Банковский сектор Челябинской области отличается высоким уровнем конкуренции. Здесь действуют филиалы 34 организаций из других регионов, 32 отделения Сберегательного Банка России и 11 региональных банков. Для сравнения, в Свердловской области свои филиалы имеют только 21 иногородний банк, а число самостоятельных кредитных организаций – 28.
Сегодня на долю региональных банков области приходится только 26% общего объема кредитного портфеля (данные за 9 месяцев 2004 года), 35,1% держит Сбербанк, 33,9% – филиалы иногородних банков и их головные организации. На долю банков, не имеющих филиалов на территории области, приходится 5% рынка кредитования.
Об особенностях конкуренции, проблемах и перспективах банковского бизнеса мы беседуем с заместителем председателя правления ОАО «Челябинвестбанк» Сергеем Бурцевым.
– Сергей Михайлович, благодаря каким факторам самостоятельные банки Челябинской области выживают в условиях столь жесткой конкуренции?
– Банковская система, в определенной степени, – это отражение экономики, а экономика в области сильна исторически. Это и позволяет региональным банкам конкурировать, быстро расти и находить свою нишу на рынке. Я согласен с тем, что банковская система может стать локомотивом экономики. Но что первично – рост производства или активность банков – вопрос риторический. Не следует также забывать, что банки во многом зависимы от макроэкономических факторов, в том числе от роста денежной массы, инфляции и темпов развития экономики. Развитие банков возможно на базе роста активных операций, что может привести к увеличению производства и потребительского спроса населения. Стабильные предприятия дадут работу населению, будет развиваться бизнес, сфера услуг – а значит будет расти потребность в банковских услугах. Будут развиваться и сами банки.
– Но ведь большинство этих предприятий ушли в крупные московские банки?
– Да, это так. Но предприятия пользуются не только кредитами. Банковский сервис состоит из множества операций, часть которых в состоянии удовлетворить и региональные банки. Например, зарплатные проекты по пластиковым картам. Конечно, многое зависит от нашей активности, насколько четко мы сами просчитываем стратегии. Мы, например, понимаем, что в таком регионе ставку надо делать не на престижность платежной системы, а на создание инфраструктуры обслуживания пластиковых карт. Человек, работающий на металлургических комбинатах должен иметь возможность не просто раз в месяц снять наличные в банкомате у проходной, но и оплатить покупки в магазине, телефон, коммунальные услуги, бензин и так далее. И практика подтвердила правильность такого подхода. Некоторые предприятия перевели все свои зарплатные проекты в московские банки, которые, как правило, работают с системами Visa или Master Card. Но это оказалось не всегда удобно для сотрудников, никогда не выезжающих из области, и предприятия начали параллельно предлагать работникам карты более перспективной отечественной системы «Золотая корона», которые эмитируем мы и другие банки области.
– Насколько часто происходит перераспределение крупной клиентуры в другие банки?
– Если говорить в целом по системе, то да, такая тенденция есть. Наверное, больше всего это заметно на примере крупнейших банков области, в которых изначально были собраны крупные индустриальные предприятия. Как говорится, от большого пирога всегда легче оторвать кусочек побольше. «Челябинвестбанк» ведет свою историю с отделения «Жилсоцбанка». Нам в наследство достались предприятия, которые сейчас принято называть малым и средним бизнесом. Поэтому московским банкам труднее «отщипнуть» нашу клиентуру, да и по большому счету они пока этим сегментом мало интересуются. У нас и параметры другие – тот бизнес, который в Москве считается малым, для нас – средний, к нему и подходы соответствующие…
– Считается, что сохранение региональной системы зависит от позиции местных органов власти. Можно ли сказать, что администрация области дает преференции какой-либо группе банков?
– Явных преференций у властей нет и не было никогда. Другое дело, что администрации области и города нужно постоянно решать социальные проблемы, а для этого нужны крепкие кредитные организации с разветвленной филиальной сетью, предпочтительно работающие с розницей. И когда они видят свой интерес, то с удовольствием идут на контакт. Именно при поддержке властей нам удалось создать в Челябинской области систему «Город» по организации приема платежей от населения. Другая система – «Социальная карта челябинца» – позволила организовать учет льготного проезда на транспорте. Программы в большинстве своем уникальные, к нам неоднократно приезжали представители других регионов. Но самое главное, что от реализации этих социальных программ население только выиграло как в удобстве, так и в качестве обслуживания.
– В ближайшее время в регионы пойдут дочки иностранных банков, конкуренция станет еще сильнее. Председатель правления «Райффайзенбанка» Мишель Перирэн, открывая филиал в Екатеринбурге, заявил, что следующим городом на Урале, куда пойдет его банк, станет Челябинск. Вы видите для себя в этом опасность?
– Нужно не столько опасаться, сколько учитывать это. Иностранные банки зайдут с дешевыми, а самое главное – с длинными ресурсами. Это конкурентное преимущество у них не отнять (у нас в России в банковской системе практически нет долгосрочных ресурсов). Возможно, что иностранные банки отберут у нас какую-то часть крупных вкладчиков. И, наконец, у них есть десятилетиями отработанные технологии. Но! Наша банковская система быстро развивается, многие региональные банки уже несколько лет владеют новейшими банковскими технологиями, которых нет на Западе (например, мобильные платежи), и я уверен, что региональные банки смогут быстро перенять технологии, которые будут давать рынку банки с иностранным участием. Тем более, что на первом этапе они начнут в первую очередь оказывать услуги крупным клиентам. А значит, у нас есть на это время.
– Действительно, дочерние иностранные банки придут не только с дешевыми, но и длинными ресурсами. И что в этой ситуации могут противопоставить региональные банки, у которых в основе ресурсной базы – краткосрочные вклады населения?
– А вот это вопрос уже государственной политики. Мы много лет говорим о том, что нужно внести изменения в Гражданский кодекс, а именно – в статью 837, позволяющие банкам вводить безотзывные вклады. По сути, все депозиты в российских банках – «до востребования». (На XVI съезде АРБ эту проблему уже почти не упоминали: надоело говорить об одном и том же). Не понятно, почему законодатели так препятствуют введению такого вида вкладов, тем более, когда большинство банков вступило в систему страхования вкладов. Любому банку в некризисных условиях, как правило, выгодно возвратить вклад вкладчику досрочно: он может сэкономить на процентах. Если же это сделать нельзя, а человеку срочно нужны деньги, то почти всегда можно выдать ему кредит под залог прав на вклад. К сожалению, ни правительство, ни Госдума до сих пор не решаются взять на себя ответственность за приятие этого важного для всей экономики решения. И даже сейчас, когда имеются гарантии для населения, что их деньги защищены государством, вопрос о введение таких видов вкладов затягивается. Для региональных банков эта проблема актуальная, поскольку доля вкладов в ресурсной базе банков высока, и эта доля растет с каждым годом. Все это заставляет банки поддерживать ликвидность на повышенном уровне, ограничивать выдачу кредитов реальному сектору экономики. И все это на фоне повышения требований к достаточности капитала.
– Банк России стремится повысить надежность банковской системы, прежде всего – уровень ее капитализации…Что ж в этом плохого…
– К сожалению, иногда часто наш регулятор опережает события. Например, сейчас обсуждаются поправки в закон о банкротстве, в соответствии с которыми у банка должна быть отозвана лицензия, если норматив достаточности капитала становится ниже 10%, а если ниже 12%, то вводится процедура финансового оздоровления. Очевидно, что такие поправки равносильны введению норматива достаточности капитала в размере 12%, так как информация в СМИ о введении в банке процедуры финансового оздоровления убьет любой банк. В международной практике норматив, при котором отзывают лицензию, установлен на уровне 8%, а оздоровление вводится при планке в 10%. Мы же как всегда бежим впереди паровоза, не понятно зачем.
У нас уже был норматив Н11, которым регулировалось, что сумма привлеченных средств вкладов граждан не может быть больше размера собственных средств (капитала). Однако когда размер вкладов приблизился к размеру собственных средств, этот норматив отменили, так как в интересах экономики оказалось кредитование субъектов рынка за счет привлеченных средств вкладчиков.
Ужесточение требований к нормативу Н1 также может привести к снижению кредитной активности банков. И думаю, что это идет в разрез с требованием удвоить ВВП. Многие развивающиеся страны с целью обеспечения более быстрого развития экономики наоборот снижали нормативы достаточности капитала до 8%, что позволяло им иметь кредитную задолженность в относительном выражении к активам на 20–40% больше.
Чтобы выдерживать нормативы при нынешнем уровне рентабельности банков, надо либо повышать цены на услуги, либо накачивать уставный капитал средствами акционеров…
– …или совсем уходить с рынка. Может быть, такой подход законодателей и регулирующих органов – своего рода способ расчистки банковской системы, удаления малых банков?
– Малым банкам работать сложнее. Это факт. У них другие доходы, другие затраты. Но если они выполняют свои функции – привлекают вклады и размещают кредиты, соблюдают нормативы, – не нужно заниматься их расчисткой. Политика на искусственное слияние всех участников рынка в одну крупную структуру малоэффективна, этот процесс должен идти сам собой. Разговоры о том, что России надо иметь 300, а то и 900 банков идут постоянно. Хотя кому это выгодно? Уверен, что не населению. Людям должны имеет возможность быстро получить необходимые услуги и не стоять в очередях.
– Что нужно делать региональному банку, чтобы остаться на рынке?
– Гораздо легче выжить тем, кто будет иметь разветвленную сеть филиалов и отделений. Повышается устойчивость. Риски рассредоточены, даже территориально. Кроме того, при большой сети ниже себестоимость продуктов, так как постоянные издержки на одну услугу снижаются. Это важно делать сейчас, пока иностранные, московские, да и свердловские банки умеренно развивают инфраструктуру в Челябинске и других городах области. Пока другие банки заходят, чтобы попробовать поработать на нашем рынке. Ведь для того, чтобы создать сеть, надо четко просчитать расположение офиса – это половина успеха новой точки. У нас есть знание местной специфики, у них – нет. Сегодня мы накопили свою уникальную статистику по результатам работы отделений, мы четко знаем в каком районе, на какой улице стоит ожидать рост объемов продаж финансовых продуктов, а где – нет. Этот опыт никаким научным подходом не заменить. И этим стоит воспользоваться.
– А может быть крупным высокотехнологичным банкам и не нужна большая сеть? Сейчас развиваются различные способы удаленного обслуживания – интернет-банкинг, SimMP, sms-банкинг, наконец, банкоматы с полным набором функций, включая прием наличных…
– А кто вам сказал, что региональные банки не занимаются внедрением этих технологий? У наших клиентов уже давно есть возможность работать через интернет-банк, проводить платежи с помощью мобильного телефона или через банкомат, получать SMS-сообщения на мобильный телефон или электронный адрес. Даже штраф за нарушение правил дорожного движения можно заплатить на месте преступления (безналично, с использованием мобильного телефона). Есть возможность увидеть все долги по квартплате в системе «Город».
Банкоматы заряжены практически всеми функциями. Владелец пластиковой карты может узнать суммы всех своих задолженностей за услуги в банкоматах банка. Но для того, чтобы научиться этим пользоваться, человек как минимум один раз должен прийти в банк. А пойдет он в тот офис, который ближе.