RU74
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Челябинске

Погода+7°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +4

4 м/c,

южн.

731мм 87%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Экономика А у ФАС молоко убежало!

А у ФАС молоко убежало!

Сбытовая политика молочного холдинга, в который входят ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» (ОАО «ЧГМК»), ОАО «Чебаркульский молочный завод» и ОАО «Магнитогорский молочный комбинат»...

" src=

Сбытовая политика молочного холдинга, в который входят ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» (ОАО «ЧГМК»), ОАО «Чебаркульский молочный завод» и ОАО «Магнитогорский молочный комбинат», подконтрольные предпринимателю Дмитрию Еремину, вызвала пристальное внимание челябинского управления федеральной антимонопольной службы. Представители надзорного органа опасаются, что шаги, предпринимаемые компаниями для продвижения на рынке, приведут к ограничению ассортимента продукции, представленной в магазинах, и росту цены на нее. Представители холдинга, в свою очередь, заявляют, что вынуждены усиливать собственные позиции на местном рынке для того, чтобы противостоять другой монополизации – общероссийской.

По информации УФАС, на территории Челябинской области создан крупный молочный холдинг, в который вошли ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» (ОАО «ЧГМК»), ОАО «Чебаркульский молочный завод» и ОАО «Магнитогорский молочный комбинат». Все три предприятия занимают доминирующее положение на рынке. Совокупная доля ОАО «ЧГМК» и ОАО «Чебаркульский молочный завод» на рынке молочной продукции Челябинска в 2004 году составила 48,8%, доля ОАО «Магнитогорский молочный комбинат» на рынке Магнитогорска – 59,2%.

За последние четыре-пять лет количество производителей молочной продукции, представляющих свою продукцию в Челябинске, существенно сократилось. Проверки УФАС показали, что сегодня в продуктовых магазинах города представлен широкий ассортимент продукции в основном только двух производителей – ОАО «ЧГМК» под торговым брендом «Первый вкус» и ОАО «Чебаркульский молочный завод». При этом далеко не в каждом магазине можно купить продукцию Копейского, Коркинского, Южно-Уральского молочных заводов и Еткульского «Ореола».

Специалисты УФАС полагают, что к ограничению выбора молочной продукции в большинстве торговых точек города привела сбытовая политика крупных производителей. «Используя лидирующие позиции и возможности решающего влияния холдинга на общие условия реализации товаров на молочном рынке городов области, предприятия могут злоупотреблять своим доминирующим положением на рынке, ограничивая на нем конкуренцию», – считает руководитель УФАС по Челябинской области Анна Козлова.

В настоящее время Челябинское УФАС проводит расследование в отношении ОАО «Магнитогорский молочный комбинат» по заявлению ОАО «Южноуральский молочный завод». Заявитель считает, что комбинат ограничивает конкуренцию производителей на рынке Магнитогорска за счет системы скидок. По данным руководства южноуральского завода, торговым точкам магнитогорский производитель предлагает высокие бонусы, если они отказываются работать с конкурентами.

" src=

Подобную проверку в Челябинске антимонопольщики устроили в первом полугодии 2005 года. Тогда производители молочной продукции ООО «Ореол», ОАО «Копейский молочный завод» пожаловались на то, что ЧГМК и торговые сети города вытесняют с рынка другие молочные заводы. Претензии производителей вызвала система скидок, которую предлагало магазинам руководство ЧГМК. Скидка уменьшалась соразмерно количеству поставщиков одноименной молочной продукции. На максимальную скидку продавцы могли рассчитывать лишь в том случае, если круг партнеров ужимался до одного ЧГМК. Комиссия Челябинского УФАС увидела в этом противоречие закону «О конкуренции». Тогда нарушение в добровольном порядке руководство челябинского комбината устранило.

Между тем, как отмечают некоторые участники рынка, ситуация от этого изменилась мало. «Молочный холдинг с прошлого года постепенно вытесняет нас из всех торговых сетей, – сетует генеральный директор ООО «Ореол» (с. Еткуль) Анатолий Солодков. – Мы несколько раз пытались сотрудничать с «Незабудкой» – безрезультатно. Хозяин ЧГМК г-н Еремин вытеснил нас не только из «Незабудки», но и из «Молнии», пообещав сетям скидки за ограничение количества поставщиков. Мы обращались в прокуратуру, антимонопольную службу, но все наши старания, видимо, спустили на тормозах. Мы полностью готовы к конкуренции, пытаемся войти в торговые сети, но получаем с их стороны отказ».

В диктате торговых сетей, установившемся на челябинском рынке, видит корень зла и директор фирмы «Камэлла Молочные продукты» (Увельский район) Иван Очеретный. «Сегодня не покупатель выбирает поставщика, а торговые точки, – отмечает он. – Небольшие предприятия не в состоянии платить бонусы за вход в ту или иную торговую сеть. А ведь именно от ритейлера сегодня во многом зависит продвижение продукции. Если наши товары задвинут на нижние полки, то и брать их будут хуже, хотя нареканий на качество нашего молока от покупателей нет». Иван Очеретный уверен, что в условиях честной конкуренции спрос на продукцию должен определять покупатель при условии, что магазины предоставят ему широкий выбор. Однако руководитель убежден, что на сегодняшний день этого нет. В доказательство производитель приводит статистику, согласно которой за последние три года объем реализации продукции из Увелки вырос на 70 процентов, с 7 до 12 тонн в сутки. При этом продажи в Челябинске не увеличились ни на грамм. Объемы росли за счет других городов: Южноуральска, Троицка, Коркино, Еманжелинска. «Там нет засилья торговый сетей, а есть частные магазинчики, которое активно берут нашу продукцию».

Представители ЧГМК в свою очередь объясняют симпатии продавцов к своей продукции прежде всего двумя факторами: качеством и предлагаемым производителем сервисом. «В Челябинске наш комбинат старается использовать свое конкурентное преимущество – местоположение, – отмечает генеральный директор «Челябинского городско молочного комбината» Владимир Данилов. – Мы единственный поставщик в городе на сегодняшний день, который предлагает магазинам двойной завоз. Так как многие торговые предприятия не имеют оборудования для хранения больших объемов продукции, они заказывают у нас утреннюю и вечернюю доставку. Что бы ни случилось, наши машины приезжают в магазин точно в оговоренное время».

Представители супермаркетов также единодушно считают, что именно эти преимущества определяют выбор местных ритейлеров. И в один голос заявляют, что не испытывают никакого давления со стороны молочного холдинга. «Очевидно, что лидирующие позиции на рынке занимают такие бренды, как «Первый вкус», и это происходит не только и не столько потому, что компании-лидеры ведут какую-то особую политику, направленную целиком и полностью на ослабление конкуренции, – отмечает генеральный директор торговой сети «Молния» Александр Ширеков. – Предложение супермаркетов продиктовано спросом покупателей. Мы пытались вводить в оборот молочные продукты других заводов, но доля их продаж была минимальна, и мы отказались от них», – отмечает он.

«Наша компания руководствуется потребностями покупателя, – поддерживает коллегу акционер компании «Пятерочка» Елена Красникова. – В наших магазинах присутствует продукция 8 производителей молочной продукции. Наибольшим спросом пользуются молочная продукция «Камэлла», ЧГМК и Шадринского комбината».

«Проблема с монополизацией рынка крупными молочными поставщиками действительно существует, – соглашается заместитель директора отдела маркетинга торговой сети «Дикси» Екатерина Петрова. – Но на магазинах нашей торговой сети это не отразилось. Мы представляем широкий ассортимент молочной продукции и наряду с такими лидерами на молочном рынке, как Челябинский и Чебаркульский комбинаты, у нас представлены молочные изделия и других поставщиков, таких как «Южноуральский молочный завод», «Шадринский молочный комбинат», «Камэлла».

Крупные игроки считают, что монополизация челябинского молочного рынка – лишь проявление общероссийской тенденции. Объединение местных производителей становится ответом на экспансию крупных игроков федерального уровня. «На сегодняшний день порядка 50 процентов российского рынка монополизировано крупнейшими игроками – компаниями «Вимм-Билль-Данн» и «Юнимилк», – отмечает Владимир Данилов. – На челябинских прилавках сегодня без труда можно найти продукцию их дочерних предприятий: «Уфамолагропром» («Вимм-Билль-Данн»), «Пермьмолоко», Шадринский молочно-консервный комбинат («Юнимилк»). Мы же, со своей стороны, не представлены ни в Перми, ни в Уфе, ни в Шадринске. Потому что мы на сегодняшний день не имеем возможности по рентабельности продукции иметь свою сбытовую сеть в этих городах».

По мнению, г-на Данилова, укрупнение – это едва ли не единственный шанс предприятий выстоять в жесткой конкурентной борьбе. «В Америке заводов, которые перерабатывают меньше 600 тонн молока в сутки, просто нет, – отмечает гендиректор челябинского предприятия. – Примерно такая же ситуация и в других странах». В этих условиях процесс исчезновения производителей молочной продукции, вырабатывающих четыре-пять тонн молока в сутки, закономерен. «Нельзя содержать квалифицированный персонал, хорошего технолога, технических специалистов по молочному оборудованию и перерабатывать при этом пять тонн молока», – говорит Владимир Данилов.

Мелкие производители с этим утверждением готовы поспорить. В качестве доводов – опять же пример из области сельского хозяйства США. «В 98-м году я был в штате Висконсент, знакомился с их молочными предприятиями, – вспоминает Иван Очеретный. – Нам показывали и заводы-гиганты, которые вырабатывают по 500-800 тонн молока в сутки, и маленькие заводики. Там всем места хватает, потому что спрос на их продукцию регулирует покупатель».

Челябинские же покупатели, как считают в УФАС, помимо ограничения ассортимента, уже получили рост цены на молочную продукцию. «По информации, представленной нам Региональной энергетической комиссией Свердловской области, уровень цен на молочную продукцию в Челябинской области выше, чем в Свердловской и Оренбургской областях, – сообщила Анна Козлова. – Молоко 3,2% жирности в полиэтиленовой упаковке в Екатеринбурге на один рубль дешевле, чем в Челябинске, в Оренбурге – почти на два рубля». Другой стороной медали монополизации может оказаться снижение стоимости сырья, что негативно скажется на сельхозпроизвоителях. «Сегодня из-за большого количества мелких компаний в области держится самая высокая цена на сырье в регионе. Зимой 8,50-8,80 рублей, летом – 7,50-7,80. Если уничтожат конкурентов, монополист начнет диктовать свои условия на этом рынке», – считают эксперты.

Чтобы разобраться в вопросе влияния сбытовой политики холдинга на молочный рынок города, сотрудники антимонопольной службы решили наладить диалог с производителями, продавцами молочной продукции и жителями области. Мнения по этой теме можно высказать по электронному адресу.

Средние потребительские цены на молоко по Уральскому региону

Источник: Федеральная служба государственной статистики

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления