили Землю. И вариант ответа: мы для них по уровню развития – бактерии. Человек ведь не обращает внимания на бактерии, так и на нас не обращают внимания. А мы бегаем, суетимся…

– После такого вывода нужно, как минимум, придумать себе философию, чтобы она оправдывала существование или хотя бы определяла, как жить…

-Как жить?… Максимально полно проживать каждый день. Дорожить им. А еще стараться быть порядочным. И идти вперед. Несмотря ни на что.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления