Кому аукнулся маршрутный передел

Проведение конкурсов на обслуживание междугородних рейсов привело к негативным изменениям на этом рынке – такое мнение на прошедшем сегодня, 15 мая, круглом столе в пресс-центре «АиФ» высказал президент Союза автотранспортников Челябинской области Константин Савельев. По его словам, после того, как были проведены конкурсы на межмуниципальные перевозки, сменилось много перевозчиков, часть из которых прекратила свое существование. «Закон привел к переформатированию рынка, практически 40% перевозчиков сменилось, а в ряде городов прекратили свое существование автотранспортные предприятия, работавшие с советских времен. Такая ситуация сложилась в Каслях, Кыштыме, Карабаше, Аргаяше. Это только на северном направлении. Думаю, что всего исчезло около полутора десятков предприятий. А ведь для малых городов очень важно наличие собственных автотранспортных предприятий», – высказался Константин Савельев.

По его мнению, в транспортной сфере необходимо проводить политику, направленную на сохранение автотранспортных предприятий в малых городах. Он сослался на данные Челябинскстата, согласно которым количество маршрутов в Челябинской области сократилось почти на треть.

Эту информацию опроверг начальник управления транспорта министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Александр Филиппов. «Перед проведением конкурсов мы проанализировали маршрутную сеть и включили в нее все действующие маршруты. Реестр, опубликованный на сайте министерства, содержит 290 межмуниципальных маршрутов. Говорить о том, что у нас произошло какое-то сокращение, нельзя», – сказал Александр Филиппов. Проблемы, которые возникли у автотранспортных предприятий в малых городах области, он связывает с их неэффективной деятельностью в прошедшие годы.

«Большинство этих предприятий в малых городах были разорены еще в 90-е годы. В ряде случаев на место муниципальных предприятий пришли частные компании, поэтому нельзя говорить, что эти города остались без базовых перевозчиков», – пояснил Александр Филиппов. Он указал, что в ходе проведения конкурсов были выявлены наиболее сильные компании, которые предоставляют наилучшие условия перевозки пассажиров. «Вспомните, какие автобусы ездили в 90-е годы. Старые, чадящие «Икарусы», в которых приходилось дышать гарью. А посмотрите, как сейчас ездят пассажиры. Между городами ходят удобные современные автобусы, оснащенные кондиционерами, а на дальних маршрутах – с телевизорами. Так что пассажирам это совершенно точно пошло на пользу», – отметил начальник управления транспорта.

По мнению челябинского политолога Александра Подопригоры, которое он высказал в своем блоге, рынок межмуниципальных перевозок в регионе был монополизирован с помощью административного ресурса. «Жителям малых городов все труднее добираться до Челябинска и других городов области. Союз автотранспортников области направил обращение и свои предложения Борису Дубровскому», – сообщил Подопригора. В ходе круглого стола начальник управления транспорта по пунктам опровергал тезисы этой публикации.

Президент ассоциации междугородных перевозчиков Челябинской области, руководитель Челябоблавтотранса Станислав Новичихин не согласился с тем, что в регионе сократилось количество маршрутов. «Мы не наблюдаем снижение количества рейсов, но если где-то есть нехватка пассажирского транспорта, мы готовы выйти с предложениями об открытии дополнительных рейсов», – сказал Станислав Новичихин. Его поддержали руководители магнитогорского и коркинского автопредприятий. «Для меня было удивительно услышать о кризисе в нашей отрасли. Конкурсы расставили все на свои места. Слабый перевозчик остался не у дел, более сильные работают на рынке. Но после этого от обиженных перевозчиков начинают идти письма и жалобы. Могу сказать, что на маршруте Челябинск–Магнитогорск после конкурсов был наведен порядок, исчезли микроавтобусы, и теперь его обслуживают только большие комфортабельные автобусы», – высказал свое мнение директор АТП «Фараон» (Магнитогорск) Виталий Федорцов.

Отметим, что за рамками круглого стола представители Союза автотранспортников говорили о том, что их претензии адресованы не к законодательству о выборе перевозчиков, а к несправедливому проведению конкурсов, в ходе которых победителями становились бизнесмены, приближенные к власти.

По мнению директора компании «КЭМП», эксперта в сфере транспорта и логистики Якова Гуревича, о кризисе в сфере пассажирских перевозок свидетельствует статистика, а региональные власти регулируют отрасль без учета интересов населения. «Статистика четко показывает, что в Челябинской области произошло уменьшение перевозок всеми видами транспорта. Большинство из перевозчиков прекрасно себя чувствуют, у них нет кризиса. Но перевозки предназначены для того, чтобы обеспечивать мобильность населения. А это уже не бизнес, выгода от него ощущается в других сферах. И население как раз чувствует кризис в этой сфере», – считает эксперт.