Экономика Зачем банку чужие долги

Зачем банку чужие долги

На днях банковский комитет Госдумы одобрил законопроект, лишающий банки монопольного права оказывать услуги факторинга. Если документ будет утвержден в законодательном порядке, рынок факторинга, объем которого эксперты оценивают примерно в 4 миллиарда...

На днях банковский комитет Госдумы одобрил законопроект, лишающий банки монопольного права оказывать услуги факторинга. Если документ будет утвержден в законодательном порядке, рынок факторинга, объем которого эксперты оценивают примерно в 4 миллиарда долларов, будет открыт для компаний, не обладающих специальной лицензией. Отмена лицензирования факторинга может вызвать приток в этот сегмент новых игроков, в том числе иностранных. В преддверии такого события банки выводят факторинговый бизнес в дочерние компании и стремятся заключить партнерские отношения с ключевыми клиентами.

Факторинг становится все более популярной банковской услугой в сегменте финансовых продуктов для корпоративных клиентов. Интересна эта услуга, прежде всего, компаниям, которые занимаются оптовой торговлей высоколиквидных товаров: продуктов питания, алкоголя, косметики, бытовой техники, и работают на условиях отсрочки платежа. Залатать дыру в бюджете им помогают заемные средства банков, которые предоставляют деньги в обмен на долги кредиторов. Ежегодно рынок факторинговых услуг прирастает, по разным оценкам, на 50-200%, причем наибольший рост прогнозируется на ближайшие два года. И связано это во многом с предполагаемыми изменениями в законодательной базе. На прошлой неделе банковский комитет Госдумы рекомендовал принять в первом чтении правительственные поправки в Гражданский кодекс, кардинально расширяющие круг участников рынка факторинговых услуг. По сути, поправки лишь устраняют противоречие между Гражданским кодексом и федеральным законом о лицензировании отдельных видов деятельности: кодекс разрешает заключать договоры факторинга банкам и другим организациям, имеющим соответствующую лицензию, а закон не содержит норм по лицензированию факторинга. В новой редакции статьи требование об обязательном лицензировании компании, оказывающей факторинговые услуги, предлагается исключить. Этот шаг, по мнению законотворцев, будет способствовать увеличению объема факторингового рынка с 0,5% от ВВП в 2005 году, что составляет примерно 3,8 миллиарда долларов, до 3% от ВВП в 2008 году.

«Российский рынок факторинга растет впечатляющими темпами: ежегодный прирост составляет порядка 200%, и потенциал развития рынка очень большой, – считает руководитель группы факторинга банка «Северная казна» Петр Левин. – Оценить уровень конкуренции со стороны небанковских организаций можно будет только после отмены лицензирования факторинговой деятельности».

Не дожидаясь отмены лицензирования, банки, заинтересованные в развитии этого направления, предпочитают передавать факторинговые операции в отдельные структуры. Факторинговые «дочки» есть у инвестбанка «Траст» и Транскредитбанка. Транскредитбанк инвестировал в уставной капитал дочерней компании «Транскредитфакторинг» шесть миллионов рублей, что наглядно свидетельствует о том, как высоко оценивается перспективность данного вида финансовых услуг. Как сообщается в официальном пресс-релизе банка, аффилированная с ним факторинговая компания будет заниматься финансированием под уступку денежных требований главным образом предприятий-поставщиков ОАО «РЖД», предприятий энергетики, металлургических компаний и других клиентов банка.

«Для «Транскредибанка» основным направлением развития факторинга является транспортная отрасль, именно здесь у банка имеется наибольший опыт работы, – говорит генеральный директор «Транскредитфакторинг» Алексей Бородулин. – Создание отдельной компании позволит увеличить объемы факторингового обслуживания клиентов и обеспечит наибольшую эффективность их проектов».

В челябинском филиале банка от комментариев воздерживаются – факторинговые операции пока не входят в перечень приоритетных услуг. Сейчас услуга только проходит апробацию в головном офисе банка, и все клиенты, даже региональные, обслуживаются именно там. Пока воздерживается от предложения факторингового обслуживания на челябинском рынке и «Импэксбанк».

Признанным лидером местного рынка факторинговых операций сегодня является представительство банка «Национальная факторинговая компания», входящего в финансовую корпорацию «Уралсиб». Первый контракт на факторинговое обслуживание челябинское представительство компании подписало еще в ноябре 2002 года. В числе клиентов значатся преимущественно компании – оптовые поставщики продуктов питания и алкогольной продукции, среди которых можно отметить такие предприятия, как «Незабудка», «Вол-Га», «МТ-Сервис» и другие.

Конкуренцию «Национальной факторинговой компании» с недавних пор пытается составить банк «Северная казна», открывший филиал в Челябинске немногим более года назад. Перечень требований, которые банк предъявляет к торговой компании, показателен и для других участников рынка – стабильные обороты по счету за период не менее 3 месяцев, диверсифицированная дебиторская задолженность, то есть не менее 5-7 постоянных покупателей, безналичная практика расчетов и наличие не менее трех оплаченных ранее поставок этому клиенту. Вознаграждение банка за факторинговое обслуживание устанавливается в процентах от суммы поставки и удерживается с каждого платежа, поступившего в оплату уступленного банку счета фактуры. Размер вознаграждения устанавливается в зависимости от количества покупателей, оборота, частоты поставок, сроков оплаты. Итоговая факторинговая комиссия составляет от 0,5% до 5% от суммы поставки. Размер общего лимита финансирования не должен превышать 50% среднемесячного объема выручки, поступающей на расчетный счет в банке, и составлять не менее 500 тысяч рублей. Допустимую отсрочка платежа составляет 90 дней, если клиент за этот срок не расплатился с банком, с торговой компании взимается неустойка в размере от 0,1% за каждый день просрочки от невыплаченной суммы. Поскольку конкуренция на рынке факторинговых операций пока не слишком велика, банки могут позволить себе не перекладывать на себя «головную боль» клиентов по взысканию просроченной задолженности. Поэтому компаниям-поставщикам, заключая договор о факторинговом обслуживании, важно понимать, что банк не является конторой по выбиванию долгов и работает только со свежей дебиторской задолженностью.

«Если сравнивать три основных способа пополнения оборотных средств торговой компании: краткосрочный кредит, овердрафт и факторинг, – то договор факторинга является более гибким и современным финансовым инструментом», – утверждает главный редактор инфоцентра «Южуралбанкаудит», консультант-эксперт Антон Гаген.

По мнению эксперта, основными недостатками овердрафта –кредитования банком расчетного счета клиента – является недоступность услуги (как правило, овердрафт предоставляется только постоянным клиентам банка, имеющим стабильные обороты по расчетному счету) и невысокий лимит кредитования, который составляет обычно не более 25% от среднемесячного оборота по счету заемщика в банке. Достоинствами данного вида пополнения оборотных средств является отсутствие необходимости в залоговом обеспечении и быстрота пополнения оборотных средств. При оформлении традиционного краткосрочного кредита на пополнение оборотных средств заемщик зачастую должен предоставить залоговое обеспечение, кроме того, операция по выдаче кредита занимает гораздо больший промежуток времени, поскольку необходимо произвести оценку предоставляемого обеспечения.

Основное отличие факторинга от кредита заключается в том, что, предоставляя кредит, банк отталкивается от прошлого: кредитная история, величина прошлых доходов и фактически прошлое благополучное финансовое состояние заемщика. Для выдачи кредита банк требует залог и размер этого залога, как правило, должен в два раза превышать размер выдаваемого кредита. Факторинг же представляет собой беззалоговый в классическом понимании инструмент, величина финансирования зависит от будущих доходов предприятия, что ведет к значительному сокращению количества подаваемых в банк документов, снижает затраты, сокращает сроки получения денежных средств. К тому же сумма кредита определяется сразу, а объем финансирования при факторинге может увеличиваться по мере роста объема продаж.

Операция по получению денег проста – если у компании-поставщика уже есть договор о предоставлении факторинговых услуг, то ей достаточно принести в банк накладные и счета-фактуры на отгруженную продукцию. При этом банк в тот же или на следующий день переводит на счет компании от 60% до 90% от выставленного счета. Процент финансирования напрямую зависит от платежной дисциплины покупателя. При финансировании по факторингу компания-поставщик имеет возможность свести кассовые разрывы до минимума, оперативно пополнив недостаток оборотных средств путем представления в банк товарораспорядительных документов. Фирма запускает эти средства в свой хозяйственный оборот и не беспокоится о необходимости возврата средств к определенной дате, как при кредитовании. Погашение финансирования происходит из платежей покупателей на специальный факторинговый счет клиента в банке в течение времени отсрочки.

Согласно Гражданскому кодексу, компания-поставщик обязана уведомить клиентов о том, что переуступила дебиторскую задолженность компании-фактору. Этот пункт, по мнению Антона Гагена, достаточно часто и становится камнем преткновения на пути развития факторинговых операций.

«Слабое развитие факторинговых операций на челябинском рынке финансовых услуг связано в первую очередь с непониманием потенциальными клиентами банков и факторинговых компаний механизма факторинговых операций и с низкой степенью доверия в связи со слабой информированностью, – полагает Антон Гаген. – Так же немаловажную роль играет нежелание самих должников работать с кредитными организациями, выступающими финансовыми агентами. То есть в основном замедленное развитие факторинга обусловлено причинами субъективного характера и не зависит от реальной потребности рынка в такого рода операциях. Между тем, факторинговые схемы в бизнесе позволяют компаниям увеличить скорость оборота денежных средств и, соответственно, свою прибыль и конкурентоспособность, с другой стороны, факторинговые операции требует достаточно высокой степени прозрачности бизнеса, на что многие компании на данный момент еще не готовы пойти».

Эксперт в сфере финансов, исполнительный директор страховой компании «Южурал-ЖАСО» Дмитрий Довженко считает, что причины слабой представленности услуг факторига на местном рынке совершенно иные: «Сегодня банку гораздо спокойнее и выгоднее выкупить огромный долг крупного промышленного предприятия, чем совокупную задолженность нескольких индивидуальных предпринимателей перед торговой оптовой компанией в несколько сот тысяч. Просчитать финансовую устойчивость бизнеса «должников» в этом случае неимоверно сложно. Поэтому услуга факторинга, интересная в первую очередь именно для оптовых торговых компаний, фактически оказывается недоступной для них».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления