Аптеки затягивает в торговые сети

В список безрецептурных лекарств, которые в случае принятия предложения будут продаваться в супермаркетах, попали 34 группы медикаментов: жаропонижающие, антисептические, слабительные и гормональные препараты, средства для снижения веса и гематогены, средства от кашля, насморка и головной боли. Продажа «безрецептурки» не предусматривает выделения отдельных торговых зон, но учитывает присутствие продавца-консультанта с фармацевтическим или медицинским образованием.

По задумке Минпромторга, это обострит конкуренцию на аптечном рынке и заставит игроков рынка снизить расценки на лекарства. Напомним, идею продавать безрецептурные лекарства за пределами аптечных учреждений Минпромторг озвучивал еще в 2009 году, однако на сторону аптек встало тогдашнее Министерство здравоохранения и социального развития, и в результате предложение было отозвано. Как пояснил Минсоцздрав, прибыль аптек на 70% зависит от продаж безрецептурных препаратов, и за счет этого аптеки покрывают затраты на выполнение социальных функций (выдача бесплатных и льготных лекарств).

Для ритейла, как считают представители торговых сетей, это привлекательный сценарий развития – так они смогут побороться за повышение собственных оборотов. «Поскольку свободных торговых площадей в магазинах нет, нужно будет убирать менее доходные группы товаров и ставить «таблетки». Если, конечно, они действительно окажутся более ходовыми, – говорит исполнительный директор РС «Проспект» Андрей Амирханов. – На данный момент доходность аптек достаточно высокая, и, думаю, торговым сетям было бы интересно этим заниматься – даже с чуть меньшей рентабельностью. Если же с наценкой на лекарства, скажем, в пять процентов, тогда нет смысла».

Во многих странах мира аптечные прилавки уже давно работают в неспециализированных магазинах. В Германии рецептурные препараты продаются только в аптеках, другие можно найти в специализированных «аптекарских магазинах» – дрогери. С 1970-х годов существует сеть дрогери-магазинов Muller. Лекарства без рецепта можно приобрести также в сетях Rossmann, Schlecker. Похожий принцип действует и в Великобритании – безрецептурные лекарства можно купить в сети специализированных аптечных магазинов Boots. Кроме того, частные владельцы аптек на условиях франчайзинга пользуются именами торговых сетей, например Vantage. В Дании в сельской местности имеются аптеки-сателлиты или аптечные прилавки в магазинах. В Финляндии в районах с низкой плотностью населения некоторые наиболее распространенные лекарства доступны в почтовых офисах и продуктовых магазинах. Торговать безрецептурными препаратами в неспециализированных торговых точках разрешено также в США, Венгрии, Италии, Израиле, Польше, Швеции.

Игроки фармацевтического рынка однозначно против продажи безрецептурных лекарств в торговых сетях. «Во-первых, продажа лекарств относится к лицензируемым видам деятельности, – отмечает генеральный директор ОГУП «Областной аптечный склад» Александр Андреев. – Таким образом, либо торговые сети должны будут получить лицензию на право торговли медикаментами, либо нужно отменять лицензирование для аптечных учреждений. Конкуренция ведь должна быть здоровой». Во-вторых, по словам Александра Андреева, нужно соблюдать необходимые условия хранения, температурный режим и так далее, то есть речь идет о необходимости выделения отдельной торговой зоны. «В общем, странное предложение, – говорит Андреев. – Напрашивается вопрос: раз уж хотят разрешить продавать лекарства в супермаркетах, почему бы тогда не разрешить торговать продуктами в аптеках?»

Эксперт также обращает внимание на то, что самолечение никогда не приветствовалось врачебным сообществом, и даже среди перечисленных безрецептурных препаратов есть такие, которые требуют индивидуального подбора. При этом, если ритейл получит доступ к продаже медикаментов, на фармрынке станет больше лекарственной мимикрии, то есть поддельных препаратов, имитирующих лекарства известных брендов. «В аптечных сетях существует система контроля и обеспечения качества, на местах проводится сертификация товара, есть специалисты, которые отслеживают чистоту документов, – замечает Александр Андреев. – Я не говорю, что торговые сети с этим не справятся, но для этого им придется нанимать не одного фармацевта, а целый штат специалистов».

По оценке исследовательской компании DSM Group, на долю безрецептурных лекарств в аптечных продажах приходится примерно 47,2% в денежном объеме и 71% в упаковках. Как считают эксперты, допуск ритейлеров к продаже безрецептурных лекарств может обернуться фатальными последствиями для некоторых аптечных компаний. Независимый эксперт Евгений Мальцев (экс-директор сети аптек «Малинка») считает, что аптеки в случае принятия новых правил могут потерять от 30 до 50 процентов ежемесячных оборотов. «Потому что речь идет о наиболее ходовом товаре, а какой-то отток покупателей, конечно, будет, – поясняет Евгений Мальцев. – При этом лекарства не станут дешевле, у аптек и так наценка ограниченная, максимум 25 процентов. Думаю, бессмысленно бороться с высокими ценами на лекарства именно таким образом».

Между тем аптечный бизнес получил поддержку от Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), которая считает преждевременным разрешать продажу безрецептурных лекарств в торговых сетях. По словам руководителя управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофея Нижегородцева, выкладка лекарств в торговых залах нарушит нормальную конкуренцию, ведь аптеки продают не только безрецептурные препараты, которые дают наибольшую прибыль, но и обеспечивают больных менее прибыльными рецептурными лекарствами. Наркотические и сильнодействующие препараты требуют особых условий хранения и реализации – это дополнительные издержки. Лекарства из перечня жизненно необходимых и важнейших, цены на которые регулирует государство, продаются с минимальной наценкой. «Торговые сети должны нести сопоставимые издержки с аптеками, иначе это недобросовестная конкуренция», – отметил господин Нижегородцев.