Бизнес Василий Платонов, директор ГТРК «Южный Урал»: «Скупить несколько радиостанций в Челябинске – это будет нормальный бизнес. А производящая телевизионная компания в регионе на сегодня просто нерентабельна»

Василий Платонов, директор ГТРК «Южный Урал»: «Скупить несколько радиостанций в Челябинске – это будет нормальный бизнес. А производящая телевизионная компания в регионе на сегодня просто нерентабельна»

" src=

Для того чтобы вышло это интервью, мне пришлось побывать на ГТРК «Южный Урал» дважды. От первой встречи с директором телерадиокомпании Василием Платоновым у меня осталось... только приятное впечатление и несколько интересных фактов в памяти. По техническим причинам диктофонная запись почти четырехчасовой беседы не стала текстом, и публиковать, соответственно, было нечего. Но мне хочется думать, что причина невыхода статьи в срок не в этом. Возможно, судьба распорядилась так, чтобы я еще раз побывала в центральном офисе крупнейшей на Южном Урале медиакорпорации и пообщалась с человеком, который знает не понаслышке, как ей удалось стать лидером на региональном рынке СМИ.

Моему собеседнику, отнесшемуся к форс-мажору с пониманием техника, было что рассказать и на второй встрече. Прежде всего потому, что этот год для него трижды юбилейный. В июле исполняется 50 лет челябинскому государственному телевидению, а его ровесник Василий Платонов, свой юбилей отпраздновавший в этом месяце, в августе отмечает десятилетие в должности директора компании, именуемой сегодня ГТРК «Южный Урал». Обязывающая торжественность не помешала Василию Ивановичу порассуждать и на непраздничные темы. Исчерпав «датский» предмет разговора, мы побеседовали и о жизни, и о бизнесе, и даже, несмотря на принципиальную пожизненную беспартийность героя, о политике.

Тройной юбилей

Василий Иванович, если не секрет, как вы отпраздновали свой юбилей?

– Скажу лишь то, что я получил много подарков, среди которых есть и весьма необычные. Одним из самых лучших стал для меня подарок от моего давнего друга. Это приемник «Звезда» 1955 года выпуска, рабочий, в идеальном состоянии. При этом он полностью из оригинальных деталей – ничего современного не добавлено. Это не просто раритет... Первое желание, которое у меня возникло, когда мне подарили этот приемник, – залезть вовнутрь. Могу сказать как инженер, что это абсолютно идеальная схема. Вещь сделана очень профессионально, ни одного лишнего элемента. Максимальное количество узлов – с максимальным использованием! Сегодня так не умеют делать, потому что все пущено на поток...

Этот год знаменателен для вас еще одной праздничной датой. Как вы планируете отмечать 50-летие челябинского государственного телевидения?

– Если говорить в целом об истории работы нашей компании – ведь она не только телевизионная – то в следующем году нам исполняется 80 лет. 1929-й – год начала радиовещания в Челябинске. На сегодня у нашего холдинга, самого крупного из региональных федеральных СМИ в России, одиннадцать средств массовой информации: пять телеканалов, три радио, две газеты, интернет-сайт.

В этом году у нас «телевизионный» юбилей. Официальный день рождения челябинского государственного телевидения – 17 июля 1958 года. То есть в июле мы будем отмечать 50 лет со дня начала регулярного телевещания Челябинской студии телевидения (ЧСТ), как она называлась раньше. На моей памяти, наше имя менялось одиннадцать раз... Конечно, 50 лет – это значимая цифра, и мы подходим к празднованию этой даты серьезно. Одна из первых акций в рамках празднования юбилея, запланированная на 7 мая, – телевизионная аллея. В День радио в парк Пушкина будут приглашены 20 компаний, и каждая из них должна будет посадить деревце. Рядом с каждым саженцем появится именная табличка, встроенная в тротуар.

Вы уже десять лет возглавляете телерадиокомпанию. Можете назвать свое главное достижение за время работы в должности руководителя?

– Самое «веселый» период для меня как для руководителя был десять лет назад. Ведь директором ЧГТРК я был назначен через два дня после объявления дефолта – 19 августа 1998 года. Конечно, это было тяжелое время не только для нашей компании, но и для всей России – прежде всего потому, что рухнула банковская система. Это время было тяжелым для всех предприятий, которые занимались официальным бизнесом. Для тех, кто занимался «черным» бизнесом, перемены, произошедшие в стране, были не так страшны. Но для нас, поскольку мы компания цивилизованная и законопослушная, это был удар ниже пояса. Выход из этой кризисной ситуации требовал огромных сил и терпения всего коллектива.

Принято, что профсоюзы на предприятиях обычно противостоят руководству, но в нашем случае профсоюз был на стороне... нет, не администрации – объективных процессов. Совместно мы выработали экономическую модель выхода из кризисной ситуации. Благодаря пониманию коллектива и его поддержке компания вышла из кризиса уже в 1999 году. Это не моя заслуга как директора. Директор может издать хороший, правильный приказ, но если он не будет выполнен, результат будет нулевой. То есть слова могут быть одни, а исполнение... Что я не всегда понимаю, так это нашу российскую экономику. Говорят: вот мы сейчас будем жить, как на Западе. Но нельзя брать кальку с какой-то западной страны и применять ее в России. Это теория, а она с практикой не всегда совпадает. Между тем у нас это часто происходит. Мы все помним, к чему в конечном итоге привели эксперименты периода теоретика Гайдара.

Должность управленца вам приходится совмещать с обязанностями главного редактора. Подозреваю, что это не так-то просто...

– Это сложно. Не знаю, к сожалению или к счастью, законом о СМИ определено, что руководитель любого средства массовой информации фактически выполняет и функции главного редактора. То есть директор – последняя инстанция, которая может снять программу с эфира. Раньше было проще – работала цензура, и должен сказать, что человек, который в советское время выполнял у нас функции цензора, был очень профессиональным журналистом.

Конечно, мне приходится использовать и власть, и убеждения. Как руководитель я очень жесткий. Но это касается прежде всего финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Здесь не должно быть колхоза: сегодня пойдем на уборку, а завтра нет, потому что у Иванова Ивана Ивановича день рождения. Подчиняться должны все по выстроенной вертикали. Кто не считается с моим мнением как с мнением управленца, тому придется... смириться с тем, что с моим мнением считаться нужно. Хотя бы потому, что у меня больше информации и есть опыт принятия решений. Если я принимаю какое-то решение, значит так надо.

Как редактор... не сказал бы, что я лоялен. Просто я делегирую свои полномочия подчиненным – заместителю, шеф-редактору – практически на 100%. Они профессионалы, владеющие ситуацией больше, чем я. Бывают, конечно, случаи, когда я лично вмешиваюсь и снимаю материал с эфира. Потому что, пусть редко, но бывают ошибки, оговорки, опечатки... Но уследить за всем одному, конечно, невозможно. Наш суммарный объем вещания в сутки – 64 часа, из которых более 30 часов – собственное производство (не думаю, что хоть одна компания в Челябинске может этим похвастаться). Как бы я смог за 24 часа все просмотреть, прослушать и прочитать? Контролировать ситуацию мне удается только за счет делегирования полномочий своим подчиненным.

Как говорит героиня Алентовой в фильме «Москва слезам не верит», трудно с тремя, а как только троих научишься организовывать, число уже не имеет значения...

– Да, это так. Кстати, в этом фильме снималась наша передвижная телевизионная станция.

Правда? Я не знала...

– Об этом мало кто знает. Однажды мы получили на Шауляйском телевизионном заводе, выпускающем передвижные телевизионные станции, очередную ПТС, и при перегоне в Челябинск она оказалась в Москве. Так получилось, что она пришлась кстати во время съемок фильма «Москва слезам не верит». Насколько я помню, наша ПТС была использована в двух эпизодах.

А еще она работала на «Олимпиаде-80». Это тоже о многом говорит. Это значит, что тот коллектив, который создавался у нас годами, очень профессиональный.

Челябинская гостелерадиокомпания работает под брендом ГТРК «Южный Урал» с 2005 года. На вашем сайте отмечено, что процедура преобразования была нелегкой... Как вы себя чувствуете сегодня в роли филиала ВГТРК?

" src=

– Для нас действительно это преобразование было в чем-то болезненным. Но это только со стороны может показаться, что сегодня Москва диктует нам, как работать... Вообще, должен сказать, что абсолютно свободных средств массовой информации нет, быть не может и не должно быть. Любое СМИ, если не зависит от хозяина, то зависит от потребителя: читателя, слушателя или зрителя. Мы тоже зависим от народа. Но с точки зрения идеологии, безусловно, мы самое свободное средство массовой информации. Наше головное предприятие требует от своих филиалов – региональных компаний – прежде всего четкости, конкретности и правдивости. В выборе той или иной темы, которую нужно освещать, мы абсолютно свободны.

Тот стандарт, который предъявляется ко всем филиалам ВГТРК, появляется не по желанию руководителя, а по требованию контента. Правила федерального канала должны соблюдаться неукоснительно, но эти жесткие требования приводят к положительному результату. Недавно одна из наших журналисток с гордостью сообщила мне о том, что ее родственники из области, совершенно не зная, где она работает, сказали, что «Вести Южный Урал» – эталон новостей в регионе. Это сказали не люди из нашей среды, а зрители, причем из провинции. Они, как правило, намного честнее, чем те, кто живет в центре. Селяне наиболее остро чувствуют фальшь. Их не обманешь, не всучишь информацию с тем, чтобы они проглотили ее.

Поверьте, на нас не оказывается такое влияние, какое оказывается собственниками челябинских телеканалов, радиостанций или газет на редакционный состав этих СМИ. Думаю, там отслеживается каждое слово. У нас такого нет.

О конкурентах и клиентах

Гости нашего города обвиняют челябинское телевидение в провинциальности. Как вы думаете, почему некоторые местные телекомпании не находят нужным содержать квалифицированных специалистов?

– Кадры – это общая проблема. С ней сталкиваются многие – и мы, и мои коллеги (а мы сотрудничаем практически со всеми СМИ, кроме «желтых»). У каждой компании есть свои проблемы. У одних – с инженерным составом, у других – с журналистским, у третьих – редакторским. У компании может быть замечательный руководитель, на предприятии могут работать прекрасные менеджеры, но... На сегодня в нашей отрасли наблюдается очень серьезный недостаток квалифицированных специалистов. Обучить их – это еще не все. Всегда вспоминаю кавээновскую репризу, когда одна из команд отвечала на вопрос «кто такой студент?» Это тот, кто пять лет ходит на лекции, сдает экзамены и зачеты, а потом всю жизнь учится той специальности, которая записана у него в дипломе... Проблема молодых компаний в том, что у них нет опыта. Да, они молодые, да у них горят глаза, но... ошибок и непрофессиональных комментариев у них, безусловно, больше. Опыт не купишь за деньги.

Чем сильна наша компания, так это тем, что мы на рынке давно, поэтому у нас работает несколько поколений. Приходящая молодежь впитывает то, что наработано предыдущим поколением – этому в институте не научат... Но я не скажу, что у нас все хорошо. Кадровый голод, повторюсь, актуален и для нашей компании.

А нечестность некоторых коммерческих СМИ по отношению к потребителю – насколько это, по-вашему, серьезная проблема?

– Считаю, что зрители, слушатели и читатели должны знать, кому принадлежат телеканалы, радиостанции и газеты. Должны понимать, объективен материал или кем-то заказан. Если заказан, то его необходимо транслировать или публиковать с пометкой «на правах рекламы»... Вы же понимаете, что информацию с одного и того же события можно подать под разными углами. СМИ, принадлежащие одному человеку, грешат предвзятостью: хозяин у них всегда будет белым и пушистым. А телезритель или радиослушатель верит средствам массовой информации. Кроме того, не стоит забывать и о таком факторе как расширение влияния. Человек посмотрел сюжет и рассказал о нем своей соседке, и та поверила... От таких СМИ никуда не деться.

То есть можно сказать, что основное отличие средств массовой информации ГТРК «Южный Урал» от других СМИ – непредвзятость? Всегда ли вам удается быть максимально объективными?

– Наш принцип – быть объективным всегда. Мы не гонимся за сенсациями, для нас не самоцель быстрее других сообщить о чем-то. Для нас главное – сделать это качественно и максимально объективно. Яркий пример этого – случай с Коркино, когда расстреляли нашу съемочную группу. Чтобы не было субъективного мнения, журналисты в составе съемочной бригады, работавшей по процессу (а он был достаточно длинным – почти год), постоянно менялись. Также как следователь отстраняется от ведения дела, если в нем замешаны его родственники. Еще одно требование, предъявляемое к журналисту в этом случае, – взять интервью у преступника (а суд доказал, что он преступник). Я могу много примеров приводить... Например, мы единственная компания, с которой согласился беседовать бывший мэр Миасса Григориади, причем уже в СИЗО. То же самое и с Тимашовым. То есть нам доверяют, потому что мы даем только факты. Вообще профессиональное требование к службе новостей в любом средстве массовой информации – давать только факты, а уже зритель или слушатель должен разбираться, кто прав, а кто нет. Но, к сожалению, молодые компании грешат тем, что «жареный» факт для них интересней...

Но ведь субъективность сужает аудиторию, и если не брать во внимание этику, даже с точки зрения экономики телерадиокомпании выгодно быть объективной. Или это не так?

– Существуют три «С» – слухи, скандалы и секс, которые работают в СМИ. Социологические исследования показывают, что в Челябинске потребителей, предпочитающих эти три «С», всего порядка 4%. Это основной зритель у «желтых» средств массовой информации. Четыре процента, как вы понимаете, это немного...

Если говорить о рейтинге (мне это слово никогда не нравилось – оно какое-то механическое), то он у нашей компании в сравнении с долями на рынке самый высокий в регионе и, я бы даже сказал, в Уральском округе. Кроме рейтинга, есть еще и степень доверия. К сожалению, давно социологи в Челябинской области не проводили исследования в этом направлении. Согласно данным трехлетней давности, степень доверия у нашей компании была почти 70%. Это о многом говорит. И добились мы этого благодаря соблюдению требований, не только предъявляемых ВГТРК, но и тех, которые мы соблюдаем со дня своего рождения. Мы никогда не изменяли своим принципам, не работали в угоду какому-то конкретному человеку.

Поскольку ваша целевая аудитория шире, чем у других телевизионных СМИ, вы можете себе позволить делать рекламу на своем канале дорогой?

– На сегодня существует ошибочное мнение – эту мысль популяризируют коммерческие СМИ – что все государственные средства массовой информации живут хорошо: их поит и кормит государство. Могу заявить совершенно ответственно, по нашей компании и по другим филиалам ВГТРК, что это не так. Мы находимся в более жестких рыночных условиях, нежели коммерческие СМИ. Во-первых, в негосударственные средства массовой информации хозяин инвестирует средства, а инвестиции еще ни одно предприятие с нуля ни начинало – всегда есть какой-то первоначальный капитал. Во-вторых, в Челябинске дотирование местных СМИ происходит значительно в большем размере, чем государственных. Третий момент – налоги. Мы никогда не работали, не работаем и не будем работать с так называемым черным налом – мы абсолютно открыты. Так вот, мы платим налог на прибыль так, как казино! Вы можете себе представить? На сегодня мы платим 35% налогов с прибыли, в отличие от коммерческих СМИ, которые платят 24%.

Есть еще одна проблема. К великому сожалению, не все рекламодатели четко понимают вложение своих денег в рекламу. Первая реакция очень часто такая: у вас дорого, в такой-то абэвэгэдэйке в два-три раза дешевле. А ты сядь и раздели вложенный рубль (это ж международный показатель GRP) на отдачу! Если использовать обычную арифметику, на сегодня реклама у нас значительно дешевле, чем у других... Почему-то на обычном потребительском рынке привыкли говорить о соотношении цена – качество, а к СМИ это пока не применяется. Но ведь это мировые показатели, их пока никто не отменял.

На рекламном рынке СМИ мы были первыми – нам разрешили заниматься рекламой еще в 1988 году. Так вот в то время мне пришлось работать с коммерческой службой даже больше, чем председателю ЧГТРК. Очень часто от рекламодателя можно было услышать, да и сейчас это встречается, дилетантское мнение. Помню такой случай. Приходит к нам клиент и говорит: хочу разместить рекламу на этом канале, в этой программе, в это время. Наша коммерческая служба спрашивает: а почему именно здесь и именно тогда? И знаете, что она получает в ответ? Да потому что наш хозяин смотрит этот канал!

???

– Вот-вот, и у нас возникал вопрос: а вы что, для хозяина делаете эту рекламу или для того, чтобы бизнес компании развивался? Ведь существует такое понятие как целевая аудитория...

На сегодня пока еще небольшой процент рекламодателей работает профессионально, то есть имеет представление о централизованной рекламе. Только у таких корпораций как «Проктер энд Гэмбл» или, например, «Кока-Кола» все четко просчитывается, на год вперед. Местный рекламодатель, к великому сожалению, пока еще, на мой взгляд, неопытен... Заказчик хочет заплатить три копейки, а отдачу получить на сто рублей. Такого не бывает.

В одном из своих интервью вы сказали, что кроме средств массовой информации у вашей компании есть и активы, не связанные со СМИ...

– В переходный период 2005-2006 годов я был руководителем двух компаний. С одной стороны, я оставался председателем ЧГТРК (это было юридическое лицо, владеющее такими СМИ как радио «Студия-1», 36 канал и так далее), с другой – возглавлял филиал ВГТРК, в котором были только информационные службы: «Радио Южный Урал» и «Вести Южный Урал». Год с небольшим назад произошло слияние. Все лицензионные виды деятельности Челябинской гостелерадиокомпании сейчас переоформлены на ВГТРК. Мы, соответственно, управляем ими по доверенности.

Сегодня все наши бизнесы я разделил бы на три части (по 30% доходов каждая): телевидение, радио и прочее. К прочему относится деятельность в сфере оказания услуг связи, в частности – телефония. Кроме того, мы оказываем различные виды технических услуг (от сдачи техники в аренду до изготовления программного продукта), которыми сегодня пользуются все федеральные компании. Также у нас есть санаторный корпус на озере Еловое. Имеются еще кое-какие бизнес-наработки, которые уже сейчас реализуются на рынке. Но пока об этих видах деятельности я говорить не буду.

Проблемы телерынка и беда телезрителя

Василий Иванович, насколько, по-вашему, коммерчески перспективно телевидение как самостоятельный бизнес, вне медиахолдингов?

– К сожалению, на сегодня чисто регионального телевизионного бизнеса в нашей стране быть не может. Он бесперспективен потому, что принципы и законы экономики в России пока не работают так, как во всех развитых странах. Одно телевидение само по себе очень дорогостоящее, и, используя традиционные способы зарабатывания денег на рынке, оно не может восполнить все затраты. В настоящее время телевизионный бизнес выгоден только в холдингах.

Сегодня, к великому сожалению, большинство рыночных денег, тем более рекламных, сконцентрировано в Москве. 80% инвестиций в телевизионный и радиобизнес вращается в столице и только 20% – в регионах. И эта доля приходятся не на один субъект России, а на 86! Если бы эти деньги – все 100% – распределялись равномерно, тогда телевидение в регионах могло бы нормально развиваться. А так... Все челябинские телеканалы и радио скупаются холдингами, наращивающими свое присутствие в регионах. Чистая прибыль «Газпром-Медиа» в этом году составила порядка 200 миллионов долларов. Вот это уже бизнес, хотя для Газпрома это и семечки... Но вы посмотрите, сколько он скупил печатных СМИ, радиостанций, каналов! Создан полноценный медиахолдинг. И в стране сейчас наблюдается тенденция к формированию именно таких корпораций.

Пойти сейчас и скупить пять, шесть, семь, восемь станций в Челябинске – это да, это выгодно, это будет нормальный бизнес. А производящая телевизионная компания в регионе на сегодня просто нерентабельна. Некоторые любят приводить в пример так называемый холдинг «Четверка» в Екатеринбурге. Да, владелец 4 канала Мишин создал коммерческое телевидение. Но кроме этого у него есть еще и три радиостанции. А кроме них еще много чего. Поэтому сегодня он может себе позволить заниматься производством хроникально-документальных фильмов за свой счет. Г-н Мишин вкладывает в это пять миллионов долларов! И знаете, он очень мудро поступает. Потому что к 2015 году телевизионного продукта потребителю просто-напросто не будет хватать. Потому что появится много каналов доступа – как эфирных, так и неэфирных.

Кстати, о каналах доступа... Цифровое телевидение как альтернатива эфирному ТВ – насколько это близкая перспектива?

– Эпоха цифрового телевидения со временем коснется всех. Время перехода на цифровое вещание в России, определенное федеральными властями, – к 2015 году. На сегодня уже есть ряд экспериментальных площадок, в том числе и в Челябинске. В нашем городе в цифровом формате уже года три вещает телевизионный канал «Уралсвязьинформа». Другой вопрос – есть ли у него сегодня потребитель. Чтобы этот канал принимать, нужна приставка, а она стоит денег. Цифровое вещание на сегодня дорогое удовольствие. Согласно мировой практике, всем социально незащищенным слоям приставки должны быть розданы бесплатно. В этом случае переход на цифровое вещание состоится к 2015 году. Если приставки заставят покупать – этот переходный этап растянется.

Еще один момент: кто и как будет работать в эфире. Каналы, которые работают сегодня? Они будут доступными для зрителя или платными? Для производителей программ вопрос с платной основой на сегодня – очень больная тема. Как сделать так, чтобы в сети не распространялась контрафактная продукция? Кто и как будет платить за авторские права? Во всем мире деньги получает тот, кто производит интеллектуальный продукт, а у нас почему-то деньги получают связисты. Простой пример – проводное радиовещание. Вы как абонент платите за проводное радиовещание оператору связи, а не радиостанции. Если будет так же с телевидением, а такая тенденция на сегодня явно прослеживается... Связисты все просчитали и делиться, похоже, не собираются. Возьмем, к примеру, магазин. Он сам не производит, а закупает продукт у завода или фабрики, делает свою торговую наценку и продает. Я не понимаю, почему связисты продают продукт, не платя за него? Нонсенс просто.

Видимо, эта проблема должна быть решена на высшем уровне...

– К сожалению, в нашей стране сначала законы принимаются, а потом поправки к ним. Пока я вижу только желание связистов взять деньги, а они огромные – не один миллиард долларов. Пока будут лоббироваться чьи-то интересы, нормального перехода на «цифру» не состоится. Эта проблема должна быть очень хорошо продумана на федеральном уровне. Тогда будут деньги и на то, чтобы производить продукт еще больше и качественнее, и на то, чтобы доставлять его. А так... Да, в Челябинской области появится техническая возможность для вещания 600 каналов. А что по ним показывать-то? Проработав всю жизнь в производящей компании, я прекрасно знаю, сколько нужно сил, средств и здоровья потратить на то, чтобы произвести качественный продукт. И вдруг этот продукт становится бесплатным для продавца, а тот, в свою очередь, получает деньги за оказание услуг... Единственная отрасль в Челябинске, которая находится в такой ситуации.

Есть вторая сторона медали. Продукт может оказаться доступным для потребителя, как бесплатная газета или рекламная листовка, но в этом случае компенсация идет за счет рекламы. А что, разве у нас рекламный рынок выдержит 600 каналов? Опыт цивилизованных стран показывает: в среднем не больше16. То есть бесплатных каналов у нас в любом случае будет не 600. Потребителю все равно придется платить, другое дело – кому и сколько... В общем, очень многое в этом вопросе будет зависеть от Медведева как от нового президента. Нужно, чтобы не было принято поспешных решений. Хотя в США в этом отношении тоже не все гладко – там отодвигали срок внедрения цифрового вещания. Ряд же европейских стран благополучно перешел на «цифру».

Тенденция отказа от эфирного телевидения на сегодня, конечно, есть. Первый канал за год потерял четверть своего зрителя – он ушел не только к конкурентам, но и вообще с эфира. Предпочел эфирному спутниковое телевидение, кабельное ТВ, фильмы или программы на DVD. Он готов платить за это деньги. В Челябинске на сегодня доля таких зрителей – в районе 10-12%. Они не смотрят эфир, хотя он для них бесплатен.

Бесплатен, но неинтересен...

– Я бы сказал, не в интересе дело – в удобстве. Это очень важный фактор, главное конкурентное преимущество цифрового вещания. Зритель эфирного телевидения привязан к конкретному каналу и к конкретному времени. Цифротизация позволит ему в любое время и в любом месте – дома, в офисе, в автомобиле – посмотреть то, что он хочет, тогда, когда может. Востребованность такого способа получения информации среди населения связана с максимальной интенсивностью их жизни, с все возрастающей активностью, занятостью. Конечно, нас – компанию, вещающую в эфире – это не радует, но... Повторюсь, если при этом будет оплачиваться продукт, то есть контент, такая ситуация нас устроит. В этом случае профессиональные компании будут развиваться, а слабые – умирать. Хотя, думаю, останется и такое, когда хозяин канала будет оплачивать изготовление продукта – то есть рекламы себя любимого.

Василий Иванович, у меня есть еще один вопрос о наболевшем... Как вы считаете, когда-нибудь телевизионный бизнес окажется в тех условиях, которые ему позволят уделять внимание детям? Или детские программы, в которых запрещена реклама, всегда будут невыгодны телевидению?

– Это серьезная проблема. Безусловно, должны быть программы для детей. К великому сожалению, в период перестройки подрастающее поколение было выпущено с точки зрения воспитания идеологией. Настало время вседозволенности, это началось тогда и продолжается по сей день. По телевизору показывают все, что сочтет нужным редактор, например, среди бела дня – фильмы, пропагандирующие насилие. Ограничений на телевидении практически не существует. Хотя, правда, был не так давно случай, когда Росохранкультура выдала каналу «2x2» в Москве предписание прекратить показ двух мультсериалов. Но такие предписания сегодня можно выдавать практически всем каналам. К сожалению, далеко не о человеческих ценностях делаются сегодня программы на телевидении.

Но тем не менее в последние годы средства массовой информации – государственные, не коммерческие – берут на себя нагрузку воспитания подрастающего поколения. Сегодня существуют нишевые каналы, в том числе учебные. Работает канал «Культура» – без рекламы. Появился канал «Спорт», пропагандирующий здоровый образ жизни. И наконец – «Бибигон». ВГТРК приняла решение ввести детские блоки во всех государственных СМИ головного предприятия. То есть наш холдинг взял на себя социальную функцию – он сам находит деньги на производство этих программ, государство ему ничего не дает. Ведь что такое государство? Это аморфное тело, в нем есть и хорошее, и плохое. Есть чиновники, берущие взятки, а есть те, кто работает честно. Заслуга конкретно Путина в четких, последовательных действиях по СМИ. Благодаря личному распоряжению президента – не по законодательной инициативе – появились программы социального направления. За восемь лет правления Владимира Владимировича много чего изменилось в лучшую сторону. Но страна-то у нас огромная, и сразу всем не угодишь.

По моему мнению, инициатива прежде всего должна быть законодательной, причем на всех уровнях. Законодательное собрание Челябинской области, на мой взгляд, должно принять такое решение: выделить деньги на организацию конкурсов на лучшую программу для детей, пенсионеров и так далее. И пусть компании участвуют в этом конкурсе и честно выигрывают. Но этого нет. Есть федеральные гранты на создание программ, но они мизерные. Два года назад мы выиграли такой грант и сделали программу для молодежи. Поверьте мне, выделенная из бюджета сумма не покрыла всех наших затрат, нам пришлось вкладывать еще и свои деньги... В любом случае, это одноразовые проекты, и погоды они не делают. Нужно хорошо все продумать, подойти к этому дело ответственно. Мы все понимаем, что та законодательная ветвь, которая принимает решения в этом направлении, складывалась из бизнесменов. Естественно, они прежде всего лоббировали свои бизнес-интересы. Сегодняшнее партийное формирование законодателей правильное. Там уже будут думать, и будут думать коллегиально. Но в один день, в одночасье изменений не произойдет, чудес не бывает... Многие сегодня не понимают, что хорошего сделал Путин. То, что он сделал, закладывается на будущее, на много-много лет вперед.

То есть он делает хорошо для «абстрактного» будущего, но плохо для конкретных людей, живущих сегодня?

– Меня нередко журналисты спрашивают о том, часто ли мне как руководителю приходится принимать непопулярные решения? На что я отвечаю: каждый день. Любое решение, которое принимает руководитель, неважно какого уровня, может оказаться положительным для 99%, но хотя бы для одного процента оно будет «против шерсти». Хотя бы одного человека решение руководителя в чем-то ущемит, создаст для него какие-то неудобства. Так было, есть и будет.

Вопрос в том, одного ли человека...

– Правильно, но... Я всегда был беспартийным. Ни в одной партии не состоял в советское время и не состою сейчас. Такова моя личная позиция. Но комсомольцем я был, и считаю, что это одно из важных движений, которое молодежь потеряла. Там делалось все на энтузиазме, коллективно. Сегодня каждый сам по себе, а в обществе не может быть каждый сам по себе... Так я вот о чем. Все время вспоминаю такое понятие из устава комсомольской организации как демократический централизм. Что оно означает? Подчинение меньшинства большинству. Надо четко понимать: сделать так, чтобы сразу стало хорошо всем, невозможно. Обещать можно все что угодно. Помню, Хрущев обещал всем коммунизм к 80-му году. Потом было время, когда всем обещали квартиры к 2000 году...

Любым руководителем принимаются непопулярные решения. Если принимаются популярные – это, как правило, плохо заканчивается. Да, в 98-м году, когда наша компания находилась в кризисной ситуации, мы могли прежде всего выдать зарплату всем работникам – и на предприятии можно было сразу поставить крест. Но было принято решение: всех, включая председателя, отправить на месяц в неоплачиваемый отпуск. Директор и ряд людей в отпуск не ушли, они в это время работали бесплатно. В итоге деньги, сэкономленные на зарплате, пошли на развитие компании.

Или вот еще в качестве примера одно непопулярное решение – прикрыть все развлекательные программы, оставить только информационные. Прекрасно помню август 98-го, шахтеры на рельсах в Челябинске... В тот момент мы приглашали не столько цензора, сколько психолога. Не цензор, не шеф-редактор, не директор – психолог прежде всего смотрел наши материалы. Потому что даже одно неосторожно оброненное слово могло привести к кровопролитию в Челябинской области. Могла пролиться реальная кровь.

То есть словом можно было убить...

– В прямом смысле. То, что словом можно покалечить судьбы – это вообще легко. Но словом действительно можно лишить жизни, и не одного человека. Поэтому очень важно, чтобы и в любом журналисте, и в любом редакторе была прежде всего самоцензура. А она дается с молоком матери, воспитанием и возрастом.

К вопросу о воспитании... У вас двое сыновей. Они пошли по стопам отца?

– Любому родителю хочется, чтобы дети продолжили его дело. Мой старший сын, как и я, по профессии радиоинженер, на сегодня аспирант ЮУрГУ. Я доволен тем, что он продолжил династию инженеров. Он классный программист, очень профессиональный системный администратор. Сыну было пять лет, когда я спаял ему первый компьютер. Уже в то время я не мог его догнать по освоению ПК... Младший сын – автомобилист, учится в ЮурГУ на автотракторном. В свои 20 лет он в состоянии разобрать и собрать любой двигатель.

А еще у моего младшего сына есть серьезное увлечение. Это как раз к вопросу о воспитании... Он состоит в военно-патриотическом отряде «Булат». Причем там занимаются не только мальчишки, но и девчонки. Ребята находят могилы безымянных солдат, безвестно лежащих под землей еще со времен отечественной войны. Если повезет (найдут заполненный медальон), устанавливают личность погибших и перезахоранивают солдатиков. Поисковая экспедиция у них обычно в апреле, длится 20 дней. Ребята поднимают солдат и хоронят их к 9 мая. Поиски ведутся в Ленинградской, Архангельской, Мурманской областях, в Чечне. Разумеется, дети участвуют в этих экспедициях не с целью извлечения какой-то выгоды – наоборот, им самим приходится платить: за дорогу, питание. К тому же они работают в совершенно, извините за грубое слово, скотских условиях. Но детям нравится участвовать в этих поисковых отрядах. Мой сын в первой экспедиции нашел медальон, по которому удалось не только восстановить личность погибшего, но и найти его живых брата и сестру. Представляете, какое это было событие для семьи солдата, какое важное дело делает этот поисковый отряд... Вот как нужно развивать патриотизм у современной молодежи – на таких вот реальных, конкретных делах. Поэтому, когда говорят, что у нас плохая молодежь, мне хочется сказать: нет, у нас плохие родители, плохое общество, которое не использует потенциал детей.

А вообще – дети сегодня поздно взрослеют. Поздно учатся самостоятельно принимать решения. Современная молодежь получила легкий доступ к информации, все блага цивилизации ей доступны. В этом, безусловно, есть и плюсы, но... Это воспитывает иждивенство, инфантильность и, я бы даже сказал, цинизм. Очень важно, чтобы средства массовой информации не использовали эти слабые стороны... Человек же по природе ленив. Воспользоваться готовым всегда проще, чем добыть что-то, потратить усилия, приложить свои знания. Сегодня доступно очень много информации, воспитывающей пороки, но человеческие ценности как были, так и остались. Особенно – в России. Доброта, порядочность – в россиянах заложены эти качества. Заложены! Но их нужно еще и развивать. И СМИ в данном случае – одна из первых скрипок.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления